- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по элективному курсу: Замечательные неравенства
Рабочая программа по элективному курсу: Замечательные неравенства
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Яночкина Т.И. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
1.Сведения об образовательной программе на основе, которой она составлена.
Рабочая программа составлена на основе составлена на основе авторской программы С.А.Гомонова элективного курса «Замечательные неравенства, их обоснование и применение» (Сборник. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика» / Министерство образования РФ- Национальный фонд подготовки кадров. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 96 с. )
2. Количество учебных часов, на которое рассчитана образовательная программа, в том числе для прохождения практической и контрольной части.
Общее количество часов по плану - 35
Количество часов в неделю - 1
3. Программно-методическое обеспечение рабочей программы (дополнительная литература) и технические средства обучения.
-
Гаврилов В.И. Математический анализ. Курс лекций. Ч.II. - М.: Школа имени академика А.Н. Колмогорова, 1999. - 80 с.
-
Гомонов С.А. Учебное пособие «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения». - М.: Дрофа, 2006.
-
Гомонов С.А. Методические рекомендации к учебному пособию «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения». - М.: Дрофа, 2006.
-
Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1998.
-
Седракян Н.М. Авоян А.М. Неравенства. Методы доказательства. - М.: Физматлит, 2002.
Статьи журнала «Математика в школе» и приложений к нему :
-
Азевич А.И. Система подготовки к Единому государственному экзамену. - М., 2003. - № 4. - С. 32-36, 48-49.
-
Айзенштайн Я.И. Доказательство неравенств методом математической индукции. - М., 1976. № 2. - С. 89.
-
Балк М.Б. Применение производной к выяснению истинности неравенств. - М., 1974. - № 2. - С. 70-74.
Учебно - методический комплект по математике дополнен электронными учебными пособиями, цифровыми обучающими модулями, интернет-ресурсами
-
каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - katalog.iot.ru/
-
каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования - ndce.edu.ru/
-
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/
-
портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - window.edu.ru/
-
российский общеобразовательный портал - school.edu.ru/
-
Московский Институт Открытого Образования - mioo.ru/
-
Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
-
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: uztest.ru/
-
досье школьного учителя математики: mathvaz.ru/
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/
4. Назначение программы. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой). Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Учащиеся пройдут путь от доказательства простейших числовых неравенств до обоснования «замечательных» неравенств Коши-Буняковского, Чебышева и Иенсона.
5. Целью данного курса является изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование (в той степени строгости которая соответствует уровню школьной математики) методов их получения, а также выход на приложения изученного теоретического материала.
Задачи:
-
изучить избранные классы неравенств с переменными;
-
изучить научное обоснование методов их получения на уровне школьной математики;
-
решать примеры на установление истинности простейших числовых неравенств, встречающихся на вступительных экзаменах в ВУЗы;
-
научиться проводить рассуждения, требующие уметь находить неравенства, помогающие справиться с данным конкретным заданием.
6. Технологии, методики: информационно-коммуникативная, уровневая дифференциация обучения (УДО), технология коллективного способа обучения. Традиционные формы организации занятий, как лекция и семинар, безусловно, будут применяться, но на первое место выйдут такие организационные формы, как дискуссия, диспут, выступления с докладами.
7. Предполагаемые результаты программы.
В результате изучения курса учащиеся будут:
знать:
-
определение числового неравенства и его свойства;
-
определение средних величин и их свойства;
-
избранные классы неравенств с переменными;
-
знать научное обоснование методов их получения на уровне школьной математики;
-
решать примеры на установление истинности простейших числовых неравенств, встречающихся на вступительных экзаменах в ВУЗы;
уметь:
-
правильно употреблять математическую терминологию;
-
работать с литературными источниками, находить и использовать информацию в бумажных и электронных изданиях;
-
исследовать функцию на выпуклость, вогнутость;
-
находить наибольшее и наименьшее значения функции с помощью замечательных неравенств;
-
применять неравенства при решении статистических и оптимизационных задач.
Календарно-тематическое планирование
№
Календарный срок
Тема занятия
Количество часов
Средства контроля
Т
П
К
Замечательные неравенства (16 ч.)
1
Числовые неравенства и их свойства
1
Устный опрос
2,3
Основные методы установления истинности числовых неравенств
2
Фронтальный опрос
4,5
Основные методы решения задач на установления истинности неравенств с переменными.
2
Самостоятельная работа
6
Равносильные (эквивалентные) неравенства
1
Индивидуальное задание (Разобрать один из вариантов обоснования конкретного неравенства с переменными и подготовить сообщение в защиту данного способа установления этого неравенства)
7,8
Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств
1
1
9, 10
Неравенство Коши для произвольного числа переменных
1
1
Тема для дискуссии и самост.работы: «Какое из доказательств лучше и почему?» (Существуют десятки вариантов доказательства неравенства Коши, учащимся можно поручить разобрать самые яркие и интересные из них, чтобы потом провести дискуссию на указанную тему).
11, 12
Неравенство Коши-Буняковского и его применения к решению задач
2
Индивидуальное задание
13, 14
Неравенства подсказывают методы их обоснования
2
Тема для обсуждения или дискуссии: «Многообразие метода подстановки»
15, 16
Зачет по теме «Замечательные неравенства»
2
Средства контроля:
-
устный опрос;
-
фронтальный опрос;
-
самостоятельная работа;
-
индивидуальное задание;
-
математический тест;
-
математический диктант.
Зачетная работа, которая может проходить либо в виде устного зачета, семинарского занятия, либо в виде контрольной работы по вариантам.
Средние величины: их свойства и применение (19 ч.)
17
Средние степенные величины, соотношения между ними и другие источники замечательных неравенств
1
Устный опрос
18
Средние арифметическое, геометрическое, гармоническое и квадратическое в случае двух параметров
1
Фронтальный опрос
19
Геометрические интерпретации. Четыре средние линии трапеции
1
Самостоятельная работа
20
Среднее арифметико-геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое
1
Индивидуальное задание
21
Симметрические средние. Круговые неравенства и методы их доказательства
1
Семинарское занятие «Теорема Мюрхерда и ее применение»
22
Среднее арифметическое взвешенное и его свойства
1
Индивидуальное задание
23
Средние степенные и средние взвешенные степенные
1
Индивидуальное задание
24
Неравенство Чебышева: простейший вариант и его обобщение
1
Подготовить доклад на тему: «П.Л. Чебышев и его научное наследие»
25
Генераторы замечательных неравенств
1
Устный опрос
26
Свойства квадратичной функции. Геометрические модели.
1
Фронтальный опрос
27,28
Свойства одномонотонных последовательностей - источник замечательных неравенств
1
1
Самостоятельная работа
29
Неравенство Иенсона (выпуклые фигуры и выпуклые функции, свойства центра масс конечной системы материальных точек)
1
Индивидуальное задание
30
Исследование функции на выпуклость и вогнутость средствами математического анализа. Неравенства Коши -Гельдера и Минковского.
1
Задание для групповой работы
31
Неравенства в математической статистике и экономике. Задачи на оптимизацию.
1
Семинар « Неравенства в математической статистике и экономике»
32,33
Поиск наибольших и наименьших значений функций с помощью замечательных неравенств
1
1
Тестирование
34,35
Зачет по теме: «Средние величины»
2
Средства контроля:
-
устный опрос;
-
фронтальный опрос;
-
самостоятельная работа;
-
индивидуальное задание;
-
математический тест;
-
математический диктант.
Зачетная работа, которая может проходить либо в виде устного зачета, семинарского занятия, либо в виде контрольной работы по вариантам.