Организация самостоятельной работы на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Для того , чтобы усовершенствовать разум,

Нужно больше думать, чем заучивать .

Рене Декарт

Гуманизация образования предусматривает пересмотр, переоценку всех компонентов методической системы обучения, создания благоприятных условий для развития способностей и талантов детей… одно из центральных направлений гуманизации - введение личностно ориентированного обучения, цель которого не только научить и воспитать ученика , но и сформировать в нем личность. Моя цель помочь ученикам стать уверенными в себе, в своих способностях, в своих умениях. Большинство учащихся из-за неуверенности в своих знаниях, умениях считают, что списать лучше, чем решить самому. Но каждому из них придется сдавать экзамен, и притом не только в школе. Жизнь требует принятия самостоятельных, ответственных решений, которые нельзя у кого- то списать. Первые экзамены - это итоговая государственная аттестация за курс базовой средней школы, единый государственный экзамен. Эти экзамены, как и большинство жизненных , нельзя пройти повторно, для получения более высокой оценки, нужно сразу достичь желаемого результата за ограниченный промежуток времени. Это означает, что подготовка требует длительной фундаментальной роботы. Нужна четкая система такой подготовки. Так как если поставить себе цель достичь определенных результатов, то нужно готовиться для приобретения лучших : случайные обстоятельства могут повлиять на конечный результат, поэтому нужно иметь хороший запас мощности. Такой подход к обучению предусматривает индивидуализацию, а значит и дифференциацию обучения, эффективным способом которой, при определенных условиях организации, является самостоятельная работа. «Человек образованный тот, который знает, где найти то, что не знает. »- писал немецкий социолог Георг Зиммель. Поэтому одна из главных задач современной математики - научить учащихся самостоятельно работать, поскольку темпы поступления научной информации сильно выросли и практически каждому человеку, который хочет иметь работу и продуктивно работать , необходимо все время обновлять свои знания, а иногда и переучиваться, что возможно только при наличии уже сформированных умениях и привычках самостоятельной работы. Под самостоятельной обучающей работой мы понимаем такую деятельность учеников, которая направлена на достижение поставленных дидактических целей, проводится без непосредственного участия учителя, но по его заданиям и под его контролем. Во время организации самостоятельной работы основной задачей является самостоятельное изучение материала. Одним из основных критериев для выбора метода обучения является показатель подготовленности учеников к такой деятельности: уровень сформированности познавательной самостоятельности; предметных и общих учебных знаний, умений и навыков. Организуя самостоятельную работу , учитель должен следить за тем, чтобы ученик был внутренне уверен в необходимости ее выполнения. Это вызвано его личными потребностями: узнавать новое, проверять свои знания, проявлять самостоятельность, научиться работать самостоятельно. Очень важно стимулировать позитивное отношение учеников к выполнению самостоятельной работы.

Говорить про самостоятельную работу как деятельность ученика можно лишь тогда, когда у него есть соответственная система мотивации. Ученик должен четко осознавать , что он выполняет ту или иную самостоятельную работу. Возможны также мотивы: приобретение знаний, проверка умений и навыков в решении заданий, оценить уровень знаний по определенной теме.

Перед выполнением самостоятельной работы необходимо всегда объявить её тему, обратить внимание ученика на её пользу именно для него.

Самостоятельная работа может проводиться в таких формах: дифференциально-групповой, индивидуальной и фронтальной. Реализация индивидуального подхода к учащимся в обучающем процессе требует от учителя знания возрастных и индивидуальных особенностей учеников, развивать те особенности, которые помогают повысить эффективность обучения. По признакам дидактической цели существуют несколько видов самостоятельной работы, а именно: подготовительные; обучающие; тренировочные; на закрепление; развивающие; творческие; контролирующие (проверочные; контрольные; ознакомительные; итоговые).

Одним из видов работы в классе является самостоятельное изучение теории по учебнику. Самостоятельно обрабатывать по учебнику теоретический материал ученикам можно предлагать 2-3 раза в полугодие. Основная задача таких заданий - научить учеников читать математический текст. Особенности математического текста , во-первых, в том, что он содержит много математических понятий, термином, формул, символов. Если ученик не знает какой-то термин или символ, то он не может полностью понять текст. Во-вторых, в тексте есть различные схемы и рисунки, которые тесно с ним связаны. На них нужно смотреть параллельно с чтением текста, читать приходится не абзацами, а предложениями. В-третьих, наличие разных шрифтов, которыми выделяются определения, теоремы, примечания. В-четвертых, стиль изложения материала - четкость, строгость, лаконичность.

Требования к организации самостоятельной работы:

  1. Самостоятельная работа обучающе-познавательная деятельность учащихся эффективна если она: помогает освоить математику глубоко и прочно; развивает их познавательные способности; формирует умения самостоятельно расширять и углублять знания и применять их на практике; соответствует основным принципам дидактики: доступности, систематичности, связи теории с практикой, осознанности, творческой активности, обучению на высоком уровне.

  2. Задания, которые включаются в систему самостоятельной деятельности, должны быть разными по дидактическим целям и содержанию.

  3. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ должна быть такой, что выполнение одних работ вытекает их предыдущих и подготавливает учащихся к выполнению последующих.

  4. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, что достигается четким определением её цели; недооценивание этого требования приводит к тому, что ученики или неправильно выполняют задание, или требуют от учителя дополнительных объяснений, из-за чего нерационально используется время.

  5. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной, а её содержание и объем посильными для учеников на данном этапе.

  6. Сначала у учеников необходимо сформировать элементарные навыки самостоятельной деятельности как во время работы с учебником, так и при выполнении практических заданий, рисунков, простых измерений, решении задач. Этому должна предшествовать демонстрация учителем всех этих видов работ, которая сопровождается четкими объяснениями и записями на доске.

  7. Для самостоятельной работы необходимо предлагать задания, которые решаются по готовым алгоритмам, а также такие, которые требуют их создания.

  8. Необходимо учитывать то, что разным ученикам необходимо разное количество времени для приобретения одних и тех же знаний, формирования умений и навыков.

  9. Задания должны быть интересны ученикам.

  10. Чрезмерное увлечение самостоятельной работой учеников может снизить темп обучения.

  11. Учитель определяет цель, содержание, объем, методы и виды самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы увеличивается , если она является одной из составных учебного процесса и проводится планомерно и систематично, если для нее на каждом уроке отводится определенное время. Только при таких условиях формируются стойкие умения и навыки учеников выполнения разных видов самостоятельных работ.

И еще очень важно научить учеников не бояться делать ошибки. Ибо, как говорил канадский педагог Лоуренс Дж. Питер: «чтобы избежать ошибок , необходимо приобретать опыт; чтобы приобрести опыт нужно делать ошибки».

И учащимся обязательно должна быть предоставлена возможность для творчества.

Литература:

  1. Важность мотивации обучающей деятельности на уроках математики. Терлецкая И.Д. , «Математическая газета», №10, 2008 г.

  2. Формирование навыков самостоятельной работы учеников на разных этапах урока.Левус О.И. «Математика в школах Украины», №5(233)

  3. Формирование и развитие способностей учеников. Крутецкий В.А. Сов.школа,-1972, №4

  4. Психология обучения. Баев Ф.К., К.,1994.с. 59-61.



© 2010-2022