• Преподавателю
  • Математика
  • Активизация учебно-воспитательной деятельности обучающихся в системе личностно ориентированного обучения

Активизация учебно-воспитательной деятельности обучающихся в системе личностно ориентированного обучения

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация учебно-воспитательной деятельности обучающихся в системе личностно ориентированного обучения

Особенности настоящего времени требуют от современной школы значительных перемен. Чтобы найти своё место в жизни, быть успешным. активно усвоить свои жизненные и социальные роли, современный выпускник должен владеть такими качествами и умениями: быть гибким, быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, использовать свои знания для решения жизненных проблем, быть коммуникабельным, получать нужную информацию, анализировать её, принимать взвешенные решения, внимательно относиться к собственному здоровью, быть ответственным за своё будущее и достижение жизненного успеха.

В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задание образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умения оперировать полученными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. В данный период, когда развитие науки и техники происходит очень быстро, когда делаются все новые и новые открытия, когда появляются неизвестные ранее отрасли науки, техники, экономики; когда невозможно определить всю совокупность знаний, которыми должно владеть поколение сегодняшних школьников, исключительное значение приобретает проблема подготовки обучающихся к самостоятельному овладению новыми знаниями, к изучению профильной литературы.

Работая над проблемой «Активизация учебно-воспитательной деятельности обучающихся в системе личностно ориентированного обучения», я вижу перед собой педагогическую проблему, требующую поиска эффективных методов и приёмов обучения, которые активизировали бы школьников и стимулировали бы самостоятельное добывание знаний. Это стало моим основным принципом педагогической деятельности. Опыт показывает, что качественно сконструированный урок является самым важным элементом учебного процесса. Поэтому, составляя план урока, большое внимание я уделяю постановке целей: учебных, развивающих и воспитательных.

Помогают достигать цели такие психолого-педагогические аспекты:

̶ создание атмосферы заинтересованности каждого к предмету;

̶ стимулирование обучающихся к смелому выражению собственного мнения, решению задач без страха ошибиться;

̶ поддержание у школьников стремления находить свой способ решения заданий, желания анализировать как свою так и коллективную деятельность;

̶ активизация учебной деятельности детей путем создания проблемных ситуаций, при которых каждый из обучающихся имеет возможность проявить инициативу и самостоятельность;

̶ использование разных интерактивных форм и методов работы: работы в парах, в группах, игры, дискуссии, круг идей, мозговой штурм, микрофон, аквариум и т. д.

В частности, на каждом уроке я решаю три основные задачи:

• достигает поставленные цели,

• добивается усвоения теоретического и практического материалов;

• определяет предварительно основные содержательные линии темы урока.

Во время изучения нового материала я использую разные формы организации работы. Отдаю преимущество коллективной форме, при которой изучение нового материала происходит в процессе активного обсуждения, решения заданий общими усилиями, формирования соответствующих научных выводов.

Активизации познавательной деятельности обучающихся помогает создание проблемной ситуации. Атмосфера коллективного поиска и обдумывание решения общего для всех учебного задания, благодаря психологической детонации, заинтересовывает большинство обучающихся, уменьшает количество безразличных.

Я стараюсь создать на уроке благоприятные условия для приобретения каждым школьником собственного личностного опыта. Преимущество отдаю стимулированию, активизации, поддержке учебно-воспитательной деятельности обучающегося.

Большую роль в своей работе я отвожу дифференциации и индивидуализации учебного процесса, личностно ориентированному подходу в процессе преподавания. Реализация индивидуального подхода дает возможность проводить достаточную подготовку с обучающимися разного уровня компетентности. Практически не «теряется» ни одаренный ребенок, ни ребенок, не имеющий развитых математических способностей. Неотъемлемой составляющей такой работы является любовь к детям, изучение круга их интересов, потенциала их деятельности, ведь формируется личность ребенка по мере того, как учитель руководит ее деятельностью.

Для повышения познавательной активности я использую различные формы работы, в частности, больше внимания уделяю самопроверке обучающимися классных и домашних работ. Это развивает критическое мышление школьника, поскольку прозрачность объективной проверки будет обязательно проявлена в учебном процессе. Такие приемы очень нравятся детям, они начинают верить в себя, постепенно освобождаясь от страха. Роль самопроверки оценить трудно, но результативность подтверждается экспериментом. Важна также и ее воспитательная функция ̶ содействие выработке таких черт характера, как силы воли, стремления к знаниям, чувства самодостаточности и уверенности в себе.

Одним из способов совершенствования организации преподавания математики является использование циклов разноуровневых задач. (Приложение № 1) Циклы начинаются с задач-компонентов, которые предлагаются для решения с учетом уровня знаний и возможностей каждого. Улучшается динамика математического развития класса в целом: возникает возможность слабых учащихся вывести на уровень, который позволяет решать задачи, а сильных ̶ стимулировать к самостоятельному творческому поиску.

Использование целого цикла задач целенаправленно создает учебные ситуации, в которых школьники способны к самооценке и активности. От урока к уроку обучающийся «продвигается» в своих знаниях, что оценивается коллективом класса и учителем. Зная материал, ученик имеет желание отвечать, а учитель обязан не упустить этот момент ̶ увидеть это желание и вовремя его поддержать. Поэтому я даю возможность высказаться каждому: дети рассказывают материал друг другу, и каждый из них бывает слушателем, докладчиком в системе «учащийся-учащийся». Одновременно не допускаю такого положения, когда невозможность ответить для обучающегося, достигшего продвижения вперед в своих знаниях, становится одной из причин снижения познавательного интереса к предмету, проявления скуки или недисциплинированности на уроке.

Чтобы развивать творческие способности обучающихся, последовательно и систематически включаю их в самостоятельную познавательную деятельность «мозговая атака». Использую новые формы проведения занятий ̶ уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-лекции. (Приложение № 2) Часто на уроке использую историческую справку, подготовленную обучающимся или самим учителем.

Обязательно связываю тему предыдущего и следующего урока, ведь мотивация учения активизирует мыслительный процесс восприятия нового. Стремлюсь добиться, чтоб процесс изучения математики приносил ребенку больше положительных эмоций и способствовал формированию у него интереса к этому предмету. Для решения этой проблемы провожу как традиционные, так и нетрадиционные уроки, которые условно называют «уроки-сказки, путешествия, лабиринты», конкурсы, деловые игры и т. д. Подбор интересных заданий постепенно и незаметно вовлекают практически каждого ребенка в процесс познания.

Управляемые учебные и диагностические самостоятельные работы в значительной мере повышают интерес обучающихся к учебной деятельности. (Приложение № 3) Ведь они не просто выполняют действия или решают уравнения, им необходимо еще разгадать «секрет», подготовленный учителем для них, и одновременно получить как можно более высокую оценку за свой труд. Такие работы способствуют формированию навыков самоконтроля и самооценки, стимулируют познавательную деятельность школьников, и в результате ̶ обеспечивают качественное закрепление практических умений.

Сложный момент возникает на уроке тогда, когда один ученик решает задачу возле доски, а остальные ̶ в тетрадях. Такая работа не требует от класса умственных усилий. Поэтому я использую тыльную сторону доски так, чтобы записей не было видно, и ученики за партами были вынуждены выполнять задание самостоятельно. После окончания работы записи на доске демонстрируются всем, чтобы можно было проверить правильность своей работы. В это время учитель имеет возможность корректировать работу ученика начального уровня компетентности и проверить задание способного ученика.

Развитию памяти, внимания, сосредоточенности и т. д. способствует устный счет, поэтому на каждом уроке предлагаю минутную разминку. (Приложение № 4) Умение хорошо устно считать ̶ одно из условий успешного обучения математике. Важное значение при этом имеют правильно подобранные устные упражнения, являющиеся главным способом активизации умственной деятельности обучающихся. Кроме этого устные задания мобилизуют их деятельность, захватывают своей простотой даже обучающихся начального уровня компетентности.

В своей работе я использую два вида устного счета: устные (слуховые) упражнения и полуустные (зрительно-слуховые), когда задание записываются на доске или зачитываются с учебника. Устный счет провожу так, чтобы учащиеся воспринимали его как интересную игру, начиная с легкого, постепенно приближаюсь к более сложным заданиям. Ученики в это время внимательно следят за ответами друг друга.

Также важную роль в активизации познавательной деятельности учащихся оказывает внеклассная работа, в частности факультативные и групповые занятия, например хорошо подготовленные "Недели математики". Такие мероприятия приводят к воспитанию учеников, расширяют и углубляют полученные на уроках знания, показывают пути их использования на практике, помогают войти в мир технической, научной, компьютерной идеи.

Действенно во время недель математики проводить такие мероприятия: "Лучший математик", "Конкурс находчивых математиков", "Первый миллион", "Счастливый случай" и др. (Приложение №5) Аргументированное убеждение учеников в том, что математика нужна всем и что она дает очень многое для общего развития личности, приучает учеников логически мыслить, кратко и последовательно выражать свою мысль. А то, что математика важна даже для тех выпускников, которые готовят себя к работе по гуманитарным профессиям, не перестает удивлять школьников. Для этого имею большой запас фактов, которые свидетельствуют о том, что математика и поэзия - давние союзники. (Приложение №6) "Чем более математическим является дар поэта - тем он талантливее", - писал Эдгар По.

Необходимым объективным условием развития индивидуальных творческих способностей и научно-познавательной активности учеников на уроках математики считаю обогащение их яркими впечатлениями через непосредственно участие в разнообразных играх, конкурсах, соревнованиях и т.д. Готовясь к уроку, продумываю все его составляющие, строю его целостным, завершенным и в то же время делаю урок органичной составляющей выученной темы. Моё кредо: сделать все, чтобы зажечь огонек познания, пробудить интерес к математике, ведь Д. Пойа считал "Математика интересна тогда, когда питает нашу находчивость и способность мыслить".

Урок математики способствует формированию у школьников умений применять знания на практике, работать с желанием, самостоятельно сравнивать "сегодняшние" успехи с "вчерашними".



© 2010-2022