Факультатив Математическая шкатулка для 5 классов

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №276»

Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании методического объединения директор МБОУ «СОШ № 276»

протокол № Н.Г. Левкина

от « » 2016г . « » 2016г.

Согласовано

На заседании методического совета

протокол №______________

от « » 2016 г

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса

«Математические ступеньки»

5класс

Срок освоения курса 0,5 (полугодие) год











Учитель: Ярмоленко Наталья Юрьевна





г. Гаджиево

2016 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы в России стало проводиться много различных математических олимпиад. Традиционные олимпиады проходят, как правило, в пять туров: школьный, районный (городской), областной, окружной и всероссийский. Данный вид олимпиад остается самым массовым и популярным как среди учеников, так и среди учителей.

Так как наибольших успехов в олимпиадах добиваются учащиеся с нестандартным, творческим мышлением, высокими математическими способностями, повышенной обучаемостью к математике, то одним из путей подготовки учащихся к олимпиадам является развитие их математических способностей, мышления, интеллекта. Среди форм подготовки учащихся к олимпиадам можно выделить основную форму: факультатив.

Факультатив является основной формой работы с наиболее способными учащимися по математике. Только здесь можно рассмотреть особые типы задач, которые иногда называют "олимпиадными". На факультативных занятиях можно рассматривать упражнения, аналогичные самым трудным упражнениям из дифференцированных контрольных работ. На занятиях также можно проводить различного рода интеллектуальные соревнования: математические турниры, бои, конкурсы, олимпиады, в том числе и нестандартные.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса. Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.

Целями данного курса:

  • формирование устойчивого интереса к математике и внеклассным формам ее углубленного изучения;

  • сформировать умения и навыки составления и решения текстовых задач;

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

  • развитие воображения, наблюдательности, памяти, мышления;

  • формирования умения слушать и слышать;

  • воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности работе;

  • совместное обучение в рамках одной команды;

  • распределение обязанности в своей команде;

  • проявление внимания культуре и этике общения;

  • развитие самоанализа, рефлексии и способности выявлять причинно-следственные связи;

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное в процессе занятия математикой, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока);

  • проявление творческого подхода к решению поставленной задачи.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:

  • развить у детей элементы математического мышления и творческой инициативы;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

  • приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;

  • знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

  • практика решения олимпиадных заданий.

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

  • приобретение навыков коллективного труда;

  • самостоятельное определение целей учебной деятельности, планирование путей достижения целей;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Курс рассчитан на 17 занятий. Учитель может рассматривать не все из предложенных тем. В качестве основных форм проведения факультативных занятий предложены комбинированное тематическое занятие, повторение, соревнование. При этом соревнования проводятся через каждые 4 - 6 тематических занятий. В течение курса проводятся индивидуальные, командные соревнования учащихся, предназначенные для выявления наиболее способных учащихся.

Планируемые результаты:

учащиеся должны:

  • сформировать способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • научиться контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • приобрести коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • научиться проявлять креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;

  • научиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • составлять план и последовательность действий;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

  • уметь строить простейшие геометрические фигуры на плоскости, знать и определять их названия и части;

  • выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.


Учебно-тематический план:

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Текстовые задачи

3

2

Геометрические задачи

2

3

Математические ребусы

1

4

Задачи со спичками

1

5

Арифметические задачи

1

6

Взвешивание

1

7

Командное соревнование

3

8

Индивидуальное соревнование

3

9

Анализ командного и индивидуального соревнования

1

10

Итоговое занятие

1

Содержание курса «Математические ступеньки»

1. Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание. Математические игры, выигрышные ситуации.

2. Геометрические задачи. Задачи на разрезание и складывание фигур: «сложи квадрат», «согни и отрежь». Углы, их построение и измерение. Треугольник, квадрат Геометрия клетчатой бумаги - игры, головоломки.

3. Математические ребусы. Зашифрованная запись (цифры заменены буквами). Зашифрованная часть записи (стертые цифры заменены точками или звездочками)

4. Задачи со спичками. Задачи, где требуется убрать спичку или несколько спичек и где требуется переложить спичку или несколько спичек.

5. Цифры. Задачи с цифрами, составление наибольшего числа и т.п.

6. Взвешивание. Задачи на взвешивание, взвешивание на чашечных весах, на нахождение фальшивой монеты.

Календарно-тематическое планирование



№ занятия


Тема

Кол-во часов

Дата

1

Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)

1


2

Математические ребусы

1


3

Геометрические задачи (разрезание)

1


4

Индивидуальное соревнование (I тур)

1


5

Командное соревнование (I тур)

1


6

Текстовые задачи (переливание)

1


7

Задачи со спичками

1


8

Цифры

1


9

Индивидуальное соревнование (II тур)

1


10

Командное соревнование (II тур)

1


11

Текстовые задачи (математические игры, выигрышные ситуации)

1


12

Геометрические задачи

1


13

Взвешивание

1


14

Индивидуальное соревнование (III тур)

1


15

Командное соревнование (III тур)

1


16

Анализ командного и индивидуального соревнования

1


17

Подведение итогов

1














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК учителя


  1. Фарков, А.В., Математические кружки в школе. 5-8 классы / А.В. Фарков. - 2-е изд. - М.:Айрис-пресс, 2006. - 144с.

  2. Фарков, А.В., Математические олимпиады: 5-6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ / А.В. Фарков. - 2-е издание, стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 189с.

  3. Смыкалова Е.В., Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. Спб: СМИО Пресс, 2006. - 48с

УМК учащихся

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.

Медиаресурсы:

  1. Презентации к урокам с сайтов Интернета.

  2. math-on-line.com - Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  3. rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ - Занимательные уроки: Занимательная геометрия.



© 2010-2022