Рабочая программа по геометрии. Атанасян. 9 класс

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Рассмотрена

на заседании МО

протокол №

от 2015 г.


Согласована

Зам. директора по УР

_________Гусева Л.В.

«__» _________2015 г.


Утверждена

Директор

___________Телеганова Л.Г.

приказ № от 2015 г.




Рабочая программа



Учебный предмет: геометрия

Уровень общего образования: основное общее образование

Класс: 9 класс

Рабочую программу составила Цветкова Светлана Васильевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

.

Чебоксары, 2015

Рабочая программа по геометрии

для 9 класса

на 2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа по геометрии составлена на основе следующих документов:

 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 Федерального компонента государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 года № 1089;

 Примерных программ по учебным предметам. Математика 5-9 класс. - М. «Просвещение», 2011.

 Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253

 Учебного плана КСКОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2» Минобразования Чувашии на 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи.

Цели изучения курса геометрии в 9 классе:

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;

  • создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;

  • формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;

  • формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;

  • сформировать понятие основных плоских геометрических фигур и их свойств.

Задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Концепция заложенная в содержание учебного материала построена с учетом вида образовательного учреждения и контингента учащихся. Использование данного курса в школе с тяжелым нарушением речи и нарушением опорно - двигательного аппарата обосновано тем, что в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами. В ходе изучения геометрии в 9 классе, учащиеся овладевают умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Содержание курса

1. Повторение курса 8 класса (2 ч)

2.Векторы. Метод координат (20 ч)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12 ч)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ка (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.

4. Длина окружности и площадь круга (12ч)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель - расширить знание учащихся о много­угольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2 га-угольника, если дан правильный га-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площа­ди круга, ограниченного окружностью.

5. Движения (12ч)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.

6. Об аксиомах геометрии (2ч)
Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель - дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

7. Повторение. Решение задач (8 ч)

Сроки реализации рабочей программы.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю, всего 68 часов.

ТЕМА

Кол-во часов

В том числе КР

1

Повторение курса 8 класса

2


2

Векторы. Метод координат.

20

2

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

1

4

Длина окружности и площадь круга.

12

1

5

Движения.

12

1

6

Об аксиомах геометрии.

2


7

Повторение. Решение задач.

8

1

Итого:

68

6

Сведения о региональном компоненте.

Содержание курса геометрии позволяет осуществлять включение в урок национально - регионального компонента при решении геометрических задач, знакомстве с различными величинами, включении исторических справок.

Требования к уровню подготовки учащихся.


знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).





Учебно-методическое и информационное обеспечение.


  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.

    Геометрия. 7-9 классы

    7 - 9

    Издательство "Просвещение"

    Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. Геометрия. Дидактические материалы, 9 класс М. Просвещение 2014
  2. Н. Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии 9 класс к учебному комплекту Л. С. Атанасяна. Дифференцированный подход, - М. Вако 2012.

  3. П. А. Алтынов. Тематические тесты. Геометрия 7 - 9 классы. - М.: Просвещение 2014.

  4. Белицкая О. В. Тесты. Геометрия, 9. - М.: Лицей, 2010

  5. DVD: «Геометрия для 7-9 классов»


Календарно - тематическое планирование геометрии. 9 класс

2015-2016 учебный год

(68 часов)


№№ уроков

№№пп в учебнике

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания, ЦОРы

Дата проведения урока

Вводное повторение(2 ч.)

1

Вводное повторение

1

многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника

2

Вводное повторение

1

окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов

Вводное тестирование

I. Векторы (9 ч.)

3

76-78

Понятие вектора.

1

определение вектора, виды векторов, длина вектора

semenova-klass.moy.su/index/geometrija_9_klass/0-21

4

76-78

Понятие вектора.

1


5

79-82

Сложение и вычитание векторов.

1

вектор, операции сложения и вычитания векторов

Самостоятельная работа

..\..\Disc\autorun.exe

6

79-82

Сложение и вычитание векторов.

1

вектор, операции сложения и вычитания векторов

7

79-82

Сложение и вычитание векторов.

1

вектор, операции сложения и вычитания векторов

8

83-85

Умножение вектора на число.

1

вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции

9

Решение задач.

1

правило сложения и вычитания векторов

Самостоятельная работа

10

Решение задач.

1

правило умножения векторов

11

Контрольная работа №1

1

Контрольная работа

II. Метод координат (11 ч.)

12

86-87

Координаты вектора.

1

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами,

Тест 1 (16.10)

semenova-klass.moy.su/index/geometrija_9_klass/0-21

13

86-87

Координаты вектора.

1

коллинеарные вектора

14

Решение задач.

1

координаты вектора,

..\..\Disc\autorun.exe

15

Решение задач.

1

координаты результатов операций над векторами

16

88-89

Простейшие задачи в координатах.

1

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка

Самостоятельная работа

17

88-89

Простейшие задачи в координатах.

1

длина вектора, расстояние между двумя точками

18

90-91

Уравнение окружности.

1

уравнение окружности

19

92

Уравнение прямой.

1

уравнение прямой

20

Решение задач.

1

уравнение окружности и прямой

Тест 2 (20.11)

21

Решение задач.

1


22

Контрольная работа №2

1

контрольная работа

III. Соотношения между сторонами и углами треугольника (12 ч.)

23

93-95

Синус, косинус, тангенс угла.

1

единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество,

Самостоятельная работа

semenova-klass.moy.su/index/geometrija_9_klass/0-21

24

93-95

Синус, косинус, тангенс угла.

1

формулы приведения

25

93-95

Синус, косинус, тангенс угла.

1


26

96

Площадь треугольника.

1

теорема о площади треугольника, формула площади

..\..\Disc\autorun.exe

27

97

Теорема синусов.

1

теорема синусов

28

98

Теорема косинусов.

1

теорема косинусов

29

99

Решение треугольников.

1

теорема синусов, теорема косинусов

semenova-klass.moy.su/index/geometrija_9_klass/0-21

30

99

Решение треугольников.

1


31

99

Решение треугольников.

1


32

99

Решение треугольников.

1

Тест 3 (27.12)

Самостоятельная работа

33

99

Решение треугольников.

1


34

Контрольная работа №3

1

контрольная работа

IV. Длина окружности и площадь круга (12 ч.)

35

105-107

Правильные многоугольники.

1

правильный многоугольник,

semenova-klass.moy.su/index/geometrija_9_klass/0-21

36

105-107

Правильные многоугольники

1

вписанная и описанная окружность

37

108-109

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

Самостоятельная работа

..\..\Disc\autorun.exe

38

108-109

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

..\..\Disc\autorun.exe

39

108-109

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

..\..\Disc\autorun.exe

40

108-109

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

..\..\Disc\autorun.exe

41

108-109

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

..\..\Disc\autorun.exe

42

108-109

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

..\..\Disc\autorun.exe

43

Длина окружности и площадь круга.

1

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

Тест 4 (26.02)

..\..\Disc\autorun.exe

44

110-111

Длина окружности и площадь круга.

1


45

110-111

Длина окружности и площадь круга.

1


46

Контрольная работа №4

1

контрольная работа

V. Движения (12 ч.)

47

113-114

Понятие движения.

1

отображение плоскости на себя

..\..\Disc\autorun.exe

48

113

Симметрия.

1

осевая и центральная симметрия

..\..\Disc\autorun.exe

49

114

Симметрия.

1

осевая и центральная симметрия

..\..\Disc\autorun.exe

50

116

Параллельный перенос.

1

параллельный перенос

..\..\Disc\autorun.exe

51

116

Параллельный перенос.

1

параллельный перенос

52

116

Параллельный перенос.

1

параллельный перенос

53

116

Параллельный перенос.

1

параллельный перенос

Самостоятельная работа

54

117

Поворот.

1

поворот

55

117

Поворот.

1

поворот

56

117

Поворот.

1

поворот

57

117

Поворот.

1

поворот

Тест 5 (16.04)

58

Контрольная работа №5

1

контрольная работа

Повторение (10 ч.)

59

Повторение

1

Об аксиомах геометрии

60

Повторение

1

Об аксиомах геометрии

61

Повторение

1

Координаты вектора, метод координат

62

Повторение.

1

Теорема синусов

63

Повторение.

1

Теорема косинусов.

64

Повторение


65

Итоговое контрольная работа

1

66

Итоговое повторение.

1

Повторение курса «Геометрия, 7-9»

67

Промежуточная аттестация

1

Тест

68

Итоговое повторение.

1




© 2010-2022