- Преподавателю
- Математика
- Статья Дидактические сказки по математике как средство развития познавательного интереса к прдмету
Статья Дидактические сказки по математике как средство развития познавательного интереса к прдмету
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гилязова Т.Б. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дидактические сказки по математике
как средство развития познавательного интереса к предмету
Т.Б. Гилязова,
учитель математики СОШ №33
г.Нижнекамска, Татарстан.
Задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения продолжает оставаться познавательная активность. Развитие познавательного интереса к предмету - первый этап формирования познавательной активности учащихся.
Для возбуждения и развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития учащихся я использую в процессе обучения математике дидактические сказки.
По мнению А.Н. Колмогорова, одностороннее развитие способностей не обеспечивает успеха в математической деятельности. Необходимо выйти за пределы самой математики и расширять у ребенка общекультурные интересы, стремиться к всестороннему, гармоничному развитию его личности. Большую пользу для развития творческой активности ученика могут оказать различные формы письменного изложения мысли, в частности, сочинение дидактических сказок по математике [1, с. 32].
Сочинение сказок повышает учебную мотивация и качество знаний, формирует умение творчески применять полученную информацию. Самостоятельно придуманная дидактическая сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.
В.А. Сухомлинский писал: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок» [3, c. 33]. Он обладал особым даром поддерживать творческие силы ребенка. Как и Л.Н. Толстой, восхищался выразительностью детского языка и предостерегал от его ломания, преждевременного «овзросления» [4, c. 152]. Сам В.А. Сухомлинский участвовал в словесном творчестве учащихся, сочиняя вместе с ними.
Замечательный опыт развития детского литературного творчества принадлежит известному итальянскому сказочнику Дж.Родари и его книге «Грамматика фантазии». В предисловии к своей книге Дж.Родари писал: «Я с огромным удовольствием узнал, что у нас, в Италии, моя книга использует как пособие по методике преподавания математики (в Пизанском университете). Я посетовал, что в юности недостаточно занимался математикой. И еще лучше понял: математика вездесуща, она присутствует даже в сказках. Поэтому пусть простит мне читатель, если я на вопрос ребенка: «Что надо делать и как работать, чтобы стать сказочником?» - неоднократно отвечал: «Учи как следует математику»» [2, c. 9].
Обычная работа с учащимися начинается с чтения и обсуждения отрывков одной из математической сказок известных авторов, например, Л. Кэрролла, Дж.Родари, Ф. Кривина, И. Токмаковой и т.д. Далее предлагается желающим придумать свою сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию сказки были, например, включены свойства чисет или геометрических фигур. После прочтения на очередном уроке двух-трех детских сказок, в которых есть законченность сюжета и необычные персонажи, выполняется их коллективный анализ.
В повседневной практике обучения математике учащихся сочинение математических сказок предлагается в качестве домашнего задания после изучения учебной темы (продолжительность 22-24 ч.). Такое задание нетрадиционно для урока математики, поэтому вызывает живой интерес у детей.
В качестве примера приведем сказки, написанные ученикам пятых, шестых и седьмых классов: «Королевство степеней», «Страна чисел», «Город Знаменательград», «Село «Цифрово», «Новая сказка про Колобка» (даны в приложении).
На основании опыта применения дидактических сказок в формировании и развитии интереса к математике, можно утверждать, что:
- сказки математического содержания способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая может привести к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы;
- дидактические сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала;
- сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в дидактической сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).
Создание дидактических сказок при обучении математике является одним из эффективных средств всестороннего творческого развития младших подростков.
Список использованной литературы
-
Любичева Р.Ф., Мухамедьянова Р.Р. Дидактические сказки в процессе обучения математике // Педагогика. - 2007. - № 6. - С. 32-36.
-
Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.: Педагогика, 1978. - 280 с.
-
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - 350 с.
-
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
Приложение
Математические сказки, сочинённые моими учениками
«Страна чисел»
Мухутдинова Кристина
5 Б класс, школа № 33.
В одной волшебной стране жили числа: 1, 3, 5, 7, 9. И называлась эта страна «Нечетная». А в другой жили числа: 2, 4, 6, 8. И звалась та страна «Четная».
Однажды поспорили короли этих стран и начали воевать. Когда числа приближались друг к другу, они притягивались и получалось двузначное число.
Получились числа: 23, 45, 67, 89 и числу 1 так и не далось пары и оно влезло в каждое из чисел и получилось: 123, 145, 167, 189. А вскоре короли помирились и все числа начали жить вместе. Получилась страна «Числа».
«Пятерка и Тройка»
Ермолаева Настя
5 Б класс, школа № 33
Жили-были две подружки 5 и 3. Они жили в сумочке, в которой было 2 кармана: один большой для 5, а другой маленький для 3. Подружки были пугливые, поэтому не отходили далеко от своей сумочки, так как в случае опасности они могли там спрятаться.
Однажды они увидели Нуль, который подходил к ним, а в руках у него был знак умножения. Подружки хорошо знали, что это число с помощью знака умножения может их уничтожить, превратить в ноль.
Подружки испугались, поэтому 5 со страху прыгнула в маленький карман, а 3 в большой, но от этого содержимое сумочки не изменилось. Когда опасность миновала, то подружки выбрались наружу и придумали правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется: 5+3=3+5.
«Братья - принцы»
Ризванова Эльвира
7 Е класс, школа № 22
В некотором царстве, в некотором государстве жила королева. Звали ее а10. И было у нее четыре сына: а1, а2, а3, а4. Жили они хорошо. Когда королева звала принцев во дворец, то кричала: а1, а2, а3, а4.
Но однажды принц а3 уехал в другое царство. И королева стала звать принцев: а1 * а2 * а4 = а7. Но это звучало не так, и братья очень ждали появления своего брата а3. А когда он приехал, то все обрадовались и все стало по-прежнему : а1 * а2 * а3 * а4 = а10.
«а2 и а3»
Белова Катя
7 Е класс, школа № 22
Жили-были две латинские буквы «а». Они жили в разных домах. У них были степени. У одной была вторая степень - а2, а у другой третья степень - а3. а3 была главнее чем а2.
Один раз а2 предложила а3, чтобы их степени сложились, а а3 предложила а2, чтобы их степени перемножились. Но а3 уступила а2 и их степени сложились. И вместе получилось а5. Они так и жили вместе. а3 * а2 = а3+2 = а5.
а3 хотела, чтобы они жили так, чтобы у одной а была а5, а у другой а была тоже а5, но так невозможно сделать - так они и остались одна а3 и другая а2, а вместе они были как а5. От этого и произошли правила умножения и деления степеней: аm * аn = аm+n
аm : аn = аm-n
«Город Знаменательград»
Сабитова Алина
5 Б класс, школа № 33.
За горами, за лесами был город Знаменательград. В этом городе жили «правильные» дроби со знаменателями 15 и 10. И был у них «неправильный» король или одна целая.
Дроби всегда спорили кто из них лучше и никак не могли успокоиться. И вот одному из них пришла идея спросить об этом короля. Король как всегда был занят важными делами, но чтобы послушать своих подданных время нашлось. Один из них сказал: «Мы никак не можем решить какой знаменатель лучше?»
Королю пришла идея. Он сказал: «Сделайте так, чтобы у вас был один и тот же знаменатель». Они решили так и сделать. Получились новые дроби:
; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .
С тех пор в городе Знаменательград царит мир и покой.
«Задачи для колобка»
Калабина Софья,
5 Б класс, школа №33,
Жил - был старик со старухой. Решила старуха колобок испечь. Замесила тесто, испекла колобок в масле и положила на окно остудить. Колобок полежал, полежал да в друг покатиться на крыльцо, с крыльца во двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал заяц.
2 отца и 2 сына разделили между собой 30 рублей, причем каждый получил по 10 рублей. Как это могло произойти?
Колобок подумал и ответил: «Это были отец, дед и внук». «Правильно» - ответил заяц. И колобок покатился дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал волк.
В квадратной комнате в каждом углу сидят кошки. Напортив каждой кошки по 3 кошки. Сколько всего коше в комнате?
Колобок подумал и ответил: «4 кошки». «Правильно» - ответил волк. И колобок покатился дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему медведь: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказал медведь.
Назови 2 числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел».
Колобок подумал и ответил: «Сто - 100, миллион - 1 000 000». «Правильно» - ответил медведь. И колобок покатился дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему лиса: «Колобок, колобок я тебя съем». «Не ешь меня» - сказал колобок. «Тогда реши задачу, решишь - отпущу» - сказала лиса.
У трех художников был брат Антон, а у Антона братьев не было. Как это могло произойти?
Долго думал колобок, но не додумался, что художники были сестрами. Так лиса и съела ко лобка.