Педагогический проект «Познавательная активность учащихся 5 класса на уроках математики»

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







«Формирование положительных мотивов к изучению математики у обучающихся 5 классов на уроках математики»







Гравер Евгения Сергеевна



Актуальность

Пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету, и увеличивающаяся тенденция потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений. Положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. В классах есть дети, которые обучаются по специальным (коррекционным) программам. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование познавательных интересов и развитие положительной мотивации у обучающихся к изучению предмета на уроках и во внеурочной деятельности.

Объект изменений - процесс формирования положительных мотивов к изучению математики у обучающихся 5 классов на уроках математики.

Предмет изменений - педагогические условия, способствующие формированию познавательных интересов и положительных мотивов к изучению математики у обучающихся 5 классов на уроках математики.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Познавательная активность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности.

Цель: Формирование познавательных интересов обучающихся 5 классов, разработка системы мероприятий, способствующих формированию познавательных интересов обучающихся.

Задачи:

1. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме: «Формирование познавательных интересов обучающихся».

2. Выявить уровень сформированности познавательных интересов, обучающихся до и после реализации системы мероприятий.

3.Подобрать дидактические средства, способствующие формированию познавательных интересов и положительных мотивов к изучению математики в условиях сельской школы

4.Проверить эффективность предложенных средств на практике.

5.Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Целевая аудитория

учащиеся 5 классов

Сроки реализации проекта сентябрь-май

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (сентябрь- апрель)

Задача: Подобрать диагностику для проведения мониторинга сформированности познавательных интересов обучающихся.

  1. Основной этап (май - август)

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, педагогический опыт коллег по развитию познавательных интересов обучающихся

- разработать систему мероприятий по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся 5 классов на уроках математики.

3. Заключительный этап (май)

Задачи:

  1. Проанализировать и обобщить результаты реализации проекта.

  2. Представить результаты реализации на заседании кафедры методического объединения учителей математики.

Успешность познавательной деятельности, ее активность и результативность зависят от осознанности и принятия каждым учеником цели урока. Эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае учитель должен создать условия для активного целеполагания на уроке, так как данный компонент учебной деятельности формирует не только мотив, потребность действия, учит устремлённости, осмысленности действий и поступков, но и развивает познавательные и творческие способности.

Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Очень эффективен приём создания проблемной ситуации во время выделения и формулирования цели урока. Опираясь, на технологию Е.Л. Мельниковой для создания проблемной ситуации на уроках целесообразно использовать использую следующие приёмы:

  • одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;

  • столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

  • обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;

  • дать практическое задание, не выполнимое вообще;

  • дать практическое задание, не сходное с предыдущими;

  • дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание учениками не выполнено.

Постановка учебной задачи завершается формулированием темы урока или вопроса, требующего исследования. При создании ситуации противоречия учитель управляет поиском его разрешения. Поиск решения сопровождается выдвижением гипотез и их проверкой, которые осуществляются через побуждающий или подводящий диалог. А любая гипотеза начинается с познавательного вопроса. Вопрос же выражает потребность познания, т.е. потребность перейти от незнания к знанию.

Учитель прогнозирует возможные ошибочные гипотезы и заготавливает контраргументы и подсказки к ним, тщательно планирует проверку решающей гипотезы.

Учащиеся с большим интересом увлекаются решением необычной проблемы, которое ведёт к новым знаниям, самостоятельным открытиям. Поиск решения требует от ученика самостоятельных рассуждений, изучения конкретных фактов. Детям нравится творчески думать, доказательно рассуждать, сопоставлять всевозможные явления, находить закономерности.

Диалог побуждения к осознанию противоречия может быть следующим:

- Что вас удивило? Что интересного заметили? Сколько точек зрения существует? Сколько мнений в нашем классе? Вы сначала как думали? А как на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Что вы хотели сделать?

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения особое внимание в современной школе должно уделяться работе с различными источниками и видами информации. В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, выделен раздел: «Чтение. Работа с информацией» и указаны метапредметные результаты.

В нем отмечается, что ученик должен уметь осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, осуществлять оценку информации. Под поиском информации понимается нахождение конкретных сведений, фактов, представленных в тексте. Ученик, который понимает прочитанное, может установить соответствие между информацией, представленной разными способами. Преобразование и интерпретация прочитанного - готовность школьника сформулировать несложные выводы, найти аргументы, подтверждающие вывод. Под оценкой информации имеется в виду высказывание оценочных суждений и собственной точки зрения о прочитанном тексте. Данные общеучебные информационные умения целесообразно формировать на уроках математики при решении текстовых задач?

Предложенные приемы результативны, интересны и доступны ученикам в процессе совместной деятельности.

Работа над содержанием задачи предполагает и формирование контрольно-оценочного механизма, который включает использование

- заданий, которые также развивают творческое мышление:

-обыгрывание условия задачи;

-прикидка результата;

-решение разными способами;

-составление и решение обратной задачи;

-установление соответствия между результатом решения и условием задачи (введение в текст задачи вместо вопроса ответ на него);

-определение смысла составленных в процессе решения выражений, то есть, если все выражения имеют смысл и смысл последнего таков, что позволяет ответить на вопрос задачи, то выражение составлены верно.

Подобные способы проверки решения задачи ведут к повышению продуктивности мышления.

Ребёнок на уроке должен переживать радость открытия, даже на таком этапе урока, как решение задач, это для детей не всегда является лёгкой и интересной работой. А интерес и успешность - это те параметры, которые определяют полноценное и творческое развитие личности.

Результаты диагностируются различными видами контроля: тесты, самостоятельные и контрольные работы, творческие и исследовательские работы учащихся.

Выбор формы изложения нового материала находится целиком во власти учителя, зависит от его знаний, умений, мастерства, от его вкуса. При этом нельзя не учитывать, что ребята быстро привыкают к одному методу преподавания и устают от однообразия организации их деятельности на уроке, а новое начало позволит избежать этого, даже если вся остальная часть урока построена традиционно.

Вот некоторые способы организации начала урока.

1.Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.

2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

3. На доске записаны уравнения или числовые выражения, или неравенства и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

4. Даётся обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение.

5. Обсуждаются различные способы решения задачи, заданной на предыдущем уроке. Как правило, это задача, решение которой требует исследовательской работы. Однако она должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.

6. Если же на дом было задано сочинить сказку или составить математический кроссворд, или ребус, или математическую задачу, то естественно начинать урок с представления наиболее удачных работ.

7. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска её решения.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и открывает сильное влияние на его развитие.

Будет ли интерес к предмету расти или падать до неприязни к нему во многом зависит от учителя и классного коллектива.

К арсеналу, помогающему учителю формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести содержание изучаемого материала, умелое сочетание форм и методов работы на уроке, моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива.

При проблеме активизации познавательной деятельности печаталось много трудов. Вот несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.

Все предложенные приёмы рождались постепенно в течение многих лет

работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей, часть - из книг, методических пособий, часть из собственных наблюдений и выводов. Хорошо известно, что учащиеся, владеющие твёрдыми навыками устного счёта, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность - важные элементы общего развития. Решение устных задач придает уроку необходимую глубину и живость, открывает широкие возможности для выявления и формирования у учащихся склонностей и интересов к математике

Обработке вычислительных навыков способствуют различные игры. Например, игра "Ай да ну". Учитель называет подряд числа, а ученики числа, которые кратны трём , должны, сопровождать словами "Ай да ну", можно ещё и хлопком. Ряд, который меньше допускал ошибок, является победителем.

"Счёт-дополнение". Учитель записывает на доске какое-то число, допустим, 15,7 . Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 15,7. Ученики должны в ответ назвать другое число, дополняющее данное до 15,7. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.

" Торопись, да не ошибись." Эта игра - фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках записывают ответы.

"Не зевай." Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание написано полностью, а у всех остальных вместо первого числа написано многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнаёт только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своём задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного ученика зачёркивает работу всех остальных.

"Составь слово." Учитель предлагает на карточках написанные сверху вниз 5-6 примеров, и на каждый пример 3-4 варианта ответа, которые закодированы буквами. Ребята в классе разбиваются на несколько команд, обычно команду составляют сидящие друг за другом. Каждый из членов команды решает соответствующий пример, выбирает правильный ответ и записывает букву-код. По окончании счёта у ребят появляется слово (желательно похвалу).

" Математическая эстафета." В V-VI классах внимание учащихся нестойкое. Возникает необходимость на уроке переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат дают эстафеты, проводимые в конце урока.

Например при изучении темы "Умножение одночленов" можно провести эстафету. На каждый ряд раздают по одинаковой карточке , играющей роль эстафетной палочки, на которой изображены множимое, последующие множители и окончательный результат - произведение. Учащимся даётся задание "закрыть форточки", то есть заполнить пустые места промежуточными произведениями, которые записывают только простым карандашом и после того, как тщательно проверено решение предыдущих примеров. Эта эстафета развивает также умение контролировать себя.

Нравится ребятам, когда учитель даёт задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулирует работу учащихся.

Задание со сменой установки.

Этот приём работы на уроке позволяет не только проверить знания детей по теме, но и развивать зрительную память, быстроту реакции, внимание. Почему приём носит такое название? В этом случае мы чуть-чуть "обманываем" детей, говоря, что будет выполняться тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Детям надоедают одни и те же слова: " Решим задачу, выполним упражнение и т.д." Мы меняем формулировку задания, зная, что кроме развития памяти одновременно проверяем качество усвоения программного материала. Суть приёма в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигур). Учащимся предлагается запомнить их в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя устно или письменно.

Срок

Система мероприятий

Май

Анализ методической литературы

Август

разработка системы мероприятий по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся 5 классов

Сентябрь -апрель

Апробация проекта

Май

Анализ результатов работы над проектом,

Ожидаемые результаты проекта

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;

  • сформированность познавательных УУД (смысловое чтение),

логических УУД (обобщение, сравнение)

  • рост числа учащихся - призёров олимпиады по математике,

предполагается рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных мероприятиях по математике.

Критерии оценки результатов реализации проекта

  1. Увеличение количества учащихся, занимающихся на 4 и 5.

  2. Отзывы родителей.

  3. Увеличение доли призёров математических олимпиад и участников научно-практических конференции.

Способы предоставления результатов

1. Разработка методических рекомендаций, способствующих формированию познавательных интересов обучающихся.

2.Разработка заданий, повышающих развитие познавательной активности обучающихся.

Ресурсное обеспечение для реализации проекта:

Материально-технические: класс с компьютерным оборудованием, постоянный выход в Интернет.

Информационные: комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по математике, обучающие компьютерные презентации.

В кабинете в достаточном объеме дополнительная литература по математике. Имеется возможность проводить уроки в компьютерном классе, где есть постоянный выход в Интернет. Реализация проекта не требует дополнительных средств.

Список используемых источников и литературы:

  1. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 2009г. - С. 18-22.

  2. Информационные технологии в школьном образовании. Апатова Н. В. - М., 2004.

  3. Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. - 2007. - № 5. - с. 16-17.

  4. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". vestishki.ru/node/1205

  5. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 191 с.

  6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

  7. Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. Серия педагогика и психология. М. 1984 - 3

  8. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Библиотека журнала "Директор школы" 2003 - 2

  9. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. М. 1994.

  10. Математика, Еженедельное учебно-методическое приложение к газете "Первое сентября"

  11. Математика в школе. Научно-методический журнал. 1985-5, 1991-2, 1991-3, 1991-4, 1993-4.

  12. Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под редакцией Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И.Косовой. М.2002

  13. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. М.1985

  14. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. Серия педагогика и психология. 1987-1

  15. Энциклопедия педагогических технологий. М.2001г.

МКОУ Романовская СОШ


© 2010-2022