- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 10 класс
Рабочая программа по геометрии 10 класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нашкеева И.К. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Ирхидейская СОШ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
руководитель ШМО зам. директора по УВР директор школы
______/Халтанова Л.С./ _________/Никитина С.А./ ________/Сергеев А.А./
«__»________2015 г. «__»________2015 г. «__»________2015 г.
Рабочая программа
по геометрии в 10 классе
Нашкеевой Ирины Кондратьевны
учителя II квалификационной категории
2015-2016 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе в соответствии федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (геометрия).
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и предусмотрено проведение контрольных работ - 4.
Цели
Изучение математики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (3 ч)
Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их связь с аксиомами планиметрии.
Основная цель - сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии.
Тема играет важную роль в развитии пространственных представлений учащихся, фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
2. Параллельность прямых и плоскостей (7 ч)
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойства параллельности плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости и его свойства.
Основная цель - дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
В теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности прямых. На примере теоремы о существовании и единственности прямой, параллельной данной, учащиеся получают представления о необходимости заново доказать известные им из планиметрии факты в тех случаях, когда речь идет о точках и прямых пространства, а не о конкретной плоскости.
Задачи на доказательство решаются во многих случаях по аналогии с доказательствами теорем; включение задач на вычисление длин отрезков позволяет целенаправленно провести повторение курса планиметрии: равенства и подобия треугольников; определений, свойств и признаков прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции и т. д.
Свойства параллельного проектирования применяются к решению простейших задач и практическому построению изображений пространственных фигур на плоскости.
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей ( 10ч)
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Свойства перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
Материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых. Изучение теорем о взаимосвязи параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, а также материал о перпендикуляре и наклонных целесообразно сочетать с систематическим повторением соответствующего материала из планиметрии.
Решения практически всех задач на вычисление сводятся к применению теоремы Пифагора и следствий из нее. Во многих задачах возможность применения теоремы Пифагора или следствий из нее обосновывается теоремой о трех перпендикулярах или свойствами параллельности и перпендикулярности плоскостей.
Тема имеет важное пропедевтическое значение для изучения многогранников. Фактически при решении многих задач, связанных с вычислением длин перпендикуляра и наклонных к плоскости, речь идет о вычислении элементов пирамид.
4. Декартовы координаты и векторы в пространстве ( 12 ч)
Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости.
Основная цель - обобщить и систематизировать представления учащихся о векторах и декартовых координатах; ввести понятия углов между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями.
Рассмотрение векторов и системы декартовых координат носит в основном характер повторения, так как векторы изучались в курсе планиметрии, а декартовы координаты - в курсе алгебры девятилетней школы. Новым для учащихся является пространственная система координат и трехмерный вектор.
Различные виды углов в пространстве являются, наряду с расстояниями, основными количественными характеристиками взаимного расположения прямых и плоскостей, которые будут широко использоваться при изучении многогранников и тел вращения.
Следует обратить внимание на те конфигурации, которые ученик будет использовать в дальнейшем: угол между скрещивающимися ребрами многогранника, угол между ребром и гранью многогранника, угол между гранями многогранника.
Основными задачами в данной теме являются задачи на вычисление, в ходе решения которых ученики проводят обоснование правильности выбранного для вычислений угла.
5. Повторение. Решение задач ( 2 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
-
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
-
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
-
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений:
-
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости
справочники и вычислительные устройства.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Преподавание курса ориентировано на использование учебного методического комплекса:
-
Погорелов А.В. Геометрия: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. М: Просвещение, 2011 г.
-
Веселовский С.Б. Дидактический материал по геометрии для 10 класса, М; Просвещение, 2010 г.
-
Рурукин А.Н. Контрольно-измерительные материалы, 2012 г.
-
Земляков А.Н. Геометрия в 10 классах, методические рекомендация.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во часов
Содержание
Дата
план
Дата
факт
Примечание
Аксиомы стереометрии - 3 часа
1
Аксиомы стереометрии, существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку, замечание к аксиоме 1
1
Основные понятия стереометрии, замечание к аксиоме 1,
2
Пересечение прямой с плоскостью, существование плоскости, проходящей через три данные точки, разбиение пространства на два полупространства
1
Взаимное расположение прямой и плоскости, разбиение пространства на два полупространства
3
Контрольная работа № 1 по теме «Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия»
1
Параллельность прямых и плоскостей - 7 часов
4
Параллельные прямые пространстве, признак параллельности прямых
1
Расположение прямых в пространстве, признак параллельности прямых
5
Признак параллельности прямой и плоскости
1
Признаки и свойства параллельности прямых и плоскости
6
Признак параллельности плоскостей
1
Определение параллельности плоскостей, признак параллельности плоскостей
7
Существование плоскости, параллельной данной плоскости
1
Существование и единственность параллельных плоскостей
8
Свойства параллельных плоскостей
1
Свойства параллельных плоскостей
9
Изображение пространственных фигур на плоскости
1
Параллельное проектирование, свойства изображения фигуры на плоскости
10
Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»
1
Перпендикулярность прямых и плоскостей - 10 часов
11
Перпендикулярность прямых в пространстве, признак перпендикулярности прямой и плоскости
1
Перпендикулярность прямых, перпендикулярность прямой и плоскости, их признаки
12
Построение перпендикулярной прямой и плоскости, свойства перпендикулярных прямой и плоскости
1
Свойства перпендикулярных прямой и плоскости
13-14
Перпендикуляр и наклонная
2
Перпендикуляр, наклонная , проекции наклонной, основание перпендикуляра, расстояние от прямой до плоскости и между параллельными плоскостями
15-16
Теорема о трех перпендикулярах
2
Теорема о трех перпендикулярах
17-18
Признак перпендикулярности плоскостей
2
Определение перпендикулярных плоскостей, и их признак
19
Расстояние между скрещивающимися прямыми
1
Определение общего перпендикуляра, расстояние между скрещивающимися прямыми
20
Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
1
Декартовы координаты в пространстве и векторы в пространстве - 12 часов
21-22
Введение декартовых координат в пространстве, расстояние между точками, координаты середины отрезка
2
Декартовы координаты в пространстве, формулы нахождения расстояния между точками и координаты середины отрезка
23
Преобразование симметрии в пространстве, симметрия в природе и на практике, движение в пространстве
1
Движение на плоскости и его свойства, симметрия относительно точки и прямой
24
Параллельный перенос в пространстве, подобие пространственных фигур
1
Определение параллельного переноса и его свойства, преобразование подобия, гомотетия
25
Угол между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью
1
Понятие угла между пересекающимися прямыми и скрещивающимися прямыми, понятие угла между прямой и плоскостью
26
Угол между плоскостями
1
Понятие угла между плоскостями
27
Площадь ортогональной проекции многоугольника
1
Формула нахождения площади ортогональной проекции многоугольника
28-29
Векторы в пространстве, действия над векторами в пространстве
2
Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов, сложение и умножение вектора на число, скалярное произведение векторов, угол между векторами
20
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
1
Коллениарные и компланарные векторы, разложение по трем некомпланарным векторам
31
Уравнение плоскости
1
Уравнение плоскости, коэффициенты в уравнении
32
Контрольная работа №4 по теме «Декартовы координаты в пространстве и векторы в пространстве»
1
Повторение - 2 часа
33
Параллельность прямых и плоскостей
1
Взаимное расположение прямых и плоскостей
34
Перпендикулярность прямых и плоскостей
1
Взаимное расположение прямых и плоскостей
10