Проектная работа Математика в быту и повседневной жизни

Аннотация На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?». Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседнев...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная работа " Математика в быту и повседневной жизни"


Аннотация

На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновении и развитии этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».

Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.

Чтобы ответить на эти вопросы, мы:

- изучили теорию вопроса;
- встретились с людьми разных профессий (беседовали с родителями, с директором школы, медицинским работником и школьным поваром);
- обработали результаты, полученные в ходе опроса;
- просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?».

Выяснили что, взрослым и старшеклассникам часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.

В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

ФИО руководителя проекта

Богданова Светлана Павловна

Место работы, должность

МБОУ «Максатихинская СОШ №1» п. Максатиха, учитель математики

ФИ учащихся

Смирнова Татьяна, Разумова Алина, Агапова Алина, Иванов Егор, Соснова Екатерина

Место учебы, класс

МБОУ «Максатихинская СОШ №1» п. Максатиха ,6 класс

Предметный раздел

математика

Межпредметные связи

информатика

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный (ученицы впервые выполняют проектную работу)

Тема проекта

« Математика в быту и повседневной жизни»

Вид проекта

Информационный проект - сбор и обработка информации по проблеме проекта.

По комплексности: монопроект - реализуется в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

По характеру контактов:
внутришкольный

По продолжительностисредний, требующий 4 недели

Цель проекта

Расширение знаний учащихся о математике в повседневной жизни, об истории возникновения процентов.

Задачи

1. Провести беседу с шестиклассниками с целью выяснить их знания о применении математики в повседневной жизни.
2. Собрать и систематизировать информацию по теме проекта.
3. Подготовить продукты проекта: презентацию

« Математика в быту и повседневной жизни» и брошюру
4. Подготовить выступление перед 6-классниками на внеклассном мероприятии.

Этапы работы (перечень из содержания)

1.Проведены беседы с людьми разных специальностей.
2.Проведена работа по сбору информации в сети интернет, а также из других источников. Отобраны задачи из сборников ЕГЭ и ГИА. Информация обработана и систематизирована.
3.Подготовлены продукты проектной работы:
· Медиапрезентация « Математика в быту и повседневной жизни», напечатана брошюра.
4.Проведена рефлексия и самооценка участников проекта.



Реальность реализации и практическая ценность проекта

Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику.
Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка, т.к. они не только собрали материал по теме проекта, но и выступили в роли « корреспондентов», делись с полученными знаниями.

Краткое описание выполненного проекта
(2-4 предложения)

Реализуя проектную идею, ученицы собрали и систематизировали информацию по выбранной теме; изготовили и напечатали брошюру; создали медиапрезентацию в качестве сопровождения рассказа для выступления. Выступление планируется в рамках школьной недели математики и на районной конференции

Презентация проекта

Проект будет защищаться в середине 3-й четверти во время проведения внеклассного мероприятия.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам
(Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками)

На уроке проектной деятельности проведено анкетирование учащихся 6 класса с целью выявления наиболее заинтересованных ребят для работы над проектом. Им поставлена задача: собрать и систематизировать материал по теме « Математика в быту и повседневной жизни»; подготовить небольшую компьютерную презентацию

Ход выполнения проекта

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом
Анализ литературы, рефлексивный анализ собственной деятельности и т.д.
Приемы умственной деятельности:
анализ, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного.
Приемы работы:
-консультации с учителем;
- поиск недостающей информации в информационном поле и у руководителя проекта;
-работа в сети Интернет;
-работа в программах Microsoft
Office
PowerPoint(для создания презентации) и Microsoft
Office
Word(для создания письменного варианта проекта)
Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения
На этапе сбора и обработки информации у авторов проекта возникли трудности при структурировании собранного материала, отбора наиболее существенного и значимого. Также при создании презентации участникам было сложно выбрать основную информацию и представить её на слайдах в сжатой форме.
Потребовалась помощь учащегося 11 класса при форматировании брошюры
Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем проекта)
для учителя
(для подготовки к проекту)
для учеников
(задание, др. раздаточный материал)
Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Компьютер, мультимедийный проектор, пакет программ Office.
Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Примеры работ
Пример(ы) ученических работ

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Ø Было интересно самим узнать что-то новое из области математики;
Ø С удовольствием работала над созданием презентации;
Ø С волнением и нетерпением жду нашего выступления перед 6-классниками, а ещё хочется попробовать свои силы на районной конференции проектов.

Перспективы развитие проекта

В рамках школьной недели математики по этой же теме возможна подготовка творческого проекта, продуктом которого может стать инсценировка об математике в профессиях .

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

В случае создания презентации необходимо учитывать возрастные особенности 6-классников: не переутомлять их обилием информации; рассказ, сопровождаемый презентацией, не должен быть большим.

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

При наличии времени и возможностей учителя, можно было бы силами 6-классников оформить выставку их работ в кабинете математики (а продуктами могли бы стать их небольшие доклады по теме « Математика в жизни», возможно, рисунков по теме
« Математика в профессии моих родителей»).

При составлении шаблона использовались следующие материалы:
1.Шаблон VCT -проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.

Выполнили учащиеся 6 класса
Оглавление.
1.Введение.
2.Основная часть.
3.Заключение.
4.Список используемой литературы.
Цели:
v образовательные:продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике; сформировать у учащихся основные ИКТ-компетентности: умения и навыки исследовательской, проектной деятельности; работать над повышением мотивации школьников к изучению математики на основе межпредметной интеграции и проектной деятельности; развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и структурировать материал.
v воспитательные:создание условий для отношений сотрудничества между учащимися, формирование таких качеств личности, как познавательная активность, самостоятельность, упорство в достижении поставленной цели.
v развивающие:развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти), монологической речи, самоанализа и рефлексии; способности выявлять причинно - следственные связи, развитие логического мышления.
Вид проекта: исследовательский, практико - ориентированный, групповой, межпредметный, среднесрочный.

Проблема: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»

Задачи проекта:
v 1.Ответить на вопросы:
- Как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни?
- Есть ли данная информация в периодической печати?
- Решают ли такие задачи старшеклассники?
v 2.Отобрать нужные задачи из сборников ГИА и ЕГЭ..
v3.Подготовить презентацию о проделанной работе.
Продукты:
v компьютерная презентация;
Необходимое оборудование:проектор, экран, компьютер, принтер, фотоаппарат, бумага формата А4, рабочие тетради.
Методы исследования:
Изучение опыта,самостоятельная работа с литературой, эмпирическое исследование (направленное на сбор и анализ данных по проблеме), беседа.
Участники проекта:учащиеся 6-х классов.
ХОД ПРОЕКТА:
1 ЭТАП
- социологический опрос по определению темы проекта;
- постановка задач, определение состава групп, определение возможных способов решения поставленных задач
2 ЭТАП
- обсуждение собранного материала;
- разработка сценария основной части проекта.
3 ЭТАП
- подготовка компьютерной презентации проекта
- оформление проекта.
4 ЭТАП
- защита проекта с демонстрацией подготовленного материала.
- оформление результатов проекта.

Введение.

Кто с детских лет занимается математикой,

тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость

и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)

Пояснительная записка

В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.
В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика - раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Проанализировав ситуацию в классах, можно прийти к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Данный проект преследует собой цель пропаганды изучения математики и предлагает новый взгляд на математику в русле важной составляющей для современного человека.

Обучаясь в школе, учащиеся очень часто задаются вопросами «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?»

Предлагаемый проект позволяет сформировать у учащихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, представления о различных методах решения задач и ориентирован на более широкое, выходящее за рамки школьной программы, изучение математики и направлен на подготовку к успешному участию в математических олимпиадах.
Работа со школьными учебниками, сборниками ЕГЭ и ГИА позволит помочь школьникам вспомнить и повторить, закрепить и повторить материал по теме « Проценты».
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет обеспечить:
формирование и развитие внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
положительную мотивацию обучения;
повышение мыслительной активности учащихся и приобретение навыков логического мышления;
развитие индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
Основная часть.
Описание этапов проекта.

На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности, об истории возникновения и развития этой науки, ученых и их достижениях. В результате мы часто задаемся вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».

Мы провели исследование по теме «Математика в быту и повседневной жизни» и хотели узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников.

Предположили, что если научиться решать задачи с математическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет:
· не сделать ошибок на экзаменах,
· разбираться в товарно-денежных отношениях,
· быть практичнее.
Чтобы ответить на эти вопросы, мы:
1. Изучили теорию вопроса.
2. Встретились с людьми разных профессий (беседовали с директором,
родителями, со школьным бухгалтером, школьным поваром)
3. Обработали результаты, полученные в ходе опроса.
4. Просмотрели газеты и журналы, чтобы найти ответ на вопрос «Есть ли подобная информация в периодической печати?»
Мы распределили задания следующим образом:
1.Сначала побеседовали с директором, со школьным бухгалтером, поварами школьной столовой, родителями. В ходе беседы, мы выяснили, что взрослым каждый день приходиться решать математические задачи, а особенно задачи на проценты. Бухгалтер сказала ещё, что все, кто работает, имеет дело с процентами, потому, что с начисленной зарплаты идут отчисления процентов, например, в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования и др. А так же, оказалось, что многие родители брали кредиты в банке под проценты, чтобы купить мебель, холодильник, стиральную машину. После этого сделали вывод - чаще всего в жизни встречаются задачи на проценты.
2. И мы решили спросить еще у старшеклассников, решают ли они задачи на проценты, и были удивлены тем, что такие задачи у них есть на ЕГЭ и ГИА. Обратились к ним с просьбой решить задачу с практическим применением в быту и повседневной жизни, попробовали решить и сами первые попавшиеся в сборнике задачи и вот что выяснили. Почти 61% учащихся нашего класса решают такие задачи, а среди старшеклассников верно решают такие задачи 73%. По статистике 10% выпускников допускают ошибки при решении первой задачи на ЕГЭ. Поэтому нам необходимо научиться решать такие задачи, что мы постараемся и сделать.
3. Следуя нашему плану, мы сходили в библиотеку и посмотрели газеты и журналы с целью найти задачи с математическим содержанием. Оказывается, в каждом номере газеты или журнала они встречаются либо в рекламе, либо в вопросах бизнеса.

Интересно узнать, что означают рекламы из газет? А вот что: в первой Если товар стоит 3 тыс. рублей, то со скидкой 50% (это половина стоимости товара), его можно купить со скидкой за 1,5 тыс руб.,
Во второй рекламе «Про слуховые аппараты» из газеты «Калачеевские зори». Слуховые аппараты стоят 1500 руб. Скидка 10% только пенсионерам. Поэтому пенсионеры могут купить слуховые аппараты на 150 рублей дешевле, за 1350 рублей.
Побывав в библиотеке, окончательно убедились, что задачи на проценты есть в нашей повседневной жизни .
4.Тогда мы решили узнать больше о возникновении процентов; составить справочный материал по основным типам задач, отобранным из школьных учебников и пособий для подготовки к ЕГЭ и ГИА. Изучив сборники для подготовки к ЕГЭ, задачи с прикладным применением в быту и повседневной жизни встречаются в двух заданиях В1 и В4. Остановимся на задачах В1. Это задачи на вычисление и округление, задачи на деление с остатком, задачи на проценты, задачи на проценты и деление с остатком. Вот некоторые из них:
1)Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата слесаря 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?
Решение:14000-14000*0,13=12180(р.)
2)Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
Решение:(3500-2800):3500*100=20(%)
5. В процессе выполнения данного этапа мы собирали тексты задач с практическим содержанием, набирали их на компьютере, форматировали тексты, подбирали справочный материал и примеры решения некоторых задач.
6.Все материалы были оформлены в брошюру, которую назвали «Математика в быту и повседневной жизни».
7.Данную брошюру мы сделали для себя. Нам было интересно, во сколько она нам обошлась и мы сделали расчеты ее себестоимости. Их представляет этот слайд. Пачка бумаги из 500 листов стоит 225 рублей, в брошюре 12 листов, поэтому они стоят 5 рубля 28 копеек. Картридж для принтера стоит 500 рублей, в среднем можно распечатать 500 листов бумаги. Мы израсходовали 12 листов. поэтому на краску ушло 12 рублей. В среднем израсходовали 10 киловатт-час электроэнергии, на что ушло 16 рубле 50 копеек. Поэтому брошюра нам обошлась в 34 рублей 20 копеек, это экономнее, чем купить в магазине.
Над проектом и созданием брошюры мы трудились 4 недели.
В результате работы над проектом мы научились оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни, из сборников ЕГЭ и располагать их по темам, распределять работу между собой, оформлять брошюру, выполнять экономические расчеты,
оценивать свои результаты.
Мы узнали, что
задачи математического содержания встречаются:
• на работе у взрослых;
• в школе;
• на рекламных щитах;
• на экранах телевизоров;
• в периодической печати;

Чаще встречаются задачи на проценты:
• при оформлении кредитов;
• при вкладах сбережений в банк.

Людям необходимо уметь решать математические задачи (в том числе и нам)!

Выяснили и сделали вывод: что, взрослым и старшеклассникам
часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, особенно часто решать задачи на проценты, а ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.

Заключение.
Данный проект представляется ценным с той точки зрения, что развивает у учащихся, среднего звена, интерес к математике, вызывает стремление глубже изучать математику.
Знания, полученные участниками проекта, позволят авторам выступить в роли консультантов для младших учеников, делясь с ними полученными знаниями.
РЕФЛЕКСИЯ.
Участники проекта приобрели навыки проектной деятельности, повысилась их самооценка. Отзывы авторов проекта:
·
Я более подробно узнала о роли математических задач в жизни.
·
Я с удовольствием работала над созданием презентации.
А еще мне понравилось выступать перед 6-классниками в роли лектора.
Список используемой литературы.
1.Шаблон VCT-проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.
3. Дроби и проценты, С, С, Минаева, изд.»Экзамен», Москва, 2012г
4.Материалы интернет ресурсов.




© 2010-2022