ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

Учитель математики: Чубова Светлана Алексеевна

Место работы: МБОУ СОШ №25 г Орла



























ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

«Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика

нет желания учиться»

В. А. Сухомлинский


В настоящее время уже недостаточно только овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а точнее -научить их хотеть учиться.

Можно усадить учеников за парты, добиться идеальной дисциплины, но без интереса к учению, без внутренней мотивации, освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание учиться?

Постоянно работаю над этим вопросом, над проблемой - как повысить мотивацию у обучающихся к изучению математики и физики. Интерес именно к этим предметам у детей невысок. Я в своей работе стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него.

Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса. Для этого я стремлюсь увеличить "продуктивность" обучения, что достигается созданием соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным фоном. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися; активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии; анализируются решение, используются игровые ситуации, соревнование.

Применяю разнообразные приемы активизации: размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д.

Я считаю, что учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. Для этого необходим особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения. В связи с этим я на своих уроках применяю и методы проблемного обучения, так как проблемное обучение вызывает неослабевающий интерес обучающихся. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить элемент противоречий, иногда неожиданности. Организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Применяю стимулирование. В моей работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации.

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь. Роль учителя имеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности школьников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися.

Реализация главной цели образования - формирование личности, способной действовать в условиях современного технологического общества. Развитие познавательных способностей учащихся, освоение методов самостоятельной работы, умение работать с книгой, находить главную мысль, то есть выделять главное.

На своих уроках организую групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Применяю стимулирование. В моей работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации.

Источники мотивации, применяемые мной на уроках.
Интерес к информации: А знаете ли вы …

Интерес к способу действия
понять, как это делается и сделать это лучше.

Домашние эксперименты
приведу пример из урока физики:
ЗЕРКАЛО, КОТОРОЕ НЕ ПУТАЕТ ПРАВО И ЛЕВО
Поставьте 2 обычных зеркала под прямым углом друг к другу (зеркальными сторонами внутрь).
Посмотрите в него .
Закройте правый глаз, изображение в зеркале тоже закроет правый глаз.
Почему?
Постройте изображение.

Интерес к людям, организующим процесс и участвующие в нем.
Общение в ходе учебного процесса для многих школьников является стимулом к учебе.
Урок КВН заметно повышает интерес к уроку. Я провожу такие уроки в 7-8 классах.
За несколько дней я сообщаю тему, дату, список литературы. Формируем команды и группу учеников, которые готовят вопросы , участвует весь класс.
Потребность в самовыражении На уроках использую презентацию , ученик так же может проявить свои знания подготовив свою презентацию для урока , а можно устроить конкурс презентаций среди учеников.
Учащимся которые плохо владеют компьютером делают раскладушку.

Осознание значимости происходящего на уроке.

Ученик учится потому, что ему это надо. Это осознанная мотивация больше присуща старшеклассникам, которые готовятся поступать в вузы.
Для этих учащихся я провожу дополнительные занятия во внеурочное время .
Метод познавательной деловой игры (Занимательность).

Основными компонентами игры служат сценарий, игровая обстановка и регламент. Сценарий включает характеристику игровой обстановки, правила игры и описание производственной обстановки. Игру можно проводить перед изложением нового материала (лекции), после него или же организовывать на ее основе весь материал. Очень нравится ребятам игра «Математическое лото», которую я использую для закрепления и повторения материала, а также отработки формул. Опыт показывает, что учебные игры по сравнению с традиционным обучением имеют много преимуществ, ибо игра занимательна и интересна для них. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Большое внимание я уделяю подведению итогов урока так, чтобы ребята испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости. Таким образом, активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках можно различными способами. Но важна методика включения их в учебный процесс - работы должны в максимальной степени развивать мыслительную деятельность.

© 2010-2022