Рабочая программа по математике 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.

Цели

Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В задачи обучения математики входит:

  • развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;

  • овладение школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

«Рабочая программа по математике 5 класс» строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 5 классах отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю, из школьного компонента выделяется еще 1 час в неделю, итого 6 недельных часов или 210 часа за год. Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Дополнительный недельный час, выделенный из школьного компонента, используется:

  • на решение логических и нестандартных задач, имеющихся в учебнике Н.Я. Виленкина «Математика-5», на развитие логического мышления, умения действовать в нестандартных ситуациях;

  • для формирования навыков самостоятельной работы с теоретическим материалом учебника: умению читать математический текст, выделению в нем главной мысли, информации для понимания и запоминания, умению задавать вопросы по тексту, составлять план к пункту;

  • для формирования грамотной математической речи учащихся, умению правильно объяснить свои действия и доказывать верность используемых шагов.

Срок реализации программы -1 год.











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

математика, 5 класс

(210 часов, 6 часов в неделю)

  1. Натуральные числа и шкалы(6часов)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел(24 часа)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

  1. Умножение и деление натуральных чисел(30 часов)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

  1. Площади и объёмы(16 часов)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

  1. Обыкновенные дроби(29 часов)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей(18 часов)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

  1. Умножение и деление десятичных дробей(32 часа)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

  1. Инструменты для вычислений и измерений(20часов)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

  1. Повторение. Решение задач(23 часа)






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

математика, 5 класс

Тема

Количество часов

Количество контр.работ

  1. Натуральные числа и шкалы

18

1

  1. Сложение и вычитание натуральных чисел

24

2

  1. Умножение и деление натуральных чисел

30

2

  1. Площади и объёмы

16

1

  1. Обыкновенные дроби

29

2

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

18

1

  1. Умножение и деление десятичных дробей

32

2

  1. Инструменты для вычислений и измерений

20

2

  1. Повторение. Решение задач

23

1

Итого

210

14
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

математика,5 класс

(6 часов в неделю, 210 часов)

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

Корректировка даты

1. Натуральные числа и шкалы

18



1.1

Обозначение натуральных чисел

1



1.2

Обозначение натуральных чисел

1



1.3

Чтение многозначных чисел

1



1.4

Отрезок. Сравнение отрезков

1



1.5

Длина отрезка. Треугольник

1



1.6

Многоугольник

1



1.7

Отрезок. Длина отрезка. Треугольник

1



1.8

Плоскость. Прямая

1



1.9

Луч, дополнительные лучи

1



1.10

Плоскость. Прямая. Луч.

1



1.11

Шкалы. Координатный луч

1



1.12

Шкалы и координаты

1



1.13

Построение точек по их координатам

1



1.14

Меньше или больше

1



1.15

Сравнение чисел

1



1.16

Сравнение чисел

1



1.17

Обобщающий урок по теме «Натуральные числа и шкалы»

1



1.18

Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы»

1



2. Сложение и вычитание натуральных чисел

24



2.1

Анализ к/р. Сложение натуральных чисел

1



2.2

Свойства сложения

1



2.3

Разложение чисел по разрядам

1



2.4

Зависимость суммы от изменения компонентов

1



2.5

Сложение натуральных чисел и его свойства

1



2.6

Сложение натуральных чисел и его свойства

1



2.7

Вычитание натуральных чисел

1



2.8

Свойства вычитания

1



2.9

Вычитание чисел в столбик

1



2.10

Вычитание чисел в столбик

1



2.11

Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1



2.12

Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1



2.13

Анализ к/р. Числовые выражения

1



2.14

Буквенные выражения

1



2.15

Нахождение значений буквенных выражений

1



2.16

Нахождение значений буквенных выражений

1



2.17

Буквенная запись свойств сложения и вычитания

1



2.18

Свойства сложения и вычитания

1



2.19

Упрощение числовых и буквенных выражений

1



2.20

Уравнение

1



2.21

Решение задач с помощью уравнений,

1



2.22

Составление уравнений по условию задачи и их решение

1



2.23

Обобщающий урок по теме «Уравнение»

1



2.24

Контрольная работа №3 «Уравнение»

1



3. Умножение и деление натуральных чисел

30



3.1

Анализ к/р. Умножение натуральных чисел

1



3.2

Свойства умножения

1



3.3

Умножение многозначных чисел

1



3.4

Решение задач на умножение

1



3.5

Умножение натуральных чисел и его свойства

1



3.6

Умножение натуральных чисел и его свойства

1



3.7

Деление

1



3.8

Свойства деления

1



3.9

Нахождение неизвестных множителя, делимого, делителя,

1



3.10

Решение примеров и задач на деление

1



3.11

Решение примеров и задач на деление

1



3.12

Скорость, расстояние, время и связь между ними

1



3.13

Скорость, расстояние, время и связь между ними

1



3.14

Деление с остатком

1



3.15

Решение примеров на деление с остатком

1



3.16

Обобщающий урок по теме «Умножение и деление натуральных чисел»




3.17

Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел»

1



3.18

Анализ к/р. Упрощение выражений

1



3.19

Использование свойств умножения при упрощении выражений

1



3.20

Использование свойств умножения при упрощении выражений

1



3.21

Использование свойств умножения при решении уравнений

1



3.22

Решение задач с помощью уравнений

1



3.23

Решение задач с помощью уравнений

1



3.24

Решение задач

1



3.25

Порядок выполнения действий

1



3.26

Изменение порядка действий в примерах

1



3.27

Решение примеров по схемам

1



3.28

Квадрат и куб числа

1



3.29

Вычисление значений выражений, содержащих квадрат и куб числа

1



3.30

Контрольная работа №5 «Упрощение выражений. Квадрат и куб числа»

1



4. Площади и объемы

16



4.1

Анализ к/р. Формула пути

1



4.2

Формулы периметра прямоугольника и квадрата

1



4.3

Решение задач на нахождение периметра

1



4.4

Площадь.

1



4.5

Формула площади прямоугольника

1



4.6

Решение задач на нахождение площади прямоугольника




4.7

Единицы измерения площадей

1



4.8

Гектар и ар

1



4.9

Решение задач с использованием единиц измерения площадей

1



4.10

Решение задач с использованием единиц измерения площадей

1



4.11

Прямоугольный параллелепипед

1



4.12

Прямоугольный параллелепипед

1



4.13

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда

1



4.14

Соотношения между единицами объёма

1



4.15

Решение задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда

1



4.16

Контрольная работа №6 «Площади и объемы»

1



5. Обыкновенные дроби

29



5.1

Анализ к/р. Окружность

1



5.2

Круг

1



5.3

Решение задач по теме: «Окружность и круг»

1



5.4

Доли.

1



5.5

Обыкновенные дроби

1



5.6

Решение задач на нахождение дроби от числа

1



5.7

Решение задач на нахождение числа по его дроби

1



5.8

Решение задач на нахождение числа по его дроби

1



5.9

Сравнение дробей

1



5.10

Сравнение дробей

1



5.11

Решение задач по теме: «Сравнение дробей»

1



5.12

Правильные и неправильные дроби

1



5.13

Сравнение правильных и неправильных дробей

1



5.14

Обобщающий урок по теме «Обыкновенные дроби»

1



5.15

Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби»

1



5.16

Анализ к/р. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1



5.17

Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1



5.18

Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1



5.19

Решение задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1



5.20

Деление и дроби

1



5.21

Деление и дроби




5.22

Свойство деления суммы на число

1



5.23

Смешанные числа

1



5.24

Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби

1



5.25

Представление смешанных чисел в виде неправильной дроби

1



5.26

Сложение и вычитание смешанных чисел

1



5.27

Сложение и вычитание смешанных чисел

1



5.28

Решение задач на сложение и вычитание смешанных чисел

1



5.29

Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

1



6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

18



6.1

Десятичная запись дробных чисел

1



6.2

Выражение обыкновенных дробей в виде десятичных

1



6.3

Выражение обыкновенных дробей в виде десятичных

1



6.4

Сравнение десятичных дробей

1



6.5

Сравнение десятичных дробей с помощью координатной прямой

1



6.6

Решение задач на сравнение десятичных дробей

1



6.7

Решение задач на сравнение десятичных дробей

1



6.8

Сложение десятичных дробей

1



6.9

Вычитание десятичных дробей

1



6.10

Сложение и вычитание десятичных дробей

1



6.11

Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей

1



6.12

Использование свойств вычитания при решении примеров

1



6.13

Использование свойств вычитания при решении примеров

1



6.14

Сложение и вычитание десятичных дробей

1



6.15

Приближенные значения чисел

1



6.16

Округление чисел

1



6.17

Округление чисел

1



6.18

Контрольная работа №9 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

1



7. Умножение и деление десятичных дробей

32



7.1

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

1



7.2

Умножение десятичных дробей на натуральные числа




7.3

Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100…

1



7.4

Решение задач на умножение десятичных дробей на натуральные числа

1



7.5

Деление десятичных дробей на натуральные числа

1



7.6

Решение примеров на деление десятичных дробей на натуральные числа

1



7.7

Деление десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100..

1



7.8

Решение примеров на деление десятичных дробей на разрядную единицу 10, 100..

1



7.9

Деление и умножение десятичных дробей на натуральные числа

1



7.10

Деление и умножение десятичных дробей на натуральные числа

1



7.11

Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1



7.12

Анализ к/р. Умножение десятичных дробей

1



7.13

Умножение десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01..

1



7.14

Решение примеров на умножение десятичных дробей

1



7.15

Распределительное свойство умножения

1



7.16

Решение задач на умножение десятичных дробей

1



7.17

Решение задач на умножение десятичных дробей

1



7.18

Деление десятичных дробей

1



7.19

Решение примеров на деление десятичных дробей

1



7.20

Решение задач на деление десятичных дробей

1



7.21

Решение задач на деление десятичных дробей

1



7.22

Деление десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01..

1



7.23

Решение примеров на все действия с десятичными дробями

1



7.24

Решение примеров на все действия с десятичными дробями

1



7.25

Задачи на все действия с десятичными дробями

1



7.26

Задачи на все действия с десятичными дробями

1



7.27

Среднее арифметическое

1



7.28

Решение задач на нахождение среднего арифметического

1



7.29

Решение задач на нахождение среднего арифметического

1



7.30

Средняя скорость движения

1



7.31

Решение задач на нахождение средней скорости движения

1



7.32

Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей»

1



8. Инструменты для вычислений и измерений

20



8.1

Анализ к/р. Микрокалькулятор

1



8.2

Нахождение значения выражений с помощью микрокалькулятора

1



8.3

Проценты

1



8.4

Нахождение процента от числа

1



8.5

Решение задач на нахождение процента от числа

1



8.6

Нахождение числа по его процентам

1



8.7

Решение задач на нахождение числа по его процентам

1



8.8

Решение задач на нахождение числа по его процентам

1



8.9

Контрольная работа №12 «Проценты»

1



8.10

Анализ к/р. Угол. Обозначение. Сравнение углов

1



8.11

Биссектриса угла

1



8.12

Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник

1



8.13

Решение задач

1



8.14

Измерение углов. Транспортир

1



8.15

Измерение углов. Транспортир

1



8.16

Сравнение величин углов

1



8.17

Сравнение величин углов

1



8.18

Круговые диаграммы

1



8.19

Построение круговых диаграмм

1



8.20

Контрольная работа №13 «Измерение углов. Транспортир»

1



9.Итоговое повторение

23



9.1

Анализ к/р. Повторение. Уравнение.

1



9.2

Повторение. Уравнение.

1



9.3

Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства.

1



9.4

Повторение. Умножение натуральных чисел и его свойства.

1



9.5

Повторение. Деление.

1



9.6

Повторение. Упрощение выражений.

1



9.7

Повторение. Порядок выполнения действий

1



9.8

Повторение. Формула площади прямоугольника

1



9.9

Повторение. Объем прямоугольного параллелепипеда

1



9.10

Повторение. Сравнение дробей

1



9.11

Повторение. Сложение и вычитание смешанных чисел

1



9.12

Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей

1



9.13

Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей

1



9.14

Повторение. Деление десятичных дробей на натуральные числа

1



9.15

Повторение. Умножение десятичных дробей

1

9.16

Повторение. Деление десятичных дробей

1

9.17

Повторение. Проценты

1

9.18

Повторение. Угол

1

9.19

Повторение. Измерение углов. Транспортир

1

9.20

Повторение. Круговые диаграммы

1

9.21

Итоговая контрольная работа №14

1

9.22

Анализ к/р. Решение задач, уравнений, нахождение значений выражений.

1

9.23

Итоговое занятие

1

Итого

210



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

по математике 5 класс

В результате изучения математики ученик должен

Арифметика

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных

  • чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем и одинаковыми знаменателями;

  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; находить значения числовых выражений;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

  • решать текстовые задачи, включая задачи с процентами;

начать формировать использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;

  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений

Алгебра

уметь

  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,

  • изображать положительные числа точками на координатном луче;

Геометрия

уметь

  • распознавать прямую, луч, отрезок, угол, треугольник, прямоугольник, прямоугольный параллелепипед;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм.

Название темы

Требования к уровню подготовки учащихся


1. Натуральные числа и шкалы


Знать:- классы и разряды натуральных чисел.

Уметь:- читать и записывать многозначные числа;

- пользоваться основными единицами длины, массы, времени;

- выражать более крупные единицы через более мелкие;

- изображать числа точками на координатном луче, определять координаты точки на луче;

2. Сложение и вычитание натуральных чисел



Знать:

- компоненты действий сложения и вычитания;

- свойства сложения и вычитания;

- правила нахождения неизвестных компонентов при решении уравнений.

Уметь:

- выполнять устно сложение и вычитание двузначных чисел;

- складывать и вычитать многозначные числа;

- решать уравнения на основе зависимости между компонентами сложения и вычитания;

- составлять буквенные выражения по условию задачи;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

3. Умножение и деление натуральных чисел



Знать:

- компоненты действий умножения и деления;

- свойства умножения;

- правила нахождения неизвестных при решении уравнений;

- порядок действий.

Уметь:

- применять простейшие свойства действий над числами при вычислениях;

находить квадрат и куб числа;

- решать уравнения на основе зависимости между компонентами сложения и вычитания;

- соблюдать порядок действий;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

4. Площади и объемы



Знать:

- формулы для вычисления периметра и площади квадрата и прямоугольника;

- формулу объема куба и параллелепипеда;

- единицы измерения объемов.

Уметь:

- пользоваться основными единицами площади и объема;

- выражать более крупные единицы через более мелкие;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

5. Обыкновенные дроби



Знать:

- понятие доли, дроби;

- правильные и неправильные дроби, смешанные числа;

- связь деления с дробью.

Уметь:

- сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

- переводить смешанное число в неправильную дробь;

- выделять целую часть из неправильной дроби;

- записывать деление в виде дроби и обратно.

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

6. Сложение и вычитание десятичных дробей



Знать:

- десятичную запись дробных чисел;

- правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Уметь:

- читать и записывать десятичные дроби;

- записывать десятичную дробь в виде обыкновенной и

в простейших случаях обыкновенную в десятичной;

- сравнивать, складывать и вычитать обыкновенные дроби;

- округлять числа;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

7. Умножение и деление десятичных дробей


Знать:

- правила умножения и деления десятичных дробей;

- понятие среднего арифметического.

Уметь:

- умножать и делить десятичные дроби;

- находить среднее арифметическое нескольких чисел;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.

8. Инструменты для вычислений и измерений



Знать:

- инструменты для вычислений и измерений;

- определение процента.

Уметь:

- выполнять вычисления на калькуляторе;

- измерять и строить углы;

- строить круговые диаграммы;

- записывать проценты в виде дроби и дроби в виде процентов;

- решать простейшие задачи на проценты;

- решать несложные расчетные задачи практического содержания.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразов. учреждений / (Н.Я Виленкин и др.) - М. : Мнемозина, 2009;20013.


  1. Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119;


  1. Л.П.Попова. Поурочные разработки по математике: 5 класс - Москва, «ВАКО», 2011 г (в помощь школьному учителю);

  2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: Классик Стиль, 2004


© 2010-2022