Технологическая карта по математике на тему Разбиение трехзначных чисел на группы (2 класс)

Раздел Математика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Разбиение трехзначных чисел на группы. Решение задач. 17.02

Цель урока. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование навыков чтения, записи и классификации трёхзначных чисел и применение усваиваемых способов учебных действий в условиях решения учебных заданий.

Задачи урока:

  • Формирование умения разбивать трехзначные числа на группы, закрепление умения записывать и читать трехзначные числа, продолжение работы по формированию умения решать текстовые задачи с опорой на схему, разными способами.

  • Развитие умения пользоваться математическими терминами; умение делать логические выводы, расширение общего кругозора.

  • Воспитание добросовестного отношения к учебному труду, умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.

Содержание: универсальные учебные действия:

  • Познавательные: умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера (решение задач разными способами, поиск закономерностей); установление причинно-следственных связей при классификации трехзначных чисел; постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

  • Коммуникативные: взаимодействие (формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  • Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и коррекция.

  • Личностные: способствовать готовности к саморазвитию, учить формулировать собственное мнение и позицию, уважительно относиться к иному мнению, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Используемые технологии: ИКТ, элементы технология проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Принципы построения урока. Научность, доступность, сознательность, наглядность, занимательность.

Методы проведения урока: наглядный, практический, словесный, проблемно - поисковый, коллективного взаимообучения, деятельностный (подбор математических заданий с учетом вариативного рассмотрения существенных признаков математического материала).

Тип урока: комбинированный (Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями).

Планируемый результат

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- исследовать ситуации, требующие чтения, записи, распределения на группы трехзначных чисел;

- выбирать необходимую схему, планировать решение задачи; объяснять ход решения задачи;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ход урока.

Структура урока


Деятельность учителя

( характеристики)

Деятельность учащихся

( характеристики)

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: стимуляция деятельности учащихся, быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Психологическая установка на урок

Проверка готовности. Начинаем урок математики, сегодня на уроке вам потребуется ваше внимание и желание узнавать новое.

Упражнение «Думающая шапочка»

С рабочим настроением садимся, а я вам желаю успехов.

Улыбнулись друг другу. Я хочу учиться!

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Выполняют упражнение.

Регулятивные:

- создать мотивацию к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

Познавательные: постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные:

усиливаются мотивы ориентации на предстоящую работу, мотивы любознательности.

2. Самоопределение к деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Проблемная ситуация.

- Ребята, недавно я встретила мальчика - второклассника и он рассказал вот такую историю:

« Закадычный друг Серёжка

Меня в гости пригласил,

«На автобус 308 сядешь, -

Он предупредил.

Остановок пять проедешь -

Вот тогда и выходи.

Буду ждать я, непременно,

Часиков до 9.

В нужный час на остановку

Подошёл я, не спеша.

Вот автобус. Сел…. Поехал….

И погода хороша!

В ожидании встречи с другом

Так поёт моя душа!

Майская, Строителей, улица Труда,

Космонавтов, Мира….

И приехал я.

Где же друг Серёжка? Где приятель мой?

Никого не встретив, я побрёл домой.

И Сергей вернулся, час прождав меня.

В чём же я ошибся? Скажите мне, друзья?

- Почему же друзья не встретились?

-Что бы вы посоветовали ребятам? А вы бы не ошиблись?

- Где в жизни мы встречаемся с трёхзначными числами?

Вывод:

-Мы каждый день сталкиваемся с трёхзначными числами, чтобы с нами не случилось неприятностей, сегодня мы продолжим учиться правильно читать и записывать их.

Воспринимают ситуацию на слух и анализируют. Осуществляют личностное присвоение проблемы.



Предлагают возможные ситуации: перепутал номер автобуса, сел не в тот автобус, неправильно записал трёхзначное число.

Нам надо научиться читать и записывать трёхзначные числа

Показывают номер автобуса на калькуляторе.

Предлагают: номера машин, квартир, домов, цены, номера домашнего задания и т. д.

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии при выполнении заданий устного счета.

Цель: воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания; осуществление выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Задания устного счета.

- Как записать цифрами число, состоящее из трех десятков, пяти сотен, 6 единиц?

- Какое наименьшее трёхзначное число можно записать цифрами 5, 0, 3?

- На сколько нужно уменьшить число 491, чтобы в его записи уменьшилась только цифра в разряде единиц?

- Какое наибольшее трёхзначное число можно записать цифрами 1, 0, 6?

- Как записать цифрами 47 десятков?

- На улице 508 домов. Из них 8 покрыто железом, остальные - шифером. Сколько домов покрыто шифером?

- У Максима за четверть накопилось 200 пятерок. А у Кристины на 5 больше. Сколько пятёрок у Кристины?

- Оцените свою работу.

Расположите карточки с ответами в порядке возрастания. Переверните карточки с ответами.

По какому признаку можно разбить эти числа на две группы?

Выполняют задания устно, все показывают ответы на калькуляторе, один ученик озвучивает число.

Выставляют карточки с ответами на доску: 536, 305, 1, 601, 470, 500, 205.


Выполняют самооценивание в форме игры «Светофорики» (стоя)

1, 205, 305, 470, 500, 536, 601

МОЛОДЦЫ!

Распределяют на 2 группы: однозначные и трёхзначные.

Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

- вступать в учебный диалог,

- формулировать грамотные ответы.

Регулятивные:

- выполнять учебные задания,

- организовать затруднение в учебной деятельности.

Личностные: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

4. Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной задачи.

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, поставив их перед посильными познавательными затруднениями

Постановка учебной задачи.

В каком примере встретили затруднение?

- Какова будет тема урока?

- Чему будем учиться на уроке? Определите задачи урока.

Цель нашего урока: формирование навыков чтения, записи и классификации трёхзначных чисел.

Основная задача: формирование умения разбивать трехзначные числа на группы, закрепление умения записывать и читать трехзначные числа, продолжение работы по формированию умения решать текстовые задачи с опорой на схему, разными способами.

- Затруднение вызвал….

- Будем записывать читать, трёхзначные числа.

- Будем учиться решать задачи.

- Будем учиться работать в группе, парах.

- Будем выводить алгоритм, план решения таких примеров.

Регулятивные:

-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения,

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и соотношений трёхзначных чисел.

Первичное закрепление

- в изменённой ситуации (конструктивные)

Разбиение чисел на 2 группы.

Выполнение заданий на классификацию трехзначных чисел.

Задание 115 обсуждается фронтально.

Завершить задание самостоятельно.

Проверка:

-прочитайте числа, объясните.

- Прочитайте числа, записанные на доске: 325 426 423 328 321 422

- Как вы думаете, какое может быть задание? (Обсуждают в паре)

По какому признаку можно разбить числа на две группы? (3 сотни, 4 сотни)

325 426

  1. 423

  1. 422

- Дополните каждую группу двумя числами.

Двигательная игра «Мои друзья»

Наберите на калькуляторе любое число, которое относится к теме урока.

  • Мои друзья те, у кого в числе 2 сотни.

Если ученик вышел неправильно, то сразу проводится коррекция знаний самими учащимися.

  • Мои друзья те, у кого в числе 5 десятков.

  • Мои друзья те, у кого в числе 8 единиц.

  • Мои друзья те, у кого в числе 1 сотня.

Вопрос после игры: что общего у всех чисел, которые вы написали? (Они трехзначные.)

Большинство учеников при разбиении трёхзначных чисел на две группы ориентируются на количество сотен в каждом числе (6 или 5).

- Записываем все числа группы друг за другом, в одну строку.

Самостоятельно дополняют каждую группу, получают «п» или «-« за выполнение задания.

Продумывают ответы: разбить на группы, записать в порядке убывания, возрастания, увеличить , уменьшить …

- Дети, чья модель подходит к высказыванию, выходят к доске и демонстрируют записи на калькуляторе.

Регулятивные:

- составлять план решения учебной задачи совместно с классом,

- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные: умение осознанно и произвольно выполнять задание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

6. Применение знаний и умений при решении задач.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Задание 114 обсуждается фронтально.

Запись решения выражением самостоятельно.


Задание 117 читается вслух.

Для обоснования ответа нужно переформулировать условие задачи. Если в первом пакете осталось на 5 семян меньше, чем во втором, то во втором на 5 семян больше, чем в первом пакете.

Формулировка данного условия вызывает затруднения у некоторых детей, поэтому работа на слайде № 2. Схема позволит учащимся не только понять смысл записи 40 - 25 + 5.

Преобразование задачи:

поставить к данному условию другие вопросы, например: - На сколько больше было семян в первом пакете, чем во втором?


Физминутка.

Задание 121 (запись решения двумя разными способами)

Представление вариантов решения на слайде № 3.

10 + 12 + 16; 10 + 16 + 12;

12 + 10 + 16; 12 + 16 + 10;

16 + 10 + 12; 16 + 12 + 10.

Дополнительно: задача на слайде № 4, № 116

Из предложенных схем дети выбирают ту, на которой смогут обозначить известные в условии задачи величины, обозначают их и доказывают, почему остальные схемы не подходят. Самостоятельно записывают решение, получают «я» или «-« за выполнение задания.

Ученики самостоятельно отмечают выражение, которое является её решением.

Используя схему, ученики смогут самостоятельно ответить на этот вопрос (25 - 5 = 20 (с.)).

Взаимопроверка по доске. При верном решении ставят букву «т».

Выполняют движения.

После чтения задачи 121 ученики записывают её решение по действиям разными способами. При записи разных способов решения задачи важно, чтобы дети понимали, что многообразие (6 вариантов) способов решения основано на переместительном свойстве сложения.

Ученики самостоятельно выполняют решение, в тетради при проверке получают «ь».

Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: взаимодействие, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; контроль и коррекция.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов урока.

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

- Какие задачи ставили сегодня на уроке?

- Что получилось? Чему научились? Выскажите своё мнение.

- Оцените свою работу: зелёный - если вы довольны своей работой и т.д. по слайду № 5.

- Какие трудности испытывали на уроке? Что не получалось?

- Научиться …

- Я думаю, что мы научились …

- Мне было трудно …, я поработаю над этим дома.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

- Какое задание показалось самым интересным?

Задания 118, 120 - для домашней работы.

Ответы учащихся.

5


© 2010-2022