- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по математике в 6 классе, сложение чисел с разными знаками
Конспект урока по математике в 6 классе, сложение чисел с разными знаками
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова О.М. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Мой лучший урок» - творческая разработка учителя математики, работающего в 6 классе по ФГОС.
Творческая разработка создана по учебнику « Математика 6» Виленкин Н.Я. и др.
Пояснительная записка
Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать.
А.Л. Минц
Введение
Наша жизнь не стоит на месте - она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд семимильными шагами, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе - в процессы образовательные. Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы!
На своих уроках я учу детей самостоятельно решать проблемы.
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод - добились своего или нет.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями (УУД), которые и формируют фундаментальное ядро образования.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания;
При планировании своих новых уроков я , естественно, ставлю в центр системно-деятельностный подход и стараюсь:
-
формировать желание у школьников к саморазвитию и непрерывному образованию
-
постоянно подчёркиваю, что математика это не изолированный предмет, а средство получения информации из разных областей знаний, т.е. они должны знать, зачем они выполняли то или иное упражнение.
-
ориентирую учащихся на активную учебно- познавательную деятельность
-
строю образовательный процесс с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Урок по основной теме «Положительные и отрицательные числа», подтема «Сложение чисел с разными знаками».
Урок первый в подтеме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС.
Урок начинается с создания базы для постановки проблемной цели, которую учу ставить самих учеников. На данном уроке это был фронтальный опрос с заполнением таблицы на экране, среди вопросов был тупиковый, который заставил учеников задуматься, и вывести алгоритм нового действия.
Также актуальность урока строится на принципе личностной ориентации, который направлен на развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, самостоятельному «добыванию» и применению знаний. Этому помогают ранее приобретенные учениками знания по математике.
Я стараюсь показать учащимся для чего они делают то или иное упражнение, чему они научатся к концу урока. Постановка задач перед уч-ся: «Представь себе, исправь, выскажи своё отношение, подумай» способствуют формированию мотивации учебной деятельности; развитию у школьников критического мышления, заставляют думать, сравнивать.
Стараюсь, по возможности, учить школьников аргументировать свои выводы, добывать знания, путешествуя по станциям. Это даёт большой плюс в обучении общаться со всеми одноклассниками, вступать в беседу даже с теми, кого ты недолюбливаешь, недооцениваешь, иногда преодолеть свою стеснительность.
По новому ФГОС предметные результаты должны быть чётко определены, доступны по пониманию детям и измеряемы. Чётко ставлю задачу урока и показываю объём, который должны показать ученики. Например, « К концу урока Вы научитесь применять новое правило при решении задач. Давайте в конце урока проверим, сможем ли мы больше?».
Всегда предполагаю, что могут сделать ученики по 2 блоку, предлагаемому Примерными программами и ФГОС « Ученик получит возможность научиться…». Например, на данном уроке это может быть объём больше запланированного, новые вопросы.
Стараюсь, чтобы в течение урока чаще менялись виды работы учащихся, присутствовали игровые моменты, на каждом этапе учащиеся делали самостоятельные выводы и сами оценивали свою деятельность.
Смена видов деятельности является здоровье сберегающей технологией. Учащиеся и считают, и играют и делают самостоятельные выводы.
Обязательным этапом урока считаю рефлексию. Каждый ученик должен учиться самооценке, самонаблюдению. Моя задача- воспитание чувства успешности, поэтому предлагаю таблицу по самооценке, не я ставлю оценку, + или -, баллы, а ученик сам себя оценивает.
Исходя из данных рефлексии, ученику предлагается сделать домашнее задание и попытаться дома подняться на более высокий уровень, выполнив упражнения, и отработав правило.
Самое главное для меня - удивление в глазах детей, что урок уже закончен, желание
« хоть на переменке» рассказать, то, что не успел на уроке.
Технологическая карта урока/занятия
Предмет
Математика
Учитель
Иванова Ольга Михайловна
УМК
«Математика 6 класс» Виленкин Н.Я. и др.
Класс
6
Тип урока/занятия
Урок изучения нового материала
Технология построения урока/занятия
Личностно- ориентированный подход на основе системно- деятельностного обучения
Тема
Сложение чисел с разными знаками
Цель
Формирование знаний о правиле сложения чисел с разными знаками, умений применять его в простейших случаях:
Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать:
Воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Основные термины, понятия
Сумма, положительные и отрицательные числа
Планируемый (ожидаемый) результат
Предметные умения
Личностные УУД: формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности
Регулятивные УУД : формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные УУД: : уметь устанавливать причинно-следственные связи, оценивать высказывания одноклассников.
Коммуникативные УУД: умение формулировать вопросы в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопросы, уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективное решение.
Организация пространства: обычный: мультимедийный проектор, магнитные карточки, листы на печатной основе
Формы работы
Самостоятельная, групповая, индивидуально
Фронтальная +
Групповая +
Работа в парах +
Индивидуальная +
Технические средства обучения: мультимедийный проектор
Дидактические задачи этапов урока/занятия
Этапы урока/занятия
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Фронтальный опрос учащихся по ранее изученному материалу.
Актуализация опорных знаний и умений
Учитель ставит задачу: Какие числа мы никогда не складывали?
Постановка учебной проблемы
Учитель предлагает распределить слова на соответствие положительным и отрицательным числам
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Учитель предлагает учащимся выявить закономерность при нахождении результата суммы чисел с разными знаками.
Открытие нового знания
Учащиеся самостоятельно предполагают свои правила сложения чисел с разными.
Первичная проверка понимания
Учитель проводит с учащимися игру «Как Незнайки получить 5»
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Учитель проводит дидактическую игру «Исправь ошибку».
Открытие нового знания
Учитель предлагает учащимся обучающую самостоятельную работу «сложение чисел с разными знаками» на 2 варианта с последующей проверкой
Применение новых знаний
Учитель проводит устную фронтальную работу с комментированием, которая осуществляется через дидактическую игру «Отгадай слово».
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями с помощью предложенной схемы.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
коммуникативные:
Учитель фронтально опрашивает учеников: - Какие числа изучали на предыдущих уроках?
- Какие задания, связанные с положительными и отрицательными числами вы умеете выполнять?
- Внимание на экран. (Слайд 2)
- Какие числа представлены в таблице?
- Назовите модули чисел, записанных по горизонтали.
- Укажите наибольшее число, укажите число с наибольшим модулем.
- Ответьте на те же вопросы для чисел, записанных по вертикали.
- Всегда ли наибольшее число и число с наибольшим модулем совпадают?
- Найдите сумму положительных чисел, сумму отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило сложения положительных чисел и правило сложения отрицательных чисел.
Учитель поощряет разнообразие ответов на поставленные вопросы.
Ученики отвечают на вопросы учителя. Т.к. учитель поощряет разнообразные ответы, стараются аргументировать свои ответы
Актуализация знаний
Предметные:
Метапредметные (УУД):
познавательные:
регулятивные:
коммуникативные:
Учитель ставит задачу:
- Какие числа осталось сложить?
- Умеете ли вы их складывать?
- Знаете ли вы правило сложения чисел с разными знаками?
- Назовите тему урока.
- Какую цель вы перед собой поставите?
Учитель акцентирует внимание на том , что не все числа мы умеем складывать.
Учитель ставит задачу перед учениками:
- Назовите тему урока.
- Какую цель вы перед собой поставите?
Учитель вступает в диалог с учащимися.
Ученики стараются ответить на вопросы учителя.
Ученики формулируют тему урока и цели поставленные перед ними.
Постановка учебной проблемы
Предметные:
Метапредметные и личностные результаты:
(УУД):
познавательные:
регулятивные:
коммуникативные:
Учитель просит учащийся выполнить задание: распределить слова на 2 группы (слова на доске на магнитных карточках)
- По какому принципу распределил? На соответствие положительным и отрицательным числам.
Выигрыш проигрыш
Прибыль убыток
Доход расход
Имущество долг
Учитель предлагает - Применяя данные понятия, найдите результаты сложения чисел с разными знаками на экране.
Ученики распределяют слова по группам, стараются применяя данные понятия, найдите результаты сложения чисел с разными знаками на экране.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные:
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
Учитель:
- Какие числа являются результатом сложения положительных чисел, отрицательных чисел?
- Какие числа являются результатом сложения чисел с разными знаками? .
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся выявляют закономерность при нахождении результата суммы чисел с разными знаками.Предполагают свои правила сложения чисел с разными знаками.
Открытие нового знания
Предметные:
Личностные:
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
Учитель предлагает ответить на вопрос:
- От чего зависит знак суммы чисел с разными знаками? (Слайд 3)
- От слагаемого с наибольшим модулем.
- Это как при перетягивании каната. Побеждает сильнейший
Учащиеся предполагают свои правила сложения чисел с разными знаками.
Учащиеся формулируют алгортм нахождения суммы чисел с разными знаками.
Аргументируют свои ответы, приводят примеры.
Применение нового знания
Предметные:
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
Учитель:
-Представьте, что вы перетягиваете канат.
Какие числа побеждают в данных примерах?
2 + (- 5), - 4 + 1, - 20 + 35, 15 + (- 20), - 7 + 7
5 + (- 2) = + (5 - 2) = 3, | 5 | = 5, | - 2 | = 2
5 + (- 6) = - 1, | 5 | = 5, | - 6 | = 6
- Назовите этапы выполнения задания.
На экран выводится алгоритм. (Слайд 4)
Учитель предлагает прочитать в учебнике правило сложения чисел с разными знаками и сравнить в чём отличие правила, предложенного в учебнике, от составленного учениками алгоритма?
С помощью учителя учащиеся выявляют закономерность при нахождении результата суммы чисел с разными знаками.
Ученики делают вывод
Открытие нового знания 2 блок
Предметные:
Личностные:
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
познавательные:
коммуникативные
Учитель:
- А сейчас поможем Незнайке получить «5».
(Слайды 5-14)
- Молодцы, помогли Незнайке!
- Внимательно посмотрите на 3 последних примера. В чём их отличие?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Исправь ошибку».
- Измените предложенное равенство так, чтобы получилось верное равенство: - 4 + 3 = 1
Для наглядности используются магнитные карточки с цифрами и знаками действий: 4, 3, 1, 5, 7, - ,+, ( ).
Предложенные варианты: - 4 + 3 = - 1, - 4 + (- 3) = - 7, 4 + 3 = 7, 4 + (- 3) = 1, - 4 + 5 = 1, 4 + (- 5) = - 1
Учащиеся выходят к доске, выполняя с пояснениями задания, выведенные на экран.
Исправляют ошибки
Вычисления самостоятельной работы учащиеся выполняют в тетради, в листки вписывают только ответы.
Листки сдают учителю.
Ошибки учащиеся исправляют в тетради.
Применение нового знания
Предметные:
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
познавательные:
коммуникативные:
Учитель предлагает обучающую самостоятельную работу на 2 варианта.
- Сейчас вам предстоит пройти вверх по лестнице и не оступиться.
Задание выведено на экран и у каждого ученика листок с заданием. (Слайд15)
На экран выводится слайд с алгоритмом. (Слайд16)
Ответы выводятся на экран. (Слайд 17)
- Поднимите руки, у кого верно. (Отметки выставляются только за хороший и отличный результат).
Устная фронтальная работа с комментированием осуществляется через дидактическую игру «Отгадай слово». (Слайд18).
- Итак, это слово «Брахмагупта». (Слайд19)
- Переведите излагаемые им правила на современный язык.
- Достаточно ли информации в этих правилах, чтобы их применять при выполнении заданий?
Домашнее задание: п.33, №1081 (а-е), 1083, 1103(а)
Вычисления самостоятельной работы учащиеся выполняют в тетради, в листки вписывают только ответы.
Листки сдают учителю.
Ошибки учащиеся исправляют в тетради.
Учащиеся играют в игру «Отгадай слово»
Записывают домашнее задание
Рефлексия учебной деятельности
Личностные:
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
коммуникативные:
- Какую цель сегодня ставили перед собой? Сформулируйте.
На экран выводится правило в стихотворной форме. (Слайд20).
- Придумайте примеры на сложение чисел с разными знаками и задайте любому учащемуся класса.
- Спасибо за урок (слайд21)
Резервные задания (слады 22, 23)
Оцените свою работу.
Учитель предлагает заполнить небольшую таблицу по самооценке.
См. в приложении
Учащиеся формулируют цели, придумывают примеры и говорят свои ответы
Приложение:
Ученик(ца)____________________
понял
не совсем понял
Не понял
Правило «Сложение чисел с разными знаками»
игра «Как Незнайки получить 5»
игра «Исправь ошибку».
самостоятельная работа
дидактическая игра «Отгадай слово».