- Преподавателю
- Математика
- Презентация на тему Метапредметные технологии в работе учителя физики и математики
Презентация на тему Метапредметные технологии в работе учителя физики и математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Конончук Н.И. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Метапредметные технологии
в работе учителя
физики и математики
Учитель МКОУ «СОШ №20»
Конончук Николай Иванович
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно, что задача учителя - не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни.
Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее - модернизацию процесса обучения, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно безметапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году и называлось тогда методом проектов. Но никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде как раньше.
Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Основные идеи метапредметного подхода:
Знания,в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания;
Метазнания,выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое;
Метапредметностьпозволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок»;
Мониторингпризван отслеживать индивидуальный уровень развития теоретического мышления.
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по ниже следующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
- «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
- выбор и использование целесообразных способов действий;
- определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
- составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
- контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
- адекватная самооценка выполненной работы;
- восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
- чтение схем, таблиц, диаграмм;
- представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:
- выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
- установление причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
- использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
- выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
- нахождение в тексте необходимой информации;
- определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиск а информации:
- использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
- «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
Таким образом, метапредметы в образовании - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАД предметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Метапредметы - учебные предметы, предполагающие работу с материалом нескольких учебных предметов сразу.
На обычных учебных предметах превыше всего ценится знание «пройденного» учебного материала, а на метапредметах - акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела - действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью - и учениками и учителями.
Метапредметный урок - это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
метапредметызнак
смысл
знание
ситуация
схема
задача
проблема
идеализация
Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача».
В рамках метапредмета«Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
В рамках другого метапредмета - «Знание» - формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Изучая метапредмет«Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
На метапредмете«Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
В школе очень часто одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание учащихся. При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей и где проходит граница между самими областями. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения различных методов, способов, учебно-методических средств формирования универсальных учебных действий школьников, т.е. применение метапредметности.
Для многих школьников предмет «Физика» сложный и непонятный, хотя, на мой взгляд, в нем просто разобраться, если освоить те основания, на которых он построен. При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные задачи:
-
освоить физические понятия и термины,
-
научиться работать с формулами,
-
уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать
физические свойства, явления, процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат в определенных условиях.
При этом, проводя классификацию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях. Таким образом, он осваивает метапредметную технологию.
Уроки физики с метапредметным подходом могут быть 2 типов:
1. Уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов (математика, химия, астрономия, география и др.). Например, перед изучением теплоты сгорания топлива по «Физике» предлагают домашнее задание: повторить по учебнику «Химия» об энергетике процесса горения, при объяснении природы тока в электролитах привлекают знания учащихся об электролитической диссоциации и электролизе из курса химии, после объяснения условия плавания тел в жидкости школьникам в качестве упражнения, предлагают задание: объяснить роль плавательного пузыря у рыб с точки зрения физики.При решении задач, работе с формулами пользуемся знаниями из математики: правилами нахождения неизвестных множителя, делимого, частного. Сведения полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего используются в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления, расширения и закрепления знаний.
В любом из этих случаев используемый материал необходимо повторить, пользуясь по возможности теми формулировками и обозначениями которые были введены в смежном курсе. Если же обозначения иные, то необходимо показать идентичность.
2. Обобщающие уроки.Они обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков в отработке программного материала.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом учитель объясняет учащимся понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Для того, чтобы показать, что Вы передаёте универсальный способ работы, Вам необходимо выйти за рамки своего учебного предмета в другие.
Вот некоторые примеры использования мною метопредметности в преподавании физики и математики.
-
Если ученик освоил решение квадратных уравнений в математике,
учитель даёт ему для решения задачу этого же типа, но из физики:
-
При каком значении угла бросания дальность полета в 3 раза больше высоты его подъёма?
-
Двое играют в мяч, бросая его друг другу. Какой наибольшей высоты достигает мяч во время игры, если он отодного игрока к другому летит 4 с?
2. Чтение графиков учащимися на уроках математики и физики.Наибольшие возможности для формирования таких умений предоставляют три школьных предмета: физика, математика и информатика. Это связано с тем, что на уроках физики графики используются при обработке данных эксперимента, полученных в ходе лабораторных и практических работ, при решении задач графическим методом и при изучении нового материала. На уроках математики графики функций применяют при изучении всех типов функций; при решении задач, уравнений, неравенств, систем неравенств и систем уравнений; с помощью графиков описывают основные свойства функции. На уроках информатики графики используют не только при решении задач и разборе теоретического материала, но и при изучении компьютерных программ, в каждой из которых выполняют построение графиков. При этом основой для формирования у учащихся умений работать с графиками функций в условиях реализации межпредметных связей является «Физика», поскольку в рамках именно этого предмета школьники изучают законы и явления природы, которые предоставляют наибольшие возможности для переноса на реальные жизненные ситуации.
Примеры задач:
-
Изменение температуры в течении суток.
-
Тело бросили вертикально вверх с некоторой начальной скоростью с поверхности земли. Какой из графиков зависимости высоты тела над поверхностью земли от времени соответствует этому движению?
-
Сложение векторов в математике, физике:
-
Умение находить площадь геометрических фигур используется при решении физических задач на движение:
-
На рисунке представлен график
зависимости скорости автомобиля от времени.
Найдите путь, пройденный автомобилем за 5 с.
-
Работа с измерительными приборами:
-
Определение цены деления прибора.
-
Расчёт погрешности измерения.
-
Снятие показаний прибора.
-
Использование знаково-символических средств представления информации:
Сделай чертеж к задаче.
От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
В данной задаче учащиеся используют знаково-символические средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение.
Литература:
1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. - М., 2004.
2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). - Минск, 2000.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
4. Бабинский М.Б., Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.-№6.
5. Алейникова И., Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.
6. Губанова Е.В., Веревко С.А., Новый стандарт: результаты, инновации, риски. // Народное образование.-2011.-№5.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.