Рабочая программа по геометрии 7 класс, Атанасян

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии для 7 класса составлена на основе федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по предмету математика, рекомендованной министерством образования Российской Федерации.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения Ширинская основная общеобразовательная школа №17. Приказ №85.1 от 29.08.2014 г.;

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03. 2004 г. №1089;

  3. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных предметов, курсов дисциплин (модулей). Приказ №65 от 16.05.2014 г.;

  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

В учебном плане общеобразовательного учреждения на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю. В учебно-календарном графике - 35 учебных недели, 70 часов. Однако за счет того, что часть уроков (31 марта,1 мая) выпадает за счет праздничных и каникулярных дней, на изучение предмета отводится 68 часов, что предусмотрено резервным временем в примерной программе по предмету.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования объектов описания окружающего мира, развития пространства, воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 7 класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам их измерений. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируется умение выделять равенство трех соответственных элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием признаков параллельности. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, которые существенно расширяют класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умения рассуждать, делать простые доказательства, давать объяснения выполняемым действиям. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов. Тем более, что класс работоспособный, активность учащихся всегда на должной высоте, ученики с удовольствием воспринимают новый материал.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующей цели: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Задачи:

  1. научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

  2. изучить свойства геометрических фигур на плоскости;

  3. сформировать пространственные представления;

  4. развить логическое мышление и подготовить аппарат для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;

  5. овладеть конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности

Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 8-9 классе, а также для изучения смежных дисциплин: географии, физики, ИЗО, истории и т.д. Программа изучения разделена на темы, которые логически связаны между собой. Изучение строится на индуктивной основе, то есть от простого к сложному.

При изучении геометрии в 7 классе имеются большие возможности включения прикладных задач с региональным содержанием. Это даёт возможность ученику увидеть применение полученных знаний в жизненных ситуациях, развивая познавательный интерес к предмету.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения геометрии в 7 классе учащиеся должны:

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка письменных контрольных и самостоятельных работ обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов и нормы оценки знаний, умений и решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик не приступал к работе.

2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

  • если ученик не ответил.

Оценка самостоятельных и контрольных работ в форме тестирования:

Отметка «5» 100%-90%

Отметка «4» 89%-75%

Отметка «3» 74%-50%

Отметка «2» 49%-0%

Отметка «1» ставится за отсутствие ответа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Начальные геометрические сведения - 14 часов.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

2. Треугольники - 19 часов.

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3. Параллельные прямые - 12 часов.

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника - 17 часов.

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

5. Повторение - 6 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№, п/п урока

дата

Название урока

планируемая

фактическая

Начальные геометрические сведения (14 часов)

05.09


Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности.

09.09


Луч. Угол.

12.09


Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов.

16.09


Длина отрезка

19.09


Единицы измерения. Измерительные инструменты

23.09


Градусная мера угла. Измерение углов на местности

26.09


Смежные и вертикальные углы

30.09


Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности

03.10


Решение задач.

07.10


Решение задач.

10.10


Решение задач.

14.10


Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы».

17.10


Решение задач.

21.10


Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения».

Треугольники (19 часов)

24.10


Работа над ошибками. Треугольник

28.10


Первый признак равенства треугольников.

31.10


Решение задач.

11.11


Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

14.11


Свойства равнобедренного треугольника

18.11


Решение задач.

21.11


Второй и третий признак равенства треугольников.

25.11


Решение задач.

28.11


Третий признак равенства треугольков.

02.12


Решение задач.

05.12


Окружность

09.12


Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение.

12.12


Решение задач.

16.12


Построение циркулем и линейкой. Решение задач.

19.12


Решение задач на построение.

23.12


Решение задач на построение.

26.12


Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников».

30.12


Решение задач по теме «Высота, медиана, биссектриса».

13.01


Контрольная работа №2 «Треугольники».

Параллельные прямые (12 часов)

16.01


Работа над ошибками. Определение параллельных прямых.

20.01


Признаки параллельности двух прямых.

23.01


Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых».

27.01


Практические способы построения параллельных прямых.

30.01


Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.

03.02


Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

06.02


Теорема об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

10.02


Решение задач.

13.02


Решение задач.

17.02


Решение задач.

20.02


Решение задач.

24.02


Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

Соотношения между сторонами и углами треугольника (17 часов)

27.02


Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Работа над ошибками.

03.03


Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

06.03


Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника.

10.03


Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. Самостоятельная работа №1.

13.03


Неравенство треугольника.

17.03


Неравенство треугольника.

20.03


Контрольная работа № 4 по теме «Сумма углов треугольника»

03.04


Работа над ошибками. Некоторые свойства прямоугольных треугольников

07.04


Некоторые свойства прямоугольных треугольников

10.04


Признаки равенства прямоугольных треугольников. Угловой отражатель. Самостоятельная работа №2.

14.04


Признаки равенства прямоугольных треугольников. Угловой отражатель

17.04


Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

21.04


Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Самостоятельная работа №3.

24.04


Построение треугольника по трем элементам. Решение задач

28.04


Построение треугольника по трем элементам. Решение задач

05.05


Решение задач.

08.05


Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник»

Повторение (6 часов)

12.05


Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые.

15.05


Треугольники. Самостоятельная работа №4.

19.05


Треугольники.

22.05


Параллельные прямые. Самостоятельная работа №5.

26.05


Задачи на построение.

29.05


Итоговая контрольная работа №6







© 2010-2022