- Преподавателю
- Математика
- Выступление на тему: «Развитие математических способностей на уроке математики. »
Выступление на тему: «Развитие математических способностей на уроке математики. »
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Долголенко С.Н. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Свое выступление я хочу начать со слов И.Л. Лобочевского: «Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, былидостаточными для обыкновенных потребностей в жизни».
Ребёнок появляется на свет и его сразу окружают числа: вес, рост, дата рождения время и т.д. Ребёнок растёт и учится складывать вычитать, запоминать числа.
На самом деле, в числах можно считать всё. А в остальных науках, всегда, обязательно требуется вычисление - неважно чего, важно, как. Математическое исчисление лежит в основе всех наук. Мы все стараемся посчитать - сколько ступенек нам следует пройти, чтобы забраться наверх, сколько облаков плывут по небу, какое расстояние преодолеть, чтобы не попасть под машину, сколько соли положить в суп, чтобы он был не пересолен. Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду. Трудно найти такую область знаний, к которой математика не имела бы никакого отношения. Недаром Пифагор говорил, что числа правят миром.
Проблема, над которой я работаю: «Развитие математических способностей на уроке математики.»
Само понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
А.Н. Колмогоров в работе "О профессии математика" указывал, что вычислительные навыки не имеют отношения к математическим способностям. Он отмечал, что различные стороны математических способностей встречаются в разных комбинациях, что эти способности проявляются обычно рано и требуют непрерывного упражнения,поэтому у нас не так много способных учеников. Я согласна с А.Н. Колмогоровкоторый к математическим способностям относил:
-
"вычислительные или алгоритмические способности;
-
"геометрическую интуицию";
-
последовательность логического рассуждения ";
А если посмотреть на задание ЕГЭ и ОГЭ по математике выпускников 11-х и 9-х класса, то мы увидим,что для успешного прохождения государственной итоговой аттестации ученикам приходится выполнять задания:
-
на преобразования буквенных выражений,
-
на нахождение удачных путей при решении уравнений, не подходящих под стандартные правила,
-
требуется геометрическое воображение и умение последовательнологически рассуждать.
Все мои выпускники успешно преодолевают минимальные пороги ЕГЭ и ОГЭ и набирают необходимое количество баллов для дальнейшего обучения.
Каждый ученик обладает в определенной мере математическими способностями. Оценить и развить эти способности - моя задача учителя.
В этом году я в пилотном режиме апробирую ФГОС по математике в 5 классе. В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только развитие математических способностей, но и:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На слайде Вы видите фотографии моих 5-ти классников.
Для развития математических способностей я использую следующие формы работы: кружкок «Живая математика» в 5 классе, диспуты, КВНы, викторины, игры.конкурсы, олимпиады, лекции, беседы, выставки, практикумы, дополнительные индивидуальные занятия с учащимися, творческие уроки, исследовательские проекты,
Придерживаюсь принципов работы по развитию математических способностей учащихся Э. Ж. Гингулиса.
Я стараюсь четко выделять время на объяснение нового материала. Предпочтиаю вводить теоретический материал довольно крупными частями, подбираю материал для занятий разнообразный по форме и интересный по содержанию.
Зная возможности каждого ученика, его динамику роста и потенциал, предлагаю индивидуальные творческие задания, мини-проекты, использую наглядное электронное приложение к учебнику.
На внеурочных занятиях появилась возможность реализовать принцип полной нагрузки.
Творческие способности востребованы во всех сферах жизни. Мои выпускники,теперь люди разных профессий, успешно применяют полученные навыки работы в школе.
Я стараюсь развернуть объективно сложный предмет-математика, «лицом» к ребенку. Следуя изречению Паскаля, я не упускаю случая использовать занимательные моменты. Например, можно ли обычный лист бумаги продеть через человека? Кто-то из учеников скажет: да, кто-то: нет. Сейчас я вам докажу, что этот лист можно превратить в окружность. Я продимонстрируюэто вам.
Для себя вывела формулу успеха: Следуя этой формуле, мне как учителю, легче, ученику интереснее, вместе -эффективнее.