Дедово наследство - сани

Научно-исследовательская работа по теме «Семейная реликвия - сани».Предметом исследования являются детские сани, а точнее их виды: сани  «лубошные», сани финские и салазки двуместные.Часто мы смотрим на вещи, окружающие нас, взглядом обычного обывателя, нисколько не интересуясь и не задумываясь об их происхождении.  Наши сани - особенные, не похожие на остальные.  От них веет стариной.  И сделаны они с любовью. С любовью к своим родным, к своим близким людям, к своим детям. С любовью к своему бу... Аэросани  -  самоходные сани, снабженные двигателем внутреннего сгорания  с толкающим воздушным винтом (пропеллером) Боб — род саней с рулевым управлением,  специальные  управляемые сани  для бобслея. Буер — спортивные сани с парусом для езды по льду. Беговые — лёгкие одноместные санки. Использовались состоятельными господами для самостоятельной езды по городу, для зимних испытаний рысаков. Виз-а-виз – обычные сани, их особенностью было то, что сидения располагались друг напротив друга, так, чтобы пассажиры сидели лицом к лицу друг с другом. Возок — это древнерусская крытая повозка на полозьях, в которой были двери и окна. Сани со спинкой. Волокуши — сани, состоящие из двух жердей (в современном исполнении — труб), передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние  волочатся по земле. Современные волокуши (корыто на верёвочке) обычно используют рыбаки и охотники  для транспортировки грузов. Ватрушки – надувные санки для катания с гор. Это баллон с воздухом в специальном прочном чехле. В России их  называют тюбинги – надувные бублики, пончики,  надувные санки, сноутюбы и даже таблетки для катания. Дровни — крестьянские сани без кузова. Кережка (керёжа)  — сани, внешне очень напоминающие лодку с острым носом. Оснащены только одним полозом посередине. Использовались только для передвижения на северных оленях. Также назывались болок или волчек. Ледянка - пластинка, упрощённый вид саней. На ней, в основном, катаются с невысоких гор и склонов. Нарты -  сани для собачьих упряжек. По виду бывают прогулочные, для занятия спортивной ездой, облегчённые, на длинные расстояния и грузовые.   Обшевни, пошевни  — широкие сани, обшитые лубом или тёсом. Розвальни —  низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками  Ракетные сани — испытательная платформа, скользящая по специальному рельсовому пути с помощью ракетного двигателя. Салазки — маленькие деревянные ручные детские санки. Тащилки – специальные сани на жердях, на которых в Древней Руси ездили по болотам. Тобогган — бесполозные сани, использовавшиеся индейцами Северной Америки. В России также тобогганом называют вид водной горки в аквапарках (с открытым верхом). Финские сани — высокие санки с длинными полозьями и специальной рамой на спинке сидения. Их не везут, а толкают сзади (как на самокате). Чунки — сани для перевозки тяжестей.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дедово наследство - сани.

«Нахлобучили дома
Белые ушанки.
Брат принёс из гаража
Старенькие санки …»

Зима - время детских забав и развлечений на свежем воздухе. Активные игры и занятия зимой дарят не только огромную радость детям и взрослым, но и приносят весомую пользу нашему здоровью. Можно кататься на лыжах, на коньках, лепить снеговиков и играть в снежного ангела. Однако, самым популярным зимним развлечением было и остается катание на санках.

С приходом зимы, в коридоре нашего дома так же появляются санки, да не одни, а несколько. Часто мы смотрим на вещи, окружающие нас, взглядом обычного обывателя, нисколько не интересуясь и не задумываясь об их происхождении. Так всегда происходило и со мной. Но однажды, я задумалась, почему наши сани так не похожи на современные санки? У них необычный дизайн и строение. К тому же - они самодельные! Таких санок больше ни у кого нет!

По этой причине сани стали объектом моего исследования. А предметом моего исследования стали детские сани, а точнее их виды: сани «лубошные», сани финские и салазки двуместные.

Дедово наследство - саниДедово наследство - саниДедово наследство - саниДедово наследство - сани

Конечно же, сани есть и у соседей, и у наших знакомых и друзей. Но наши сани - особенные, не похожие на остальные. От них веет стариной. Мама мне рассказывала, что они очень дороги нашей семье, так как изготовлены руками моего дедушки - Мымрина Владимира Александровича и сделаны с любовью. С любовью к своим родным, к своим близким людям, к своим детям. С любовью к своему будущему поколению, чтобы помнили и дорожили.

Сани - это не просто наша семейная реликвия, это память о дедушке, память о детстве моих родителей, о нашем замечательном мирном и светлом детстве.

Мой дедушка - Мымрин Владимир Александрович (1947 - 2009 г.г.), был мастер - «золотые руки». Работал он простым рабочим, слесарем-механиком на Павловском автобусном заводе. Всё, что попадало к нему в руки, оживало, начинало работать и в конечном итоге радовало всех. Дом, в котором я сейчас проживаю со своей семьёй, был построен руками моего дедушки. Он был и плотником, и каменщиком, и столяром. Многие вещи, хранимые в нашей семье, изготовлены или доработаны до совершенства его руками. Они служат нам и по сегодняшний день.

К ним относятся, например, такие вещи, как лопаты, велосипеды, тележки и сани.

История возникновения детских санок в нашей семье связана с рождением детей в семье моего деда, который всю свою жизнь пропагандировал здоровый образ жизни. Он много трудился, не пил, не курил. По выходным любил кататься зимой на лыжах, а летом и осенью ходил в лес за ягодами и грибами. Самый интересный факт - он много ходил пешком. Да и своих детей и внуков приучал ходить, в основном, пешком. А начиналось всё с похода на работу и обратно, и по пути нужно было детей в детский сад «Алёнушка» отправить. Несмотря на детский возраст - от двух

до семи лет, из садика мы с братом ходили всегда с дедом не спеша. Хотя расстояние до нашего дома не близкое - 2,5 км. А вот в садик, чтобы сэкономить время, дедушка нас, как и своих детей, возил на транспорте. Летом, весной и осенью - на велосипеде с двумя сиденьями для пассажиров: спереди (на раме) и сзади (на багажнике). Зимой - на санях. Детей в возрасте от семи месяцев до 3-х лет дедушка возил на «лубошных» деревянных санях, от двух до пяти лет - на обычных детских санках, а детей постарше - на «финках». В 2009 году дедушка трагически погиб. Но от него на память нам в наследство достались сани, которые мы используем по назначению и сегодня. Дедушкины сани мы храним на чердаке амбара, который находится недалеко от дома на территории нашего земельного участка - огорода. С приходом зимы, мы аккуратно их достаём и переносим в домашний коридор.


«Лубошные» сани.

Со слов моей бабушки, «лубошные» сани появились в нашей семье в 1973 г. Они были куплены на базаре г. Павлово за 35-40 руб. (половина месячного оклада). Предположительно, на базар их привозили со стороны Салавери (Салавирь - деревня в Навашинском р-не, Нижегородской обл.). В то время они пользовались большим спросом у населения. В народе такие сани иногда называют повозкой для малышей или «лубяные» сани. В настоящее время увидеть или купить такие сани - большая редкость.

«Лубошные» сани купили для новорождённой в феврале дочери - моей мамы, чтобы в зимний период времени по улице не носить её на руках, а катать на санках. Зимы были снежные. Личный автотранспорт - машины, считались роскошью. Автобусы ходили редко. В основном люди перемещались по городу пешком. Да и до районных центров из деревень так же добирались пешим ходом.

У наших саней полозья дубовые, бока сделаны из бересты. Сани изготовлены без единого гвоздя. Части саней связаны между собой лыком из липы. Со временем, сани немного расшатались, ссохлись. Но всё равно в рабочем состоянии. Как только нарождаются дети - сани для них уже готовые.

На «лубошных» санках дедушка возил своих детей в детский сад. В начале, возил одну дочь - мою маму. Впоследствии возил одновременно двоих детей: дочку и сына - моего дядю.

По рассказам бабушки, моя мама (старшая по возрасту) часто возмущалась при посадке в сани, так как её сажали первой, а братишку вторым сверху ей на колени. Она боялась, что он её придавит. С одной стороны, он ей загораживал обзор. С другой стороны, с ним было теплее, на неё не дуло. Но как только санки трогались с места, все возмущения пропадали. Аура у них, наверное, положительная.

Со слов моей мамы, санки ей и во взрослой жизни пригодились. Она катала на них своих детей с рождения и до 2-х лет. На деревянных санках мама возила нас с братьями в поликлинику на взвешивание, когда нам было меньше полугода. Поликлиника от нашего дома находится далеко. Колёса у «зимней» коляски в снег проваливаются. В автобус марки «ПАЗ» она не проходит по размерам. Вот нас мама, не спеша, и возила в «лубошных» санках по снегу как на прогулку до места назначения: либо в магазин, либо в поликлинику, либо просто по улицам катала. Она нас катала, а прохожие оборачивались и обращали внимание на наши «не как у всех» саночки. Может быть, даже, завидовали нам и со стороны улыбались, вспоминая свои детские годы. Мама с нами часто гуляла, даже в морозные деньки. Сборов было не много. У нас не было модных комбинезонов или шапок. И это не потому, что у нас не было денег, а потому, что были сохранены зимние тёплые вещи наших предков. До полугода нас в ватное одеяло зимой заворачивали, а на голову шаль пуховую прабабушкину повязывали. Да, это сейчас не модно, зато тепло и удобно. Когда мы на улице засыпали, мама осторожно, чтобы не потревожить, вносила нас домой и просто разворачивала одеяло, не задевая наши ручки и ножки. Т.е. их не нужно было вынимать из рукавов или ног комбинезона! Ведь крепкий здоровый сон, да ещё и на свежем воздухе - залог здоровья и хорошего настроения. Особенно сладок этот сон в старинных деревянных саночках! Благодаря тому, что бока санок закрыты с трёх сторон, ребёнок чувствует себя там комфортно и уютно: ветер не дует, спина не прогибается, обзор хороший. А если ещё и разогнаться быстрее, то и водящему можно прокатиться, поставив ноги сзади на выступающие части полозьев. На таких санках удобно и по ровной дороге ехать, и с горки прокатиться. В таких санках малыш спит очень крепко, т.к. быстро засыпает под стук (хруст) полозьев о снег.

Салазки для двоих.

Со слов моей бабушки, салазки для двоих были изготовлены дедом в 1976 году. Причина создания таких санок - рождение в семье второго ребёнка - брата моей мамы. Детей на прогулку нужно было выводить одновременно и каждому из них хотелось прокатиться. Санки дед изготавливал в домашних условиях. У нас в подвале дома имеется столярная мастерская. Полозья и основа для санок изготовлены из алюминия - лёгкого материала. Имеется железная спинка для сидения, которая при необходимости складывается. К санкам спереди привязан прочный шпагат-верёвка. На салазках дедушка часто отвозил своих детей в детский сад туда и обратно. Бабушка вспоминает: «Был случай, когда дедушка при подходе к садику обнаружил, что в санках только один ребёнок - дочка, а сыночка-то и нет. Потерялся по дороге, выпал из санок. Дедушка сильно испугался, побежал назад и примерно в ста метрах от себя обнаружил сыночка. Он сидел в сугробе, как ни в чём не бывало, и даже не плакал. Всё закончилось благополучно».

Финские сани.

Финские санки или «финки» хранятся в нашей семье с 1975 года. По моим наблюдениям, у «финок» имеется много достоинств. Стоя на полозьях, не провалишься на заметенной снегом дороге. На скользком пути, держась за спинку, удержишься от падения - это безопаснее, чем передвигаться на ногах. А усталость возьмет, можно присесть и отдохнуть, полюбоваться окрестностью. Опять же ни ребенка, ни сумки на себе нести не надо, их можно расположить на сиденье перед глазами, под контролем. Можно на них и ношу тяжёлую небольшого размера на сидении довести, можно и вёдра с водой с колонки до дома доставить, подвесив их по краям ручек. А кататься на «финках» - просто большое удовольствие. Можно и одному, и вдвоём, и втроём. Кто-то сзади правит и стоит, а кто-то спереди сидит.

Наши «финки» очень красивы по своему строению, приятного цвета - бирюзового. Деревянные ручки и спинка стула у них резные. Сразу видно, что сделаны они с любовью, со старанием.

Виды саней.

Аэросани - самоходные сани, снабженные двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером)

Боб - род саней с рулевым управлением, специальные управляемые сани для бобслея.

Буер - спортивные сани с парусом для езды по льду.

Беговые - лёгкие одноместные санки. Использовались состоятельными господами для самостоятельной езды по городу, для зимних испытаний рысаков.

Виз-а-виз - обычные сани, их особенностью было то, что сидения располагались друг напротив друга, так, чтобы пассажиры сидели лицом к лицу друг с другом.

Возок - это древнерусская крытая повозка на полозьях, в которой были двери и окна. Сани со спинкой.

Волокуши - сани, состоящие из двух жердей (в современном исполнении - труб), передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле. Современные волокуши (корыто на верёвочке) обычно используют рыбаки и охотники для транспортировки грузов.

Ватрушки - надувные санки для катания с гор. Это баллон с воздухом в специальном прочном чехле. В России их называют тюбинги - надувные бублики, пончики, надувные санки, сноутюбы и даже таблетки для катания.

Дровни - крестьянские сани без кузова.

Кережка (керёжа) - сани, внешне очень напоминающие лодку с острым носом. Оснащены только одним полозом посередине. Использовались только для передвижения на северных оленях. Также назывались болок или волчек.

Ледянка - пластинка, упрощённый вид саней. На ней, в основном, катаются с невысоких гор и склонов.

Нарты - сани для собачьих упряжек. По виду бывают прогулочные, для занятия спортивной ездой, облегчённые, на длинные расстояния и грузовые.

Обшевни, пошевни - широкие сани, обшитые лубом или тёсом.

Розвальни - низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками

Ракетные сани - испытательная платформа, скользящая по специальному рельсовому пути с помощью ракетного двигателя.

Салазки - маленькие деревянные ручные детские санки.

Тащилки - специальные сани на жердях, на которых в Древней Руси ездили по болотам.

Тобогган - бесполозные сани, использовавшиеся индейцами Северной Америки. В России также тобогганом называют вид водной горки в аквапарках (с открытым верхом).

Финские сани - высокие санки с длинными полозьями и специальной рамой на спинке сидения. Их не везут, а толкают сзади (как на самокате).

Чунки - сани для перевозки тяжестей.

Заключение.

Своё исследование я бы называла путешествием в мир детства моих предков: родителей, бабушек и дедушек. Какое замечательное детство было у них! Как часто они проводили время всей семьёй на свежем воздухе! Не то, что мы сейчас, всё чаще сидим в Интернете. И это заставляет лишний раз задуматься о своём времяпровождении, о своём здоровье. Ведь зимние забавы на санях способствуют укреплению иммунитета. Как говорится: «В здоровом теле - здоровый дух!»

В ходе исследования я узнала много нового и интересного про зимние средства передвижения, пользоваться которыми - одно удовольствие. Беседуя, изучая семейные архивы и фотографии, я познакомилась с занятием и увлечениями членов своей семьи. В большей степени с предметами, изготовленными руками моего дедушки, которого всегда буду помнить и любить. Мы храним его изделия, ведь в них живет и поныне частичка его души. Я подрастаю. У меня будет свой дом, своя семья, свои дети. Я непременно расскажу им про дедушку, его творения - сани. И сейчас я люблю его, и его будут любить мои дети и внуки и правнуки. Не меньше: любовь передаётся по наследству…

Автор: Клюкина Т.А., ученица 9А кл. МБОУ СОШ № 11 г.Павлово

© 2010-2022