Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

9 класс.

Урок - лекция. (Метод укрупненной математической единицы).

Цель: ввести понятие арифметической и геометрической прогрессий, рассмотреть свойства прогрессий, формулы суммы, познакомить с характеристическим свойством прогрессий, доказать формулы n- го члена методом математической индукции.

ХОД УРОКА.

ПРОГРЕССИИ.

Арифметическая Геометрическая

÷ а1; а2; а3;; аn-1; аn Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии b1; b2; b3;…; bn-1; bn



Определение.


Арифметической Геометрической

прогрессией называется числовую последовательность, каждый член которой начиная со второго равен предыдущему

сложенному с одним умноженному на одно

и тем же числом. и тоже число.(≠ 0)

an+1 = an + d bn+1 = bnq

d = an+1 - an q =Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии

d наз. разностью q наз. знаменателем

прогрессии прогрессии

Если dРазработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии0,то прогрессия Если Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии0, q Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии то прогрессия

является возрастающей является возрастающей

последовательностью, и последовательностью, и

Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии0,

Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии

Свойства.

  1. Формула n- го члена.

an = а1 + d( n - 1) bn = b1q n - 1 , qРазработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессииbРазработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии


  1. Характеристическое свойство.


Каждый член, начиная со второго равен

среднему арифметическому среднему геометрическому

соседних с ним членов: Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии

an = Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессииbnРазработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии =Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии

(обратить внимание на название прогрессии и на выделенные слова этого свойcтва).

bn2 =Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии,

bn - любые числа.

2; - 6; 18

-6=Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии

(-6)2 = 2*18


  1. Формулы суммы.

Sn = Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессииn Sn = Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии

Sn = Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессииn Sn =Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии, q≠1

Sб/уб.=Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии, Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии Разработка урока Арифметическая и геометрическая прогрессии 1

4) a1 +an = a3 + an-2

Сумма членов, равноотстоящих

от концов прогрессии, равна сумме

крайних членов. (Это свойство в

учебнике не выделено, но оно

применяется для доказательства

формулы суммы n членов, поэтому

это свойство надо доказать отдельно

перед формулой Sn).

Доказательство указанных формул можно дать также для обеих прогрессий одновременно.

Замечание: при доказательстве формулы n - го члена прогрессии используется метод математической индукции. Но в учебном пособии он не называется. Полезно дать метод математической индукции.


Метод математической индукции.


  1. Проверить. Верно ли данное высказывание при n = 0, 1, 2, ….

(Верность равенства может начинаться не с 0, и не с 1, а с 2…).

  1. Предположить, что данное высказывание верно для n = k.

  2. Доказать, утверждение верно при n = k+1.

(При этом используется математические утверждения и то, что оно верно при n = k).

  1. По аксиоме индукции, если утверждение верно при n = k+1, то по доказанному оно будет верно и для n = k+2, то есть для любого n.


Докажем методом математической индукции 1- е свойство.

an = а1 + d( n - 1) bn = b1q n - 1

Доказательство.


1). Проверим, верно ли данное высказывание при n = 1, 2

a1 = а1 + d( 1 - 1) - верно. b1 = b1q 1 - 1 - верно.

а2 = а1 + d( 2 - 1)= а1+d -верно b2 = b1q 2 - 1=b1q - верно

(по опред.) (по опред.)

2). Предположим, что данное высказывание верно при n = k, т.е.

ак= а1 + d( к- 1) - верно. bк = b1q к - 1 - верно.

3). Докажем, что утверждение верно при n = k+1, т. е.

ак+1= а1 + кd - ? bк+1 = b1q к - ?

ак+1= ак + d (по опред.), но bк+1 = bкq (по опред.), но

ак= а1 + d( к- 1), то bк = b1q к - 1, то

ак+ 1= а1 + d( к- 1) + d = bк+1 = b1q к - 1q= b1q к

= а1 + кd ( исп-ся вынесение

общего множит. за скобки)

4). По аксиоме индукции, если an ( bn) верно при n = k+1, то оно будет верно и для любого n.

Итог урока.

Домашнее задание: доказать 4 - е свойство арифметической прогрессии.











© 2010-2022