Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (3-х уровневые курсы)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елюбаева Жанна Калкамановна Портфолио учителя Отчет В2

Группа №7 3-го уровня

Город Петропавловск 22.11.2013

Отчет В2

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

После окончания первого этапа курсов третьего уровня мы поехали в свои школы на практику. Первое с чего началась моя практика - консультирование, обсуждение с учителями того, что и как я буду делать на уроках. Было очень приятно, когда многие учителя предложили свою помощь, проявили интерес и понимание.

На уроки я пригласила всех желающих, так как мне очень хотелось услышать комментарии со стороны, поскольку мнение моих коллег для меня очень важно. После того, как прошел первый урок, на котором присутствовала, завуч по учебной работе, завуч по воспитательной работе, учитель информатики, учитель математики, мы обсудили положительные моменты и то, над чем мне нужно еще поработать. Именно эти советы помогли мне при подготовке и проведении последующих уроков.

После первого этапа «Лицом к лицу» я узнала некоторые новые для меня методы преподавания, формы работы и я решила, что обязательно использую их на практике. По завершению первого этапа курсов я поняла, что идеи Программы нужно внедрять и отходить от традиционных форм обучения. Ведь наша задача, как учителя, научить учеников самостоятельно добывать информацию, выражать свои мысли, строить диалог, планировать свою деятельность, осуществлять контроль над собственными процессами мышления, чтобы направить и развить в своих учениках способность к самообучению.

Уроки я проводила в 7 классе - это класс, состоящий из детей с разным уровнем знаний предмета, с разными характерами и взглядами на жизнь. Преподаваемый мной предмет - геометрия. Геометрия, как предмет позволяет учащимся научиться рассуждать, логически мыслить, уметь излагать свои идеи, ставить вопросы и отвечать на них.

Тема урока, который я бы хотела рассмотреть детально «Медиана, биссектриса, высота в треугольнике». Этот урок был третьим в серии последовательных уроков, поэтому для учащихся не должно было составить особого труда, работая в группе, или конструктивно оценить выступления одноклассников.

Цель урока предполагала, что учащиеся научатся применять определения и свойства треугольников и замечательных линий треугольника в решении задач. Начало урока предполагало позитивный настрой, создание коллаборативной среды, которого я добилась при помощи физминутки и пожеланий друг другу на предстоящий урок. Это способствовало поднятию интереса учащихся, их положительному настрою на урок.

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (3-х уровневые курсы)Следующим этапом было выполнение заданий по группам: учащиеся разбились на три группы, для каждой из котoрой было свое задание. Группы были организованы по уровню развития учеников, так как работа предполагала дифференцированные задания. Первой группе, состоящей из учеников со средней успеваемостью, предлагалось рассмотреть понятие медианы в треугольнике, изобразить основные моменты на постере, выступить с презентацией своей работы. Вторая группа рассматривала понятие биссектрисы треугольника, задание усложнялось тем, что ученикам, прежде всего, необходимо было вспомнить понятие биссектрисы угла, а затем, используя данное определение раскрыть понятие биссектрисы угла. И, наконец, третья группа, состоящая из сильных учеников, рассматривала понятие высоты в треугольнике. От учеников требовалось рассмотреть три случая: высота в прямоугольном треугольнике, высота в остроугольном треугольнике, высота в тупоугольном треугольнике. Прежде чем приступить к выполнению задания, группы придумали названия и девизы своим командам, хотя мною это не предусматривалось, что говорит о творческом подходе детей. В ходе выполнения задания в группах наблюдалось сотрудничество, обмен идеями, распределение ролей, что является признаком диалогового обучения. Обычно в группе несколько учеников просят помощи у учителя практически постоянно. Отдельные обращения являются тривиальными и свидетельствуют о чрезмерной зависимости ученика от учителя: ученики, не владеющие метапознанием, обращаются за посторонней помощью всякий раз, когда сталкиваются с трудностями. Те же учащиеся, которые владеют приемами метапознания, взаимодействуют с учителем на равных, в общих интересах неразрывного процесса преподавания и обучения, и, в конечном итоге, сами выполняют функцию учителя [1, стр. 143].

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (3-х уровневые курсы)Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (3-х уровневые курсы)

Для оценивания результатов работы каждому учащемуся в начале урока были предоставлены листы оценивания. Ученики должны были выставить оценку своим одноклассникам, аргументируя свое решение. В ходе выступления первой группы «Медианы» я отметила, слаженность и плодотворность их работы. Ребята легко ориентировались по чертежу, могли дать четкую формулировку определения, выделить свойства медианы в равнобедренном и равностороннем треугольниках. И, наоборот, при выступлении учащихся третьей группы «Высоты», можно было увидеть их неорганизованность, разрозненность. Я считаю, что совместная работа у ребят не получилась в силу их характеров и взаимоотношений вне уроков. У группы «Биссектрисы» выступление было организованным и более конкретным, чем у двух других групп. Однако хочется отметить, что когда группы представляли свои работы, они читали информацию, размещенную на их постерах. Мне бы хотелось, чтобы их ответы не были столь лаконичными, а раскрывали понимание того, о чем они говорят.

После выступления одной группы две другие давали оценку выступающим ученикам с помощью листов оценивания. После чего учащиеся озвучивали свои комментарии и оценки. На данном уроке дети подошли к оцениванию уже более сознательно, чем на предыдущих, когда они руководствовались своими симпатиями и антипатиями. Например, одна из учениц - Кристина поставила одной из групп оценку «3» и аргументировала ее тем, что ребята работали в группе не сообща, и от этого им не удалось четко представить свой материал, чтобы он был понятен другим. Таким способом мною был внедрен модуль оценивание для обучения и оценивание обучения.

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (3-х уровневые курсы)Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (3-х уровневые курсы)Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков (3-х уровневые курсы)

Когда все ребята выступили, мы еще раз обобщили материал с помощью презентации, в которой были выделены основные моменты, которые ребята зафиксировали себе в тетрадь. На данном этапе прослеживается использование модуля информационно-коммуникационные технологии.

Следующим видом работы на уроке было решение задач по группам, причем та группа, которая готовила материал о медианах в треугольнике, решала задачу о биссектрисе треугольника, две оставшиеся группы соответственно. Таким образом, учащиеся должны были внимательно слушать и задавать вопросы выступающим группам. Во время подготовки учащимся разрешалось использовать учебник, тетрадь. После решения задач группы выступали со своими решениями, но прежде учащимися были разработаны критерии оценки выступлений, такие как: правильность оформления задачи, чертеж, решение и умение объяснить ход решения задачи. Следует отметить, что объяснение решения задачи учащимися не последовательно, а значит моей задачей, как учителя является научить их математически грамотно излагать свои мысли. Решая задачи, ребята прибегали к помощи той группы, которая готовила теоретический материал по данному понятию. Во время выступления учащихся не все ученики внимательно следили за ходом их объяснения, поскольку учащимся было тяжело концентрировать свое внимание на одном виде деятельности на протяжении длительного времени, и они слушали ответы невнимательно, упуская важные моменты. В будущем я думаю преодолеть эти трудности, распределив роли между оценщиками.

Также на этом этапе я старалась вовлечь в диалог как можно больше учащихся, так как считаю важным развивать речь учащихся, чтобы их мысли были четкими и обоснованными. Барнс (1971) утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации.

Данный этап урока направлен на развитие метапознания учащихся. Если проанализировать их деятельность по Флейвеллу (1976), который определил основу для мониторинга метапознания, через три его компонента, то можно сделать вывод о том, что большая часть класса осознают себя в качестве учеников, определяют, что им нравится и не нравится при выполнении задания. Треть учащихся понимает цель включения в урок определенных заданий, определяют уровень сложности заданий. Поэтому в дальнейшем продолжу работу над развитием данных способностей у учеников, предлагая им самим распределить задачи по уровням сложности и распределить их между собой, с учетом способностей, а так же разрабатывать план работы над заданием.

Рефлексия прошла в форме беседы. Мы с учениками обсуждали их достижения на этом занятии, еще раз повторили основные моменты урока. Обсудили то, что получилось у детей и то, над чем им еще нужно поработать.

После чего учащиеся получили карточку с домашним заданием. Домашнее задание состояло из двух частей: первая - повторить теоретический материал, вторая - решить задачи. При проверке домашнего задания на следующем уроке я предполагала опрос тех детей, которые не так активно участвовали в работе своей группы, и объяснила им, что активными нужно быть всем, так как их мнение тоже важно.

Таким образом, итог урока показал положительный результат работы учащихся. Анализируя свои успехи, дети определили свои достижения, смогли объективно оценить свои возможности и определить тот пробел знаний, который нужно восполнить дома.

На данном уроке я попыталась внедрить модули Программы на различных этапах урока. Для развития критического мышления мною была организована работа по решению задач в группах. Эта форма работы позволила активизировать учащихся по теме урока и заинтересовать весь класс в работе. Чтобы привлечь всех к сотрудничеству и создать позитивную атмосферу в классе с учащимися на первоначальном этапе была проведена физминутка, что позволило детям пофантазировать и наладить контакт с одноклассниками. При составлении критериев успеха я обучала детей тому, как учиться, то есть понимать требования, предъявляемые учебной задачей, разрабатывать и обдумывать стратегии для достижения результата, развивать саморегуляцию.

Диалогическое обучение является актуальным приемом в преподавании любого предмета, который описан в одном из модулей Программы. Диалог в классе занимает ключевую позицию на уроке и прослеживается его значимость в использовании. Одним из этапов урока была работа в группах, где ученики обсуждали задание, учитывали мнения, приходили к общему решению и давали оценку своей работе.

Таким образом, совместная деятельность учащихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Диалог исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Диалоговое обучение способствует сплочению класса, развивает умение слушать и задавать вопросы, что в будущем будет способствовать нормальному социальному развитию учащихся.

При таком подходе к заданиям учащимся потребуется меньше подсказок, поскольку развитие обучения станет самостоятельным, тем самым будет осуществляться независимо и становиться саморегулируемым, метакогнитивные навыки учащихся возрастут, а значит, возрастет способность ученика обучаться и решать проблемы.

При подготовки к урокам мною учитывались возрастные особенности учащихся это включало развитие речи, памяти, мышления, прослеживалось во время проведения физминуток. В дальнейшем я планирую уделить больше внимания одаренным и талантливым ученикам, так как считаю, что этому направлению я уделила недостаточно времени, потому что считала, как и многие учителя, что прежде всего необходимо поднять на должный уровень учащихся со слабой успеваемостью. Одна из особенностей талантливых и одаренных учеников - их большая метакогнитивная осведомленность, в отличие от менее способных сверстников. Они более отчетливо понимают, что знают и чего не знают; что могут и чего не могут узнать. Данная категория детей знает, что поможет им получить те знания, в которых они нуждаются [1, стр. 186].

Если сравнить деятельность учащихся на уроках, проводимых мной до использования семи модулей и уроки с внедрением идей Программы, то можно отметить следующее: учащиеся стали проявлять больше интереса к предмету, а значит стали более мотивированы; стали более подготовленными в плане самостоятельности, сейчас они могут сами организовать работу, распределить роли; понимать суть задания.

В будущем я бы хотела добиться от учеников:

  • Желания работать в группе и паре, вступать в диалог;

  • Вовлеченность в учебный процесс всех учащихся;

  • Объективное оценивание и взаимооценивание друг друга по критериям;

  • Развитие умения мыслить критически;

  • Свободное владение информационно-коммуникативными технологиями.

Для достижения этих результатов я планирую:

  • Внедрять модули программы в процесс обучения;

  • Использовать стратегии критического мышления;

  • Способствовать формированию умений учащихся оценивать себя и сверстников;

  • Выявлять пробелы в знаниях и находить способы их преодоления;

  • Продолжать работу с одаренными и талантливыми детьми;

  • Свободно владеть ИКТ;

  • Совершенствовать свою методику преподавания.

В дальнейшем при подготовке к урокам я считаю необходимым выстроить четкую стратегию для внедрения идей Программы на своих уроках.

Используемая литература:

  1. Руководство для учителя

7


© 2010-2022