Статья Структурирование образовательного поля профессиональной подготовки студентов

Данная статья содержит материал по структурированию образовательного поля при изучении дошкольной педагогики. Материал поможет начинающим педагогам определить логику построения курса дошкольной педагогики, понять цели и содержание каждого этапа, построить курс с учетом нарастающего опыта студентов.Статья опубликована в сборнике трудов преподавателей колледжа и выполнена в соответствии с Федеральным государственным стандартом по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Автор статьи неоднокр...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проняева Светлана Владимировна, к.п.н.

Структурирование образовательного поля профессиональной подготовки студентов

В системе непрерывного педагогического образования этап обучения считается ведущим звеном, обеспечивающим эффективное функционирование каждого его структурного компонента. От того, как и к чему будет подготовлен выпускник колледжа, во многом зависит и то, какой будет система дошкольного образования в целом. Перспективы развития экономики и социальной сферы неизбежно порождают новые общественные требования к личности специалистов независимо от формы получения образования. Среди основных ключевых компетенций специалиста выделяются: системное мышление; экологическая, правовая информационная культура; умение осознавать и представлять себя другим; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческая активность и ответственность за выполняемую работу.

Акцент, сделанный в Федеральных государственных образовательных стандартах на личностно-ориентированный подход, требует, с одной стороны, глубоких профессиональных навыков и, в этом смысле, предполагает обучение конкретным видам знаний и конкретной деятельности, с другой стороны, готовности к неоднократной смене своей деятельности, переходу от деятельности уже освоенной к более сложной.

В настоящее время профессиональное образование стало пониматься как результат профессионального становления и развития личности, а его основной целью стало создание условий для овладения профессиональной деятельностью, получение квалификации, обеспечивающей включение человека в труд в соответствии с его интересами и способностями.

Целевой компонент профессиональной подготовки, реализуемой в программах педагогически направленных междисциплинарных курсов, конкретизируется следующими составляющими, через которые высвечиваются определенные качества педагога - профессионала:

- использовать методы психолого-педагогического исследования, обрабатывать и анализировать материалы и оформлять их;

- аргументировать собственную научную позицию по отношению к педагогическим теориям, концепциям и технологиям;

- строить собственную педагогическую деятельность на основе понимания сущности педагогической деятельности как диалога культур ребенка и педагога;

- моделировать образовательный процесс в соответствии с современными концепциями дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования;

- использовать знания о психологических особенностях детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в процессе образования детей.

Реализация таких целей требует создания специальной мотивации на изучение педагогических дисциплин, междисциплинарных курсов, изучения потенциальных возможностей студентов, специального отбора содержания учебного материала и технологий организации образовательной деятельности.

Содержательный компонент определяется учебно-информационным материалом, заложенным в дисциплине. И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества. По мнению Б.М. Бим-Бада, А.В. Петровского, подлежащее усвоению студентами содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения.

Отбор и структурирование содержания образования неизбежно связан с некоторыми особенностями подхода к профессиональной подготовке специалиста на современном этапе:

- необходимостью оптимального сочетания потребностей общества и психологии возможностей и желаний личности;

- признанием того, что формируемая в процессе образования личность - не только продукт культуры, но и источник ее развития;

- созданием условий для раскрытия творческого потенциала личности, проектирующей окружающий мир;

- слиянием обучения с процессом деятельности (обучение «через дело»);

- возрождением региональных подходов к образованию;

- формированием образовательного пространства колледжа как многовариантной совокупности видов профессиональной подготовки, обеспечивающих возможность не только достижения более высоких ступеней квалификации, но и перехода в новые образовательные области.

Существующей в настоящее время системе отбора учебного материала не всегда присуща четкая профессиональная направленность, а дидактическая изолированность отдельных разделов не способствует ориентации на функции профессиональной деятельности, которые будет выполнять будущий специалист.

Вот почему модульный принцип проектирования содержания образования, на наш взгляд, является наиболее рациональным. Выделение крупных профессиональных модулей предполагает последовательное освоение профессиональной деятельности.

1 этап - вводный синкретивный цикл, предполагает выход на мотивацию изучения содержания будущей профессиональной деятельности, обоснование необходимости изучения конкретного содержания, исходя из психологических особенностей детей и специфики образовательного процесса (учебные дисциплины педагогика, психология ).

2 этап - аналитико-дифференцированный цикл, обеспечивает глубокую ориентировку в вопросах дошкольного образования, позволяет познакомиться с теоретическими и методическими основами, раскрывает особенности взаимодействия педагога с детьми в различных видах деятельности (ПМ 02. «Организация различных видов деятельности и общения», Пм 03.Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»).

3 этап - интегративно-синтетический цикл, позволяет рассмотреть проблемы дошкольного образования в целом, на уровне интеграции образовательных областей (ПМ.04 «Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения», ПМ.05. «Методическое обеспечение образовательного процесса»).

Каждый модуль разворачивается через комплекс лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Подобрать необходимую технологию практических занятий для студентов - это, значит, предусмотреть снятие ситуации абстрактной подготовки студентов к будущей деятельности. Основой современных технологий (Зимняя И.А.) являются субъект-субъектные отношения преподавателя и студента, где индивидуальные качества студента, его мотивы, направленность личности, способности выступают важным фактором формирования будущего специалиста. Технология обучения (Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г.) определяется как системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности.

Среди перспективных технологий практических занятий можно назвать педагогические проекты, ориентированные на самостоятельную деятельность, умение структурировать содержательную часть материала, применение исследовательской компетенции, это:

- информационные проекты, предполагающие сбор информации, анализ и обобщение фактов (анализ ФГОС дошкольного образования, авторских программ дошкольного образования, презентации современных технологий работы с детьми);

- практико-ориентированные проекты, предполагающие адресную помощь конкретному дошкольному учреждению (разработка перспективных планов реализации образовательных областей общеобразовательной программы, моделей режима дня, проектов обогащения предметно-развивающей среды);

- ролево-игровые проекты, предполагающие принятие на себя определенной роли (проведение деловых игр «Принцип интеграции образовательных областей», «Родительское собрание»).

Студенты с удовольствием включаются в разработку проектов, выступают с презентациями групповой работы, моделируют ситуации взаимодействия с детьми, приобретают «жизненные знания», с учетом региональных подходов и профессионально-личностной мотивации сокурсников.

Несомненно, что самостоятельно приобретенные знания могут обеспечить успех в профессиональной деятельности. Знания, полученные только под воздействием педагога, не могут быть преобразованы в достижения личности. К.Д. Ушинский говорил: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

Большая часть знаний приобретается самостоятельно и требует не только отбора необходимой информации, но и умений обрабатывать ее, выделять главное, навыков самоорганизации. К сожалению, не всегда эти компетенции сформированы. Опрос студентов показал, что самостоятельную работу затрудняет проблема поиска необходимой литературы, неумение распределять время на самостоятельную работу, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа качества выполнения работы.

Вместе с тем через самостоятельную работу реализуется право выбора уровня задания, темпа его выполнения, объема работы. Управление самостоятельной работой требует продумывания инструкций выполнения заданий, учета опыта практической деятельности студентов, определения перечня компетенций, на которые возможно выйти при выполнении задания, значимость работы в профессиональной деятельности. Регламент самостоятельной работы студента на семестр позволяет ему увидеть весь объем изучаемого материала, связь с другими дисциплинами, рационально распределить время. Составляющими регламента являются: наименование темы, ключевые вопросы, характеристика видов самостоятельной работы, методические указания по ее выполнению, форма отчетности, контрольные вопросы, перечень компетенций, список источников информации.

Таким образом, данная модель структурирования образовательного поля позволит:

1. Провести анализ разделов курса дошкольной педагогики по характеру преобладающих при их изучении компетенций и видов профессиональной деятельности.

2. Сформировать логически завершенные учебно-методические комплексы, содержащие виды профессиональной деятельности, требования к формируемым компетенциям, теоретическое обоснование видов профессиональной деятельности, практические задания, необходимые для обработки умений, механизм контроля, критерии оценок.

3.Ввести эффективную технологию обучения, сближая учебную и профессиональную деятельность.

4.Отработать механизм вариативного разноуровневого подхода к профессиональному образованию, обеспечивающий возможность самоопределения, формирования личной программы профессионального и интеллектуального роста.

5. Обеспечить право студенту получить профессиональное образование, соответствующее его способностям, наклонностям, интересам.

Литература:

  1. Виленский, В.Я.,Образцов, П.И., Уман, А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст]: учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

  2. Морева, Н.А. Технология профессионального образования [Текст] / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

7

© 2010-2022