- Преподавателю
- Математика
- Элективные курсы 10-11 класс
Элективные курсы 10-11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова И.М. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
-
«Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель МО________ Столбова.Ф.В.
Протокол № 6 от « 27 » мая 2015 г
«Рекомендовано к утверждению НМС»
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ «Земля родная» ________ Дубоневич В.Н.
Протокол № 1 от «31 » 08 2015 г
«Утверждена»
Директор МАОУ СОШ «Земля родная»
__________ Татаринов М.Н.
Приказ № от « » 2015 г
Рабочая программа элективного учебного предмета
«Функции помогают уравнениям»
Учитель: Иванова Ирина Михайловна
Год реализации программы: 2015 / 2017 учебный год
Класс: 10- 11в
Общее количество часов по плану: 69 часов
количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании программы для общеобразовательных учреждений:
Математика. 10-11 кл./ авт.- сост. Ю. В. Лепехин, в соответствии с концепцией профильного обучения
соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта
(утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному
учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ) № 1312 от 09 марта 2004 года),
4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007
Ю.В.Лепехин. Математика. 10- 11 класс. Функции помогают уравнениям. Элективный курс. Профильное образование.
« 25 » мая 2015
_____________
(подпись учителя)
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Целью обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение расширенного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно- ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10- 11 классах общеобразовательных учреждений. Функциональная линия просматривается в курсе алгебры начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций.
Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач, связанных со знанием свойств функций. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа.
Данный курс представляется особенно актуальным и современным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений и применению их на практике.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры и начал анализа. Он призван способствовать решению следующих задач:
-
Овладение системой знаний о свойствах функций;
-
Формированию логического мышления учащихся;
-
Вооружению учащихся специальными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному разделу.
Цель курса
1.Представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных математических задач, подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся.
2. Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы
3.Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
4.Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Воспитательное назначение курса
Обучение определенного опыта решения задач потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.
Основные задачи данного курса:
-
расширить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
-
выявить и развить их математические способности;
-
овладеть системой знаний о свойствах функций;
-
повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
-
развитие навыков исследовательской деятельности,
-
обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
-
обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Работа курса строится на принципах: - научности;
- доступности;
- опережающей сложности;
- вариативности;
- самоконтроля
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
-
понятие функции;
-
прочно усвоить понятие области определения и множества значений функций;
-
алгоритмы решений задач на нахождение области определения и множества значений функций;
-
зависимость количества решений неравенств, уравнений и их систем при помощи функций;
-
свойство монотонности функций.
должны уметь:
-
уметь решать линейные, квадратные уравнения;
-
уметь решать линейные, квадратные неравенства;
-
строить графики уравнений, содержащие модули;
-
уметь решать линейные, квадратные, рациональные уравнения с параметром;
-
уметь решать неравенства с параметром;
-
находить корни квадратичной функции;
-
строить графики квадратичных функций;
-
исследовать квадратный трехчлен;
-
знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
-
Формы контроля
-
Уроки самооценки и оценки товарищей
-
Тестирование
-
Контрольные работы
-
Оценивается пятибалльной системой оценивания
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.
В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.
Содержание обучения
-
Способы задания функции (2 часа)
-
Область определения и множество значений функций (4 часа)
-
Задачи на нахождение области определения и множества значений (6 часов)
-
Наибольшее и наименьшее значения функции (6 часов)
-
Четные и нечетные функции (4 часа)
-
Периодические функции (4 часа)
-
Свойство монотонности функций (4 часа)
-
Использование области определения функций при решении уравнений (6 часа)
-
Использование множества значений функций при решении уравнений (4 часа)
-
Применение различных свойств функций при решении уравнений (4 часа)
-
Метод оценок при решении уравнений (6часов)
-
Применение стандартных неравенств при решении уравнений (4часов)
-
Применение различных свойств функций при решении уравнений (4часов)
-
Тестовые задания по теме «Функция и их свойства» (2часов)
-
Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» (2часов)
-
Резерв времени (7часов)
Заключение
Введение курса «Функции помогают уравнениям» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения уравнений с помощью функций можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Уравнения с параметрами и модулями, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения уравнений с помощью функций, успешно справляются с другими уравнениями.
Учебно- тематический план
№ урока
Тема
Количество часов, отведенное на изучение темы
1-2
Способы задания функции
2
3-6
Область определения и множество значений функций
4
7-12
Задачи на нахождение области определения и множества значений
6
13-18
Наибольшее и наименьшее значения функции
6
19-22
Четные и нечетные функции
4
23-26
Периодические функции
4
27-30
Свойство монотонности функций
4
31-36
Использование области определения функций при решении уравнений
6
37-40
Использование множества значений функций при решении уравнений
4
41-44
Применение различных свойств функций при решении уравнений
4
45-50
Метод оценок при решении уравнений
6
51-54
Применение стандартных неравенств при решении уравнений
4
56-59
Применение различных свойств функций при решении уравнений
4
60-61
Тестовые задания по теме «Функция и их свойства»
2
62-63
Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»
2
64-69
Резерв времени
7
Требования к уровню подготовки учащихся:
-
должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
-
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
-
правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
-
применять рациональные приемы тождественных преобразований;
-
использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
Список литературы
Литература для учащихся
-
С. М. Никольский, М.К. Потапов и др. Алгебра и начала анализа 10, 11класс. Москва. «Просвещение» 2009год.
-
Макарычев Ю.Н. Миндюк Н.Г. Алгебра 8. Алгебра 9. Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва. «Просвещение». 2001год
-
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.
Литература для учителя
-
Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по решению математических задач.
-
Ястрибинецкий Г.А Задачи с параметрами.
-
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. «Необходимые условия в задачах с параметрами».
-
Родионов Е.М. Решение задач с модулями и параметрами. Пособие для поступающих в вузы.
-
Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах - с самого начала».
-
Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».
-
Дорофеев Г.В. «Квадратный трёхчлен в задачах».
-
Математика. 10- 11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс/ авт.- сост. Ю.В.Лепехин.- 2- е изд. Волгоград: Учитель, 2011.
-
Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач».
Материально - техническое и
информационно - техническое обеспечение
-
Интерактивная доска
-
Обучающие компьютерные программы
-
Тестовые компьютерные программы
Календарно- тематическое планирование
№
Содержание материала
Кол - во
часов
Обязательный минимум
содержания образования
Основные понятия
Знания, умения
Измерительные
формы контроля
Дата
по плану
Дата
факт.
1
2
Способы задания функции
2
Аналитический, графический
параметр
Знать определение параметра
7/09
14/09
3
4
5
6
Область определения и множество значений функций
4
Нахождение области определения и значения функции
множество значений функций
Уметь строить функции и решать уравнения
Урок самооценки и оценки одноклассников
21/09
28/09
7
8
9
10
11
12
Задачи на нахождение области определения и множества значений
6
Нахождение области определения и значения функции
Приведенное квадратное уравнение
Уметь решать квадратные уравнения содержащие модуль
тестирование
13
14
15
16
17
18
Наибольшее и наименьшее значения функции
6
Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции
Сложная функция
Уметь находить наибольшее и наименьшее значение функции
19
20
21
22
Четные и нечетные функции
4
Решение четных и нечетных функций
Четные и нечетные функции
Уметь доказывать четность и нечетность функции
Урок самооценки и оценки одноклассников
23
24
25
26
Периодические функции
4
Основные приемы построения периодических функций
Периодические функции
Уметь строить периодические функции
Защита презентаций
27
28
29
30
Свойство монотонности функций
4
Основные графические приемы при построении монотонных функций
возрастание и убывание функций, монотонность
Уметь решать уравнения с модулем, используя основные свойства функций
Урок самооценки и оценки одноклассников
31
32
33
34
35
36
Использование области определения функций при решении уравнений
6
Решение уравнений с использованием области определения
Математическая модель
Уметь решать уравнения с помощью функций
Урок самооценки и оценки одноклассников
37
38
39
40
Использование множества значений функций при решении уравнений
4
Решение тригонометрических уравнений
тригонометрические уравнения
Уметь решать уравнения
41
42
43
44
Применение различных свойств функций при решении уравнений
4
Зависимость количества решений от параметра и условий, налагаемых на него
Уметь сделать выбор ответа от определенных условий
45
46
47
48
49
50
Метод оценок при решении уравнений
6
Решение уравнений, неравенств с дополнительными условиями
Уметь решать различные типы уравнений, неравенств и с дополнительными условиями
Урок самооценки и оценки одноклассников
51
52
53
54
Применение стандартных неравенств при решении уравнений
4
Решение уравнений, неравенств с дополнительными условиями
Неравенство Коши - Буняковского
Знать определение среднего арифметического и среднего геометрического
55
56
57
58
Применение свойств функций к решению неравенств
4
Решение неравенств с дополнительными условиями
Уметь преобразовывать различные неравенства содержащие модуль
59
60
Тестовые задания по теме «Функция и их свойства»
2
Решение уравнений, содержащих модуль.
Уметь решать уравнения, содержащие модуль.
Урок самооценки и оценки одноклассников
61
62
Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям»
2
Решение неравенств, уравнений содержащих модуль.
Точки максимума и минимума
Уметь решать неравенства, уравнения содержащие модуль
Урок самооценки и оценки одноклассников
63-
70
Резерв времени
7
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль
Уметь решать уравнения и неравенства, содержащие модуль
тестирование