• Преподавателю
  • Математика
  • Из опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Из опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиИз опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиИз опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиИз опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиИз опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиИз опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиИз опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиИз опыта работы статья на тему Применением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математикиПрименением новых технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики (из опыта работы)

Просяникова Татьяна Николаевна

учитель математики 1кв.категории

МКОУ «Твердохлебовская СОШ».

Много из математики не остается в памяти,

но когда поймешь ее, тогда легко

при случае вспомнить забытое.

(И.Л. Лобачевский)



Современный учитель - это тот, кто учит самому учению. Учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие, ставить цель и искать способы ее достижения. Поэтому, учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться в поиске новых методов и приемов, хорошо знать психологию ученика.

Главная цель моей деятельности - создание условий для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, формирование у них умений самостоятельно учиться; планировать, организовывать корректировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность.

Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. Одним из важных направлений является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Учеба - это не легкий труд, но если при правильной организации, способен приносить радость творческих открытий.

В своей работе стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса. Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь - учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

За время своей работы в школе я применяла и применяю различные технологии обучения и пришла к выводу: «Обучиться чему-то можно только делая это»
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технология проблемного обучения

  • Игровые технологии

  • Технология критического мышления


Здоровьесберегающие технологии - технологии, использование которых идет на сохранение здоровья обучающихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Большое внимание уделяю оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся. Она должна в себя включать:

  • Правильную, методически грамотную организацию урока;

  • Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие);

  • Учет зоны работоспособности в течение трудового дня и трудовой недели (максимальная трудоспособность у детей бывает на втором и третьем уроке, если брать работоспособность в течение недели, то максимум будет достигнут в четверг);

  • Распределение интенсивности умственной деятельности на уроке. ( с 5 по 20-25 минуту урока);

  • Организация физминуток. Данные физкультминутки проводят либо сами обучающиеся, либо я, либо мультипликационный персонаж.


Технология проблемного обучения - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Данную технологию использовала, например, на уроке в 5 классе «Сложение десятичных дробей» обучающимся было дано задание «сложить дроби», так как они это еще не умели, у них возникла проблема. Далее мы разрешили данную проблему и обучающиеся научились складывать десятичные дроби. При изучении темы в 7 классе «Формулы сокращенного умножения» было дано задание «Найти значение выражения (х + у)2» Решение это проблемы было найдено самостоятельно и получена формула сокращённого умножения.

Таким образом, проблемное обучение позволяет мне направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.


Игровые технологии - По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала - «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же использую викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие умений и навыков.


Технология развития критического мышления - система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Критическое мышление - это система мыслительных стратегий и оммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, т.е. ему предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать), т.е. он вступает в непосредственный контакт с новой информацией.

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т.е. процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

1. Прием «Представление информации в кластерах»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер - способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Пример: на уроках геометрии в 8 классе при систематизации и общении знаний по теме «Четырёхугольники» можно использовать такой кластер

прямоугольная

равнобедренная

квадрат

ромб

прямоугольник

трапеция

параллелограмм

четырёхугольник





2. Прием «Инсерт»

Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте: V - уже знал; + - новое; - - думал иначе; ? - не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (-)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно - коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН. Использую энциклопедические программы из серии: "Открытая математика", "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" и др.



Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика.

Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами.

Для себя я поняла, что критерии оценивания служат инструментом для реализации учащимися умений самостоятельно планировать и вырабатывать алгоритм учебных действий. Оценивание по критериям не предусматривает никакого соперничества между учащимися или проведения их рейтинга. Оценивание детей осуществляется по заранее определенным критериям, что обеспечивает прозрачность и понятно для всех. И для учителей, и для учеников и для родителей, доказывающих свою правоту и аргументируя не соответствие выставленной оценки со знаниями их детей. Таким образом, каждый ребенок совершенствуется, достигая уровня своих возможностей по соответствующим критериям, и добивается ожидаемого результата.. Содержание критериев должно быть доступным учащимся и родителям, т.е. изложено простым языком. Необходимо ознакомить учащихся с критериями оценки перед выполнением задания и обеспечить доступность критериев оценивания для учеников в течение всего времени, отведенного на выполнение задания (т.е. расположить их на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Если учащиеся поняли критерии оценивания, то можно считать, что они вступили на путь к самосовершенствованию. Потому как им стало ясно, над чем необходимо поработать, чтобы достигнуть, поставленной цели. С помощью критериев они учатся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев закладывается в людях на всю жизнь, ведь для совершенства своих возможностей нужно учиться чему-то новому постоянно.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школ были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики учащиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом - думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.











































Список литературы.

1.Н.Смирнов. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005

2.Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998

3.Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 150 с. - (Семейная библиотека)

4.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРТИ, 2003. -272 с.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.:Просвещение, 2011.

2.С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение», 2005.

3. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004.





© 2010-2022