- Преподавателю
- Математика
- Урок технологическая карта математика 5 класс Фгос
Урок технологическая карта математика 5 класс Фгос
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова Т.Л. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Емельянова Татьяна Леонидовна
Место работы: МБОУ ОШ № 20 г.Бор
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник: Математика: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир-М. Вентана-Граф,2013
Тема урока:Уравнения
Тип урока: Изучение нового материала
Целевые установки на достижение результата:
- личностные: Формировать интерес к познавательной деятельности через решение творческих заданий; развивать умение выстраивать аргументацию; вырабатывать критичность мышления (повышать уровень осмысленности процесса обучения учащимися)
- метапредметные: Формировать умение действовать в соответствии с алгоритмом; создать условия для обмена знаниями между учащимися группы, применять дедуктивные способы рассуждения; развивать умение анализировать информацию, представленную в тексте заданий
- предметные: Вывести алгоритм для решения уравнений; продолжить работу по формированию навыков выполнять различные действия в уравнениях; развивать навыки применения рациональных способов при решении уравнений
Формы организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Структура и ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.(2 мин)
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся.
Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания.
В какой большой теме мы сейчас с вами работаем?
Что мы умеем делать с уравнениями?
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Виды уравнений.
Решать уравнения по типам.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: планирование.
Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности (5мин)
Устная работа.
Корректирует высказывания учащихся.
Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет?
Почему возникли затруднения?
Так что нам нужно еще узнать , чтобы решить третью задачу?
Так какова цель нашего урока, чему мы должны научиться
Историческая справка.
Учение об уравнениях всегда считалось трудным.
Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности.
Анализируя полученное задание, выполняют его , применяя и проговаривая соответствующие правила
Составляют план решения задач, определяют какие математические действия Составляют план решения задач, определяют какие математические действия им понадобятся в ходе решения задач и придут к выводу, что они не умеют складывать и вычитать ( мы не можем решить третью задачу)
Повторить сложение и вычитание.
Цель урока открыть для себя правило, с помощью которого мы сможем решать задачи, подобные третьей
Попасть в тяжелое, трудное положение
1.Решать уравнения разных видов.
Уравнения представлены в самом уроке.
2.Смекалкин приготовился выполнять задание на сравнение чисел и переписал несколько пар чисел, между которыми нужно поставить знак «больше» или «меньше». Вдруг он нечаянно уронил тетрадь на мокрый пол. Записи размазались, и некоторые цифры стало невозможно разобрать. Вот что получилось: Разглядывая эти подпорченные записи, Смекалкин догадался, как дать обоснованный ответ, не зная размазанных цифр. Поставьте и вы нужные знаки между числами. Ответ объясните.Задания прилагаются в презентации.
3.1. Собственная скорость теплохода 23 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
3.2 На платье для первой куклы израсходовали 6м ткани, а на платье для второй куклы на 2 м меньше. Сколько м. ткани израсходовали на оба платья.
3.3. С одного участка собрали 95 т зерна, а с другого на 16т больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка.
Личностные: самоопределение
Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; осознанное применение алгоритма сравнения десятичных дробей
Коммуникативные: оценка ответов одноклассников
Регулятивные: целеполагание.
Построение проекта выхода из затруднения.(5мин)
Предлагаю вам найти выход из затруднения. Для этого мы разделимся на группы. Вы получите блоки алгоритма, проанализируете их и наклеите по порядку на альбомный лист, а затем сравните его с данным в учебнике.
Выполните предложенное задание.
Дети рассаживаются по группам. Составляют алгоритм. Работают с учебником.
Приступают к выполнению задания
Задание
Предоставлены в самом
уроке
Личностные: самоопределение
Регулятивные: планирование, оценка волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Коммуникативные: планирование,постановка вопросов;
Познавательные:логические; самостоятельное создание способов решения проблемы
Реализация построенного проекта. (5мин)
Попробуем применить алгоритм для выполнения задания из учебника.
Учитель корректирует действия ученика.
Вопрос: Дети, вам все ясно?
Работают с учебником: решают упражнение. Один ученик работает у доски и проговаривает правило.
Выполните действия;
Познавательные: выполнение действий по алгоритму
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения поставленных задач
Регулятивные: контроль и коррекция
Физминутка.(3мин)
Проговаривает считалку, показывает упражнение
Повторяют за учителем
Раз - поднялись, потянулись
Два - согнулись, разогнулись
Три в ладоши три хлопка
На четыре - три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть - тихонько сесть
Первичное закрепление (5мин)
Работа в парах
Учитель комментирует ошибки
Дети работают в парах. Осуществляют взаимопроверку, сверяясь со слайдом 6. Дети, выполнившие задание раньше, могут сделать дополнительное задание.
Выполните действие:
Дополнительное задание:
Найдите значение выражения:
Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач
Регулятивные: контроль и коррекция.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(7мин)
Организовывает самостоятельную работу учащихся.
Обращает внимание на необходимость отметить плюсиком верно выполненные задания.
Каждый учащийся решает все 4 примера.
Проверяют свою работу по эталону и фиксируют правильно сделанные задания.
Личностные: самоопределение
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму
Регулятивные : контроль, оценка
Включение в систему знаний и повторение.(5мин)
Ребята, попробуем применить полученные знания для решения практической задачи
Учащиеся выполняют задание и делают соответствующий вывод. Один ученик работает на обратной стороне доски, учащиеся сверяют ответ.
Для упаковки продуктов в магазине имеются пакеты,
выдерживающие массу 5 кг; 10 кг; 12 кг. Какой из пакетов нужно выбрать, чтобы упаковать 124 кг яблок, 70 кг мандарин и 29 кг слив
Личностные: мотивация учения
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, создание способа решения проблемы
Регулятивные: оценка
Подведение итогов урока. (3мин)
Какую цель ставили перед собой на уроке?
-Смогли ли ее достичь?
Кто желает сформулировать правила?
Оценить отдельных учащихся.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы: вывести правила для решения уравнений.
Достигли.
Учащиеся формулируют правило
Дают оценку своим товарищам
Регулятивные: оценка
Рефлексия (3мин)
Оцените свою работу с помощью карточки самооценки .
Выберите фразу и продолжите ее.
-
Сегодня я узнал...
-
Было интересно...
-
Было трудно...
-
Мне захотелось...
-
Меня удивило...
-
Урок дал мне для жизни....
Дети оценивают свою работу
Продолжают фразы
Приложение 2.
Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка
Коммуникативные:аргументация своего мнения
Информация о домашнем задании.(2мин)
Выучить алгоритм.
Предлагается 3 вида задания:
- базовый уровень № 144.145,146; задачи от Мудрой совы № 101,84.
- повышенный уровень: файл № 1 в Дневнике.ру.;
- высокий- файл № 2 в Дневнике.ру
Выберите для себя задание по силам, задайте необходимые вопросы.
Учащиеся задают вопросы.
Повышенный уровень:
1.Ломаная состоит из трех отрезков АВ, ВС и СД. Известно, что отрезок АВ равен 4 см и он меньше отрезка ВС на 2 см и больше отрезка СД на 1 см. Найдите длину ломаной
2.Представь, что ты спускаешься на плоту по Волге на «Лотосные поля», расстояние до которых 36км. Мимо тебя вверх по течению реки проплыл катер со скоростью 18 км/ч. Через некоторое время этот катер вновь проплыл мимо плота вниз по течению реки со скоростью 26км/ч. Сколько времени ты затратишь на это путешествие? (Собственная скорость катера не изменялась).
Высокий уровень:
1.Практическая работа: найдите периметр вашего рабочего стола в метрах.
2.Когда уменьшаемое увеличили на 3 а вычитаемое уменьшили на 2, то разность стала равной 17. На сколько уменьшаемое было больше вычитаемого?
Регулятивные: прогнозирование
Приложение 2.
Карточка самоконтроля
Этап урока
Оценка (+, +/ -)
1.Устная работа
2. Создание правил сложения и вычитания десятичных дробей
3. Самостоятельная работа.
4. Задача о пакетах.
Цели урока: 1.Продолжить формировать умения и навыки решать уравнения, применяя знания при решении задач.
2. Развивать логическое мышление, познавательный интерес ,а также навыки контроля и самоконтроля.
3. Приучать школьников к эстетическому оформлению записи, умению выслушивать и умению общаться.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний.
Урок проводится по учебнику: Мерзляк А.Г. и др.Издательство : » Вентана -Граф»
1.Как найти неизвестное слагаемое?
2.Как найти неизвестное уменьшаемое?»
3.Как найти неизвестное вычитаемое?
4. (Слайд № 2 ) Перед вами записаны уравнения, числа и буквы. Вам надо решить устно уравнения, среди чисел найти верный ответ и в черновик записать рядом стоящую букву.
а) х + 17 = 60; д) 59 + х = 59;
б) у - 51 =60; е) 88 - х = 78;
в) 60 = у + 51; ж) х - 0 = 82;
г) 62 = 100 - у; з) 0 + х = 24.
111; 10; 43; 9; 0; 82; 38; 77; 24.
о ц м л д ы о р !
(Слайд № 2) Молодцы! Кто правильно решил, тот получил слово - молодцы! Поднимите руки, у кого все решения верные . ( учитель фиксирует у себя результаты)
5. ( Слайд № ) Придумайте задачу которая решалась бы с помощью уравнения и решите ее. х + 15 =45.
6. ( Слайд № 4 ) Угадайте корень уравнения а) х + х = 42; б) 25 + у + у + у = 25
5. Математический диктант.
Запишите в тетрадях число, классная работа, мат. Диктант на листочках
Лес как вы знаете поглощает углекислый газ и выделяет кислород необходимый человеку. Лес еще работает как фильтр, очищая воздух от сажи и пыли. В таблице ( Слайд №5) приведены данные о количестве ( кг )выделяемого кислорода в год. Используя данные таблицы, выполните следующие задания.
1 гектар
Кол-во выделяемого кислорода в год ( кг )
Дубовый лес
830
Березовый лес
725
Осиновый лес
575
Сосновый лес
540
Еловый лес
500
1.На сколько наибольшее число больше наименьшего числа ?
2.Найти сумму чисел которые оканчиваются цифрой 5.
3.Уменьшаемое - сосновый лес, разность - еловый лес. Найти вычитаемое.
4.Первое слагаемое - еловый лес, сумма - березовый лес. Найти неизвестное слагаемое.
5.Вычитаемое - осиновый лес. Разность - сосновый лес. Найти уменьшаемое.
( Слайд №6) Проверь себя! (взаимопроверка)
1. 830 - 500 = 330; 2. 725 +575 = 1300; 3. 540 - х = 500, х = 40; 4.500 + х = 725, х = 225; 5. х - 575 = 540, х = 1115.
Поставьте оценку своему соседу по парте
( учитель фиксирует у себя результаты)
-
Выполнение упражнений.
-
( Слайд № 7) Найди ошибки и реши правильно.
Ученик решал уравнение ( х - 24 )+ 37 = 49, и получил вот такое решение
х - 24 =49 +37,
х - 24 =86,
х = 86 -24,
х =72.
Ребята посмотрели на его решение и дружно засмеялись. Чем же был вызван смех ребят?
Один ученик решает самостоятельно у доски, остальные решают в тетрадях любым способом который вам больше нравится. ( Сверяются решения)
х -24 = 49 -37.
х -24 =12,
х = 12 +24,
х = 36.
2. Работа с книгой. Решить самостоятельно уравнение
3. А сейчас разгадав ребус, вы ребята, узнаете чем мы будем заниматься далее.
( Слайд № 8) Ребус ( Задача )
Решим задачу № 377, уравнение составит у доски ( ученик), а решать полученное уравнение будем самостоятельно в тетрадях. Кто сможет решите двумя способами.
( наиболее подготовленные учащиеся решают двумя способами)
( х + 39 )- 43 =27,
х = 31.
Ответ: 31 литр.
-
Проверка знаний, умений, навыков.
Проведение самостоятельной работы с элементами теста в двух вариантах.
Вариант - 1.
1. Решите задачу с помощью уравнения.
Маша задумала число. Если его вычесть из числа 172, то получится 145. Какое число задумала Маша?
а) 27 б) 72 в) 37
2.Решить уравнение 44 + ( у - 85 ) = 105.
а) 145 б) 146 в) 164
3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.
( 256 - х ) - 156 , если х = 44
а) 65 б) 56 в) 44
Вариант -
-
Решите задачу с помощью уравнения.
Если из задуманного числа вычесть 137, то получится 153. Найти задуманное число.
а) 290 б) 300 в) 390
2.Решить уравнение 69 + ( 87 - х ) =103
а) 54 б) 35 в) 53
3. Найдите значение выражения, предварительно упростив его.
238 - ( 38 + х) , если х = 78
а) 200 б) 122 в) 72
( Слайд № 9) Проверь себя! ( Самопроверка) Проверив свою работу, поставьте себе оценку. ( учитель фиксирует у себя результаты)
Вариант - 1. Вариант - 2.
1. а 1. а
2. б 2. в
3. б 3. б
8. Итоги урока. Ребята, вот и подошел урок к концу. Что ж мы повторили на уроке? А что вам понравилось больше всего? Решение уравнений - важная тема, и мы на протяжении всей школьной жизни будем к ней постоянно возвращаться. А теперь выставим оценки.
Сдайте тетради, я ещё раз все у вас проверю.
9. Домашнее задание. Сегодня домашнее задание па карточкам. Решения выполнить в тетради.
В а р и а н т 1. С - 9.
-
Решите уравнения
а) 138 + х + 57 = 218
б) 248 - ( у + 123 ) =24
в) ( 24 - х ) + 37 = 49.
-
Угадайте корень уравнения и сделайте проверку х + 3 = 9 - х.
В а р и а н т 2. С - 9.
-
Решите уравнения
а) 257 - х + 124 = 149
б) 165 - ( у + 112 ) = 37
в) 44 + ( а - 85 ) = 105
-
Угадайте корень уравнения и сделайте проверку 8 - у = у + 2.
В а р и а н т 3. С - 9.
-
Решите уравнения
а) 175 + х - 37 = 108
б) 243 - ( у + 83 ) = 112
в) 69 + ( 87 - п ) = 103
-
Угадайте корень уравнения и сделайте проверку х + 7 = 11 - х.
В а р и а н т 4. С - 9.
-
Решить уравнения
а) ( х + 124 ) - 76 = 357
б) 375 - у + 218 = 123
в) ( т - 27 ) + 34 = 53.
-
Угадайте корень уравнения и сделайте проверку 7 - у = у + 1.
Данный урок можно взять за основу для составления уроков по другим предметам.
Вывод:
УДД - это обобщение способы действий. Достижение » умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:
-
Учебные мотивы;
-
Учебная цель;
-
Учебная задача;
-
Учебные действия и операции;
-
Ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Метапредметные действия:
- умственные действия учащихся;
- виды универсальных учебных действий;
- личностные;
- регулятивные ( действия саморегуляции);
- познавательные;
- коммуникативные.
Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучающихся положительной мотивации к учению, умение преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважение друг к другу, умения ввести диалог, аккуратность.
Метапредметные: формирование умение ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность,умения классифицировать объекты создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру обучающихся, развивать логическое мышление,познавательную активность и навыки научной речи.
Предметные: формировать умения построения математической модели, решения уравнений, содержащих одно или более одного арифметического действия и задач с помощью уравнений.
Методы обучения: наглядный, словесный ,практический, частчно-поисковый, репродуктивный.
Исходя из этого можно выделить основные этапы урока:
- организационный этап;
- этап включения учащихся в активную деятельность;
- актуализация опорных знаний, умений и навыков;
- физкультминутка;
- этап закрепления, первичной проверки коррекция изучаемого материала;
-рефлексия;
- этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
- итог урока.
План урока
1.Вводное слово учителя;
2. Разминка. Устный счет.
3. Актуализация знаний учащихся.Вопросы теории.
4.Закрепление,первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.
5.Физкульт. минутка.