Урок математики в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками»

Данный урок «Сложение чисел с разными знаками» является четвёртым в данной теме согласно календарно-тематическому планированию.     Задача сложения чисел с разными знаками связана с алгоритмом вычитания положительных и отрицательных чисел. Поэтому отработка навыков необходима для общей вычислительной культуры и всего дальнейшего обучения в основной школе.  Конспект разработан с использованием следующего УМК :Математика. Учебник  для 6 класса ОУ/  – М.: -   Мнемозина, 2012,учебник под редакцией г...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК

Математика. Учеб. для 6 кл. ОУ/ - М.: - Мнемозина, 2012

Ф. И. О. автора учебника

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков. С.И. Шварцбург

Тема урока

Сложение чисел с разными знаками

Класс

6 класс

Краткая характеристика класса

Ребята стремятся помочь друг другу при работе в парах, организованы, оказывают друг другу помощь. Учащиеся любознательны, ответственно подходят к выполнению поставленных задач. Позитивно относятся к учебе, готовы к работе в микрогруппах. 40% учащихся учится на «4» и «5».

2) Пояснительная записка к уроку

Данный урок является четвёртым в данной теме. Задача сложения чисел с разными знаками связана с алгоритмом вычитания положительных и отрицательных чисел. Поэтому отработка навыков необходима для общей вычислительной культуры и всего дальнейшего обучения в основной школе.

3) Сценарий урока

Тема: Сложение чисел с разными знаками

Цель: Сформировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

  • Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.Создать условия для развития личности учащихся через формирование УУД. (способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения нового социального опыта через содержание учебного материала).

2.Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей, инициативность, находчивость, активность при решении задач.

2.Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

3.Формировать способность у учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

  • Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формировать умения анализировать свою деятельность и управлять ею (постановка учебной задачи, определение способа её решения, планирования совместной работы по её решению в паре, запоминания фактического материала, в том числе по истории математики).

  • Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Создать условия для успешного овладения алгоритмом сложения отрицательных и положительных чисел и умения применять его в других предметных областях.

2.Формировать умения проводить классификации, логические обоснования.

  • Оборудование урока: инструктивные карточки, наглядная таблица «Сложение чисел с разными знаками» , Н.Я. Виленкин «Математика.» Учеб. для 6 кл. ОУ/ - М.: - Мнемозина, 2012 год

  • Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационно-мотивационный этап (2мин)

Приветствие. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим знания и закрепим практические навыки по теме «Сложение чисел с разными знаками».

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на плодотворную работу.

Коммуникативные ууд

2.

Актуализация знаний (10 мин)

Задание №1.

- Внимательно посмотрите, что вы видите на доске?

- А в каком порядке они расположены? (см. таблица 1)

- Какие это числа? Как можно эти числа сгруппировать? Сгруппируйте! (1 вариант - положительные и отрицательные; 2 вариант - целые и дробные; возможны и другие варианты)

- Что изображено на рисунке?

- Какие числа могут быть расположены на координатной прямой справа от 0?

- Какие числа могут быть расположены слева от 0?

- Ноль, каким является числом? Положительным или отрицательным?

Задание №2

- Давайте отметим на координатной прямой все числа. (используется раздаточный материал)

- Скажите, в каком порядке расположились числа на прямой? (см. таблицу 2)

- А если мы запишем эти же числа справа налево?

- Ребята, что такое порядок?

(Читаем в толковом словаре В.Даля: Порядок - совокупность предметов, стоящих по ряду, рядом, …не вразброс,…один за другим; ряд, линия и т.д.)

Учащиеся работают с таблицей и дискутируют





Работа в микрогруппах с раздаточным материалом, а один учащийся -у доски

Дискуссия, высказывание личных мнений


Регулятивные и общепознавательные ууд





Личностные ууд

3.









5.




6.


7.




8.

Освоение нового материала (7-10 мин)








Контроль и самооценка (15 мин)


Домашнее задание (1 мин)

Закрепление материала (2 мин)



Рефлексия (1 мин)

3. Парная письменная работа

Задание №3.

- У вас на листочках, записаны примеры. Решите их и запишите в клеточках ответы. Найдите полученные ответы в таблице и поставьте рядом соответствующую букву (см. таблица 3). (см. таблица 4)

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, что такое хаос?

(Читаем в толковом словаре С.Ожегова и Н.Шведовой: Хаос - отсутствие порядка, полная путаница. Нагромождение, скопление чего-н. Беспорядок)

-Где на доске вы видите хаос? - Хаос, это хорошо или плохо?

- Рассмотрим эпизод хроники человечества, с которой встречайтесь на уроках истории

-Давайте договоримся, я буду называть события. Все даты до нашей эры будем считать отрицательными числами, а даты нашей эры - положительными. (положительные - хлопаем, отрицательные - топаем)(см. приложения таблица 5)

Решение задач

- Давайте рассмотрим несколько задач из разных предметных областей, для решения которых, необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками.

Задание №4 (география).

Задание №5 (экономика)

Задание №6 (статистика)

Задание №7 (физика)

Исследовать таблицы № 975,977. Придумать задачу по данной теме


-Ребята, что мы сегодня, повторили на уроке?

- А что-то новое вы узнали?

- Еще раз повторим правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

- Можно ли сказать, что правило - это порядок?

- Каким знаком можно отметить «порядок»? А «хаос»?

- Если вы хорошо усвоили тему «Сложение чисел с разными знаками» - это «плюс», а если плохо - это, конечно, «минус»!

-Знания, которые усваивает человек, открывают ему дверь к другим, новым знаниям и достижениям. И в зависимости от того, какие это знания - трудные или легкие, интересные или не очень, можно дать определение и той двери, которая перед ним открывается: тяжелая металлическая или наоборот, невесомая, легкая из картона. Трудно ли вам было сегодня на уроке, легко ли? Как для себя вы оцените эти знания, подберите наиболее соответствующее вашим ощущениям понятие - железная дверь или картонная.

- Спасибо за урок, ребята!

Выполняют письменную работу, взаимопроверка в парах; повторяют правила сложения чисел и определение модуля в парах.

Ответы учащихся «хаос»,высказывание личных мнений.

обращают внимание на первую таблицу, дискутируют.

Выполняют задания физкультминутки


Работа в парах, взаимоконтроль



Записывают домашнее задание в дневник


Фронтальный опрос

Общепознавательные и коммуникативные ууд





Личностные ууд



Личностные и регулятивные ууд



Коммуникативные ууд


Коммуникативные ууд

Приложение.

Таблица 1

-8

5,5

7,5

-4

-1,5

0

-3,5

4,3

2

0,7

9

-6,2

-7

3

11

Таблица 2

-8; -7; -6,2; -4; -3,5; -1,5; 0; 0,7; 2; 3; 4,3; 5,5; 7,5; 9; 11

Таблица 3

-14 + (-18) =



-134 + 125 =



Урок математики в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками»Урок математики в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками»+ Урок математики в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками» Урок математики в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками» =



37 + (-28) =



Таблица-шифр 4

65

-9

-19

9

0,4

-0,4

-32

-10

-4

10

н

а

и

с

м

е

х

к

р

о

Таблица 5

  1. В 6 веке до н.э. Пифагор и его ученики изучали вопрос о делимости чисел

  2. Десятичные дроби получили всеобщее распространение в 17 веке

  3. В 3 веке до н.э. Архимед придумал способ описания громадных чисел

  4. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с 12 века

  5. Окончательное всеобщее признание отрицательные числа получили лишь в 18 веке

  6. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во 2 веке до н.э.

  7. Учение об отношениях и пропорциях особенно успешно развивалось в 4 веке до н.э.

  8. В 18 веке знаменитый математик Эйлер нашел ещё 65 пар дружественных чисел

  9. Древнегреческий математик Эвклид в 3 веке до н.э. доказал, что простых чисел бесконечно много.

5. Решение задач

Задание № 4

- Найдите среднесуточную температуру 11 марта в городе Красноярске, если известно, что гидрометеоцентр передал ночью -90С, утром -40С, днем +40С, а вечером -70С.

Решение: (-9 + (-4)+ 4 + (-7)):4= -4

Ответ: -40С

- Чему равна сумма противоположных чисел?

- Как найти среднее арифметическое чисел?

Задание №5 (экономика).

Фирма «Холодок» по продаже мороженного в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убыток в размере 780р., а на следующий день холодильник отремонтировали, и фирма получила прибыль в размере 567р. Каким будет результат деятельности фирмы за эти два дня? Ответ поясните.

Решение: -780 + 567= -213

Ответ: убыток, 213 рублей.

Задание №6 (статистика).

Численность населения в городе Омске в 1989 году составила 1149 тыс. чел., а в 2002 году составила 1134 тыс. чел. Найдите изменение численности населения в 2002г. По сравнению с 1989г, по сравнению с 1979г (в тыс. чел.). Ответ поясните.

Город

Население, тыс.чел.

Изменение населения в 2002 г. По сравнению с 1989г., тыс.чел.

Изменение населения в 2002 г. По сравнению с 1979г., тыс.чел.

1979г

1989г

2002г

Омск

1016

1149

1134

?

?

Решение:

1134 - 1149= - 15

Ответ: численность населения снизилась на 15 тыс. человек.

Задание №7 (физика).

1 заряд - (+67) Кл

2 заряд - (- 89) Кл

Найдите общий заряд?

Решение: +67+ (-89)= -22

Ответ: -22Кл.



© 2010-2022