Рабочая программа по геометрии 8 класс

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бабкинская средняя школа»




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МАОУ «Бабкинская средняя школа»

___________(Луковникова О.Ю.)

«28» августа 2015г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «Бабкинская средняя школа»

___________(Калашникова Н.К.)

Приказ № 270/1 от «30» августа 2015












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

для 8 класса на 2015-2016 учебный год

по программе Л.С.Атанасяна









Сазоновой Татьяны Константиновны,

учителя математики








Рассмотрено на заседании МО

Протокол № __ от 27.08.2015

Руководитель__________ (И.М.Терюшкова)



пос. Кукуштан

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике при использовании сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель Т.А.Бурмистрова 2 изд., Москва «Просвещение», 2009г.

Программа составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закона РТ от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании».
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 5.03.2004г. № 1089.
4. Приказа МО и Н РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
5. Письма МО и Н РТ от 02.03.2009 г. №1293/9 «Об особенностях изучения математики в условиях перехода на федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования».
6. Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия. Сборник программ. 7-9 классы /сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2009;
7. Учебного плана МОУ «Бабкинская СОШ» на 2014-2015 учебный год, приказ № ___от 30.08.2014 г.
Программа ориентирована на использование учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год:
Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2012.


Место учебного предмета «Геометрия» в учебном плане 8 класс

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 8 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 5 ч для проведения контрольных работ.

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система. Формы промежуточной и итоговой аттестации:

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ.

Итоговая аттестация - согласно уставу образовательного учреждения.

Уровень обучения - базовый.

Общая характеристика курса «Геометрия»

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. 8 класс

В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.

Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

В курсе геометрии 8 класса обучающиеся знакомятся с различными видами четырехугольников, их свойствами и признаками; у учащихся формируются умения решать задачи на нахождение площадей различных фигур. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки решения геометрических задач на доказательство, применяя признаки подобия треугольников, а так же различных задач вычислительного характера.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

• овладеть символическим языком математики;

• развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

• развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

• сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

• решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОМЕТРИЯ»8 КЛАСС

1. Четырехугольники . Основная цель - изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Знать/понимать:

- Определения: многоугольника, параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата;

- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- свойства этих четырехугольников;

- признаки параллелограмма;

- виды симметрии.

Уметь:

- распознавать на чертеже многоугольники и выпуклые многоугольники; параллелограммы и трапеции;

- применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- применять свойства и признаки параллелограммов при решении задач;

- делить отрезок на n равных частей;

- строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

- выполнять чертеж по условию задачи.

2.Площадь. Основная цель - расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора.

Знать/понимать:

- представление о способе измерения площади, свойства площадей;

- формулы площадей: прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

- формулировку теоремы Пифагора и обратной ей.

Уметь:

- находить площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

- применять формулы при решении задач;

- находить стороны треугольника, используя теорему Пифагора;

- определять вид треугольника, используя теорему, обратную теореме Пифагора.

- выполнять чертеж по условию задачи.

3. Подобные треугольники. Основная цель - ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Знать/понимать:

- определение подобных треугольников;

- формулировки признаков подобия треугольников;

- формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;

- формулировку теоремы о средней линии треугольника;

- свойство медиан треугольника;

-понятие среднего пропорционального,

- свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;

- определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника

- значения синуса, косинуса, тангенса углов 30º, 45º, 60º, 90º.

Уметь:

- находить элементы треугольников, используя определение подобных треугольников;

- находить отношение площадей подобных треугольников;

- применять признаки подобия при решении задач;

- применять метод подобия при решении задач на построение;

- находить значение одной из тригонометрических функций по значению другой;

- решать прямоугольные треугольники.

4. Окружность. Основная цель - расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Знать/понимать:

- случаи взаимного расположения прямой и окружности;

- понятие касательной, точек касания, свойство касательной;

- определение вписанного и центрального углов;

- определение серединного перпендикуляра;

- формулировку теоремы об отрезках пересекающихся хорд;

- четыре замечательные точки треугольника;

- определение вписанной и описанной окружностей.

Уметь:

- определять и изображать взаимное расположение прямой и окружности;

- окружности, вписанные в многоугольник и описанные около него;

- распознавать и изображать центральные и вписанные углы;

- находить величину центрального и вписанного углов;

- применять свойства вписанного и описанного четырехугольника при решении задач;

- выполнять чертеж по условию задачи;

- решать простейшие задачи, опираясь на изученные свойства.

5. Повторение. Решение задач.

Результаты освоения и система их оценки учебного предмета «Геометрия» 8 класс.

1. В результате изучения геометрии 8 класса ученик должен

знать/пониматьсущество понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

2. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Критерии оценивания знаний, умений и навыков

обучающихся по математике.

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки:

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Календарно-тематическое планирование по геометрии в 8 классе
2 часа в неделю, всего 68 часов)

Учебник: Л. С. Атанасян и др. Геометрия 7- 9

Наименование темы

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

Примечание

Глава I

Четырёхугольники

14




1

Многоугольники

2


02.09; 05.09.


2

Параллелограмм .

1


09.09


3

Параллелограмм

1


16.09


4

Трапеция.

1


19.09


5

Трапеция.

1


23.09


6

Решение задач

1


26.09


7

Решение задач

1

Самостоятельная работа

30.09


8

Прямоугольник.

1


03.10


9

Прямоугольник

1


06.10


10,11

Ромб

1

Тестирование модуль «геометрия»

10.10


12

Квадрат. Решение задач.

1


14.10


13

Решение задач

1


17.10


30

Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники»

1

Контрольная работа

21.10

Глава II

Площадь

14




31

Площадь многоугольника

1


24.10


32

Площадь прямоугольника

1


28.10


33

Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции

1


31.10


34

Площадь треугольника

1


11.11


35

Площадь треугольника

1


14.11


36

Площадь трапеции

1


18.11


37

Площадь трапеции. Решение задач.

1


21.11


38

Решение задач.

1

Тестирование по теме «площади четырехугольников»

25.11


39

Теорема Пифагора

1


28.11


10

Теорема Пифагора.

1


02.12


11

Теорема, обратная теореме пифагора

1


05.12


412

Решение задач

1


09.12


13

Решение задач

1


12.12


514

Контрольная работа №2 по теме «Площадь»

1

Контрольная работа

16.12


Глава III

Подобные треугольники

19




15

Определение подобных треугольников

2


19.12


16

Подобные треугольники

1


23.12


17

Признаки подобия треугольников

1


26.12


18

Первый признак подобия треугольников

1


30.12


19

Второй признак подобия треугольников.

1


13.01


20

Третий признак подобия треугольников.

1

Самостоятельная работа

16.01


21

Решение задач.

1


20.01


22

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»

1

Контрольная работа

23.01


23

Анализ контрольной работы

1


27.01


24

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

1


30.01


25

Решение задач

1


13.02


26

Решение практических задач на местности

1


17.02


27

Решение задач

1


20.02


28

Решение задач.

1


21.02


29

Решение задач.

1


24.02


30

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3


27.02


31

Синус, косинус острого угла прямоугольного треугольника

1


03.03


32

Тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1


06.03


33

Контрольная работа №4 по теме «Применение подобия к доказательству теорем и решению задач»

1

Контрольная работа

07.03


Глава

Окружность

17




34

Касательная к окружности

1


10.03


35

Свойство касательной к окружности.

1


13.03


36

Решение задач.

1


17.03


37

Центральные и вписанные углы.

1


20.03


38

Теорема о величине вписанного угла.

1


31.03


39

Решение задач

1


03.04


40

Решение задач.

1


07.04


41,42,

Четыре замечательные точки треугольника

1


10.04


43,44

Теорема о серединном перпендикуляре

1


14.04.


45

Решение задач.

1


17.04


46

Вписанная и описанная окружности

1


21.04


47

Четырехугольник, вписанный в окружность.

1


24.04


48

Решение задач.

1


28.04


49

Решение задач.

1


05.05


60

Решение задач

1


08.05


61

Обобщающий урок

1


12.05


62

Подготовка к контрольной

Работе.

1


15.05


63

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

1

Административная контрольная работа

19.05


64

Повторение. Решение задач.

1


23.05


65

Повторение. Решение задач.

1


25.05


66

Повторение. Решение задач.

1


27.05


67

Повторение. Решение задач.

1


28.05.


68

Повторение. Решение задач.

1


29.05


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» 8 КЛАСС

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: Просвещение, 2007 год

  2. Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы: М: : Просвещение, 2009 год

  3. Н. Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии 8 класс, Москва, «ВАКО», 2005 год

  4. А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса». Разноуровневые дидактические материалы. М: Илекса, 2002 год.

  5. Б. Г. Зив, В. М. Мейлер «Дидактические материалы по геометрии», Москва, «Просвещение», 1998 год

Литература для учащихся

  1. Геометрия 7-9 класс / Л. С. Атанасян. М: «Просвещение», 2012 год

  2. А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса». Разноуровневые ;дидактические материалы. М.: Илекса, 2010 год.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:

  1. Министерство образования РФ: innformika.ru /; ed.gov.ru/; edu/ru/

  2. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: teacher.fio.ru

  3. Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/

  4. Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/nauka/

  5. Сайты «Энциклопедий», например: rubicon.ru/; encyclopedia.ru





© 2010-2022