• Преподавателю
  • Математика
  • Обобщение опыта Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников на уроках математики

Обобщение опыта Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Творческие задания как средство развития

креативных способностей школьников

на уроках математики».

Вы хотите, чтобы ваши дети были

способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые

шаги по ступенькам творчества, но

… не опаздывайте и, помогая …

думайте сами.

Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, основой научно-технического прогресса. Ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики - как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим предметом.

«Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», - говорится в объяснительной записке программы по математике. Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Первоначально протестировав пятиклассников, результаты показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития креативных способностей школьников в организации учебного процесса.

Передо мной встает задача: «Теоретическое осмысление педагогических средств, которые обеспечат высокий уровень развития креативных способностей школьников на уроках математики».

Под креативными способностями учащихся понимают то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а способность создавать, формулировать и разрабатывать необычные, оригинальные идеи, а также использовать нестандартные способы деятельности.

Основными показателями сформированности творческих способностей являются:

  • Продуктивность или беглость мысли - способность к продуцированию максимально большого числа идей.

  • Гибкость мыслей - представляет собой способность переключаться с одной идеи на другую.

  • Оригинальность - один из основных показателей творчества. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

  • Законченность - способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Среда воспитания либо подавляет генетически обусловленный дар, либо помогает ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить «дар» в выдающийся талант. Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ребенка математике, а в том, чтобы развивать креативные и познавательные способности ребят средствами данного предмета.

Действительно, если спросить у школьников, какой предмет им нравится больше других, то вряд ли большинство из них назовут математику, хотя относятся к ней серьезно. Некоторые вопросы школьной математики кажутся недостаточно интересными, порой скучными, отсюда одной из причин плохого усвоения предмета является отсутствие интереса. Я думаю, что, повысив интерес к предмету, можно было значительно ускорить и улучшить его изучение.

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д.Ушинский.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируется, а иногда и только определяется постоянный интерес и склонность к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивной или продуктивной, т.е. творческой. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, организована на высоком уровне, начинает ясно проявляться творческая сторона. Способности школьников различны, но их можно развивать в процессе творческой деятельности, а вместе с тем развивать личность школьника.

На своих уроках для развития творческих способностей обучающихся я применяю дидактические игры, а также следующие задания «креативного типа»:

- Предлагаю ученикам по-своему выполнить то, что мне, учителю, уже известно:

а) придумать обозначение числа, понятия;

б) дать определение изучаемому объекту, явлению;

в) сформулировать математическую закономерность и т.д.

- Составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач.

- Сочинить математическую сказку, задачу.

- Изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад.

-Провести урок в роли учителя.

-Разработать свои учебные пособия, памятки, алгоритмы решения задач.

Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Интерес к математике успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. С этой целью я во всех классах, приступая к изучению новой темы, предлагаю задачи повышенной трудности. Учащиеся с большим интересом относятся к этим заданиям, стремятся их выполнить.

На своих уроках я стараюсь учить ребят самостоятельно работать, высказывать и проверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Немаловажную роль отвожу дидактическим играм на уроках математики. В игровых формах обучения усматривается возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в урок дидактические игры или игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Для создания игровых ситуаций на уроках математики использую исторические экскурсы, факты из жизни, занимательные задачи, для решения которых нужна смекалка. Смекалка - это особый вид проявления творчества. Она вырабатывается в результате сравнений, обобщений, выводов и умозаключений. Использую в работе различные игры : «Математическая эстафета», «Математический бой», «Пик знаний», «Звездный час», «Это интересно знать», «Зашифрованное слово», и т. д., в основе которых лежат познавательные и занимательные задачи, задания - схемы, задачи по готовым чертежам.

На уроках я часто предлагаю детям яркие, красивые и хорошо оформленные ребусы и кроссворды. Они с удовольствием их разгадывают, увлекаются, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.

Особое внимание уделяю домашним творческим работам. Известному сказочнику Джанни Родари принадлежат такие слова: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». Ошибкой было бы начинать приобщать ребенка к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. Например, на каникулы предлагаю написать сказку, басню или стихотворение на математическую тему. Обучающиеся воспринимают такие задания с интересом. Каждый ученик попробует себя в роли сказочника. Все с нетерпением ждут момента, когда я буду читать эти творческие работы, и каждый ждет, что прочитают именно его сказку. На уроках, если находится место для сказки, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка обогащает урок юмором, фантазией, выдумкой, творчеством.

Учу ребят составлять математические задачи. Это занятие увлекает учащихся любого возраста. В средних и старших классах возрастают не только возможности учеников, но и встающие перед ними трудности: например, как избежать лишних данных, каким образом согласовать данные, чтобы они не противоречили друг другу и т.д. Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления. В творческих работах материализуется и мысль, и усвоенные знания, и практические действия. Сила влияния творческих работ на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения, и её результат - всё требует от личности максимального приложения сил.

Развивая креативные способности учащихся такими приемами деятельности, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний. К тому же, выше перечисленные методы имеют здоровьесберегательную направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность на уроке.

Следует считать, что все дети от рождения талантливы, и целью всех взрослых, этих детей окружающих: педагогов, родителей - не погасить искру таланта. В своей работе я ощущаю поддержку родителей, которые постоянно интересуются успехами своих детей, стимулируют их интерес к предмету. Работа с сильными учениками влияет и на рост самого учителя. Это побуждает меня заниматься самообразованием.

Что же нужно сделать, чтобы талантливые дети вырастали в талантливых взрослых, т.е. могли реализовать себя, добиться признания и успеха? Изменить генетику мы не можем, что - дано, то - дано. Попытки изменить социальную среду - также к успеху не приводят. Значит, нам остается только возможность создания интеллектуальной среды в классе, в школе, в городе.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство развитием творческих способностей на уроке и во внеурочное время.

«Стимулы математиков всех времен: любознательность и стремление к красоте», - писал Дьедоне Ж., и мы стараемся использовать их в своей работе.

Все это будет, если отношение учителя к детям и предмету, и отношение детей к предмету и учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества. Таким образом, преподавание математики дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта.

Впереди меня ждут новые поиски, новые заботы в обучении и воспитании подрастающего поколения.

6



© 2010-2022