Классный час на тему

  С 20 по 25 апреля 2015 года в рамках плана методической работы с целью повышения профессиональной компетентности учителей , а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся была проведена предметная неделя математики. В ходе предметной недели математики мы провели ежедневные доклады, сообщения, радиогазеты, конкурс стенгазет. Основополагающими принципами проведения предметной недели являются её широкое анонсирование, своевременное планирование, массовость и подведение ит...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Минисценка "В аптеке"

Ребёнок. Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, таблетки.

Аптекарь. Но мы не продаём детям лекарства. Мальчик, сходи вместе с родителями к врачу. Он выпишет тебе лекарства, и тогда родители смогут купить, что тебе необходимо. А что у тебя болит?

Ребёнок. Ничего не болит. Я просто хочу быть самым умным. Я хочу лучше всех считать, решать задачи, знать математику.

Учитель. Как вы думаете, ребята, есть лекарства для ума?

Учащиеся отвечают.

Учитель делает вывод:

- Человек сам развивает свой ум. А чтобы развить ум, нужно много читать, заниматься, искать ответы в энциклопедиях, книгах.

Об учёных:

Евклид (Эвклид) - древне-греческий математик, работал в Александрии. Работы по астрономии, математике, геометрии, оптике, теории музыки. Автор книг - "Начала", "Данные", "О делении", "Явления", "Оптика" и др.

Фразы, высказывания Евклида:

  • Что и требовалось доказать.

  • Нет царского пути к геометрии.

  • Если теорему так и не смогли доказать, она становится аксиомой.

  • Как-то раз Евклида спросили: - Что бы ты предпочел - два целых яблока или четыре половинки? - Конечно, четыре половинки. - А почему? Это ведь одно и то же. - Отнюдь. Выбирая два целых яблока, как я узнаю, червивые они или нет?

Пифагор Самосский - родился на острове Самос в 570 году до нашей эры. Древнегреческий философ и математик.


высказывания, фразы Пифагора

  • Начало - половина целого.

  • Делай великое не обещая великого.

  • Статую красит вид, а человека - его деяния.

  • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

  • Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Архимед - родился в 287 году до н. э. на острове Сицилия. Древнегреческий математик, физик, механик и инженер.

Афоризмы, цитаты, фразы Архимеда.

  • Эврика!

  • Время свободно, но оно бесценное.

  • Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.

  • Если вы хотите, чтобы другие верили в вас, вы должны сначала убедить их, что верите в них.

-Сегодня мы узнаем об истории возникновения и применения в нашей жизни математических знаков - цифр.

В течение тысячелетий люди использовали пальцы рук для обозначения числа. С помощью руки можно было показать до 5 единиц. Для выражения большего количества использовались обе руки, а иногда и обе ноги. Сейчас мы пользуемся числами: измеряем время, определяем дату, звоним по телефону, ходим в магазин. Мы встречаемся с числами на каждом шагу и так к ним привыкли, что не замечаем, насколько важны они в нашей жизни.

Но пальцев не всегда хватало, и тогда люди придумали математические знаки - цифры, которыми стали обозначать числа. Первые написанные цифры появились 5 тысяч лет назад. Каждый народ придумывал свои математические знаки для обозначения чисел. Сегодня мы знаем 2 вида цифр.

- Какие?

- Арабские и римские.

- Об арабских цифрах нам расскажет ....

Сообщение учащегося.

Цифры, или символы наших чисел, имеют арабское происхождение. Арабской культурой, в свою очередь, они были заимствованы из Индии. Промежуток между VIII и XIII веками стал одним из блестящих периодов в истории науки мусульманского мира. Мусульмане имели тесные связи как с азиатской, так и с европейской культурой. Они смогли извлечь из них всё самое выдающееся. Из Индии они заимствовали систему исчисления и некоторые математические методы.

Современные цифры не совсем точно воспроизводят индийские, поскольку арабы видоизменили их, приспосабливая к своему письму. Исходя из авторитета арабской культуры современные числовые символы называют арабскими цифрами.

- Спасибо. А теперь мы убедимся на практике, что человек с самого рождения во всём связан с числами. Перед вами наборы с разными видами цифр.

Выберите арабские цифры и с их помощью выложите год своего рождения.

А кто из вас может составить сегодняшнюю дату?

-Каким набором цифр мы не пользовались? (Набором римских цифр.)

-Об истории римских цифр нам расскажет ....

Сообщение учащегося.

Следующий этап в истории числа осуществили древние римляне. Они изобрели систему исчисления, основанную на использовании букв для отображения чисел. Они применяли в своей системе буквы I, V, X, L, С, D и М.

Каждая буква имела различное значение, каждая цифра соответствовала номеру положения буквы. Для того чтобы прочесть римскую цифру или написать её, нужно следовать нескольким основным правилам.

1. Буквы пишутся слева направо, начиная с самого большого значения.

2. Буквы I, X, С и М могут повторяться до трёх раз подряд. Например, II -

3. Буквы V, L, D не могут повторяться.

4. Цифры 4, 9, 40, 90 и 900 следует писать, комбинируя буквы

5. Горизонтальная линия над буквой увеличивает её значение в 1000 раз.

- Где вы встречались с римскими цифрами? (На циферблате часов, при обозначении века.)

- При помощи римских цифр обозначаются разделы и главы в книге (демонстрирует), порядковый номер монарха: царь Пётр I, царица Екатерина II.

Арабскими цифрами пользоваться нам просто и привычно. А будет ли нам так же удобно пользоваться римскими цифрами? Давайте проверим. Попытайтесь выложить количество ваших лет римскими цифрами.

-Ребята, в каком веке мы живём?

-Давайте обозначим все вместе наш век римскими математическими знаками.

-Что такое век?(100 лет.)

-Давайте составим таблицу единиц времени.

Век 1 год 1 мес. 1 неделя 1 день

100 лет 12 мес. 4 недели 7 дней 24 часа

- Мы составили таблицу единиц времени. Для чего она нужна? (Для составления календаря.)

-А вы пользуетесь календарём?

-Посмотрите на календарь. Что интересного вы заметили?(Много цифр, цифры повторяются.)

-Сколько недель прошло после Нового года?

-Сколько дней имеет самый короткий месяц?(Февраль, 28 дней.)

- Я предлагаю вам побыть в роли скульпторов римских математических знаков:

-скульптурная композиция «Римские единички»: (I) ребята становятся прямо, руки вдоль туловищ;

-скульптурная композиция «Римские галочки»: (V) дети в паре друг напротив друга, взявшись за руки, носки обуви соприкасаются;

-скульптурная композиция «Римский легион» (М = 1000) (в паре).

Минутка познания.

- Совершим небольшое путешествие в историю цифр древних государств. О математических знаках народа майя, которые жили в Америке, расскажет ... .

Сообщение учащегося.

Цифры майя составлялись из трёх элементов: нуля (знак ракушки), единицы (точка) и пятёрки (горизонтальная черта). Например, 19 писалось как четыре точки в горизонтальном ряду над тремя горизонтальными линиями.

Вспомните пословицы, где встречаются цифры.(Семеро одного не ждут. Не имей 100 рублей, а имей100 друзей...)

-В названиях каких сказок присутствуют числа?(«Волк и семеро козлят», «12 месяцев»...)

V. Рефлексия.

-Наше занятие начиналось с посещения мальчиком аптеки. Что он просил и для чего?

-А чем история закончилась, хотите узнать?

-Аптекарь предложил мальчику «волшебный термометр» и сказал: «Измеряй им температуру на протяжении всего учебного года». В начале года обычно тяжело учиться - температура поднимается. Чем ближе конец учебного года, тем больше знаний у каждого. Учиться становится легко, и температура нормализуется.

-А теперь на своих термометрах отметьте вашу температуру.

-Надеюсь, что температура у всех нормальная, так как вы хорошо работали и много узнали.


© 2010-2022