Конспект урока по математике на тему Действия с десятичными дробями (5 класс)

Уроки по теме «Десятичные дроби» в соответствии с рабочей программой по курсу «Математика», в среднем звене обучения проводятся с 5-го класса. Данный урок не традиционный по форме, по структуре - авторский, по содержанию соответствует УМК- Н.Я. Виленкина «Математика». Дело в том, что учащиеся получают знания и умения по теме «Десятичные дроби», но не особо представляют, где и как в жизни можно применять эти знания. И в результате ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 5 классе

Подготовила учитель математики МБОУ «Многопрофильная гимназия г.Лагани»

Зайкина А.В.



Тема урока: «Действия с десятичными дробями».

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление умений учащихся читать десятичные дроби, сравнивать, складывать и вычитать и систематизация знаний учащихся по теме: «Действия с десятичными дробями».

  • Воспитательные:воспитание любви к предмету, чувства ответственности, патриотизма, умение сопереживать, потребности оказания помощи товарищу; воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели; воспитывать любовь к спорту.

  • Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, приобщение их к творчеству; развитие логического мышления.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями, ноутбук.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд1: тема урока

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число…, классная работа. Тема урока «Действия с десятичными дробями. Закрепление». Сегодня на уроке мы с вами закрепим умения округлять, умножать и делить десятичные дроби на натуральное число, умножать десятичные дроби, а так же повторим сложение и вычитание десятичных дробей. Наша задача выяснить, нужна ли математика спортсмену. Для этого мы с вами совершим волшебное путешествие в мир математики и спорта. Угадайте, куда мы сегодня с вами отправимся?

Слайд2: видеоролик «открытие олимпиады»

? Куда мы сегодня с вами отправимся?

(ответы детей)

Учитель: верно, это Сочи! Итак! Приглашаю вас поучаствовать в спортивно-математических олимпийских играх «Сочи 2014».

В наших соревнованиях принимают участие три команды:

Слайд 3:

  1. Шорт-трек- вид конькобежного спорта. В соревнованиях участвуют несколько спортсменов, одновременно катающихся по ледовой дорожке .

  2. Бобслей - зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор на управляемых санях - бобах.

  3. Биатлон - зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Принято, что к соревнованию человек готовится и свой день начинает с зарядки, т. е. с разминки. И как настоящие спортсмены проведем разминку и мы.

Слайд 4: разминка.

  1. 218,7 × 0.1 = 21,8˼7 ≈ 21,9

Правило:

  • умножить число на 0.1; 0,01; 0,001 то же самое, что разделить его на 10, 100, 1000. Для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей стоит перед единицей в множителе.

Правило округления:

  • если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5,6,7,8 или 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.

  • если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 0,1,2,3 или 4, то стоящую перед ней цифру оставляют без изменения.

  1. 1,2882 × 100 = 128˼,82 ≈ 129

  2. 203,6 × 0,01 = 2,03˼6 ≈ 2,04

  3. 0,094 × 1000 = 9˼4 ≈ 90

Правило:

  • чтобы умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000, надо перенести в ней запятую вправо на столько цифр, сколько в делителе стоит нулей перед единицей.



  1. Конкурс I.

Учитель: Ну а теперь можно и соревноваться.

Слайд 5: видеоролик «Спуск с горы на лыжах, Виктор Вайлд»

Узнаете спортсмена? Кто это? (ответы детей) Да, верно, это Виктор Вайлд-золотой призер в своей дисциплине. Ваша задача расшифровать, как называется дисциплина, в которой состязался Виктор Вайлд. Для этого вам надо открыть учебник на странице 215, №1397 и найти значения выражений (а, б, в, г, д, е), каждое из которых соответствует определенной букве. Решаете в тетрадях. Команда, которая закончит работу, поднимает руку.

У доски: 1ученик: №1397(а, б); 2ученик: №1397(в, г); 3ученик: №1397(д, е).

Ответы:

№1397:

а) 30; С

б) 274,56; Л

в)362,6; А

г) 98,28; Л

д)0,736; О

е)0,925; М

Правило:

  • Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: 1) выполнить умножение не обращая внимания на запятые; 2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

Слайд 6: ключ

Учитель: Ключ вы видите на слайде. Из полученных букв сложите слово. (находим нужные буквы, складываем слово)

Давайте проверим, правильно ли вы расшифровали слово.

Слайд 7: Проверка. Ответ: СЛАЛОМ

(Оценка каждой команды по 5-ти бальной системе)

Учитель: Верно, вы справились с заданием. Дисциплина, в которой выступал Виктор Вайлд, называется слалом.

  1. Конкурс II.

Слайд 8: фото дистанции спуска с горы (слалом)

Слалом - это спуск с горы на лыжах по трассе длиной 450 - 500 м, размеченной воротами. Ширина ворот 3,5 м., расстояние между ними от 0,7-15 м. Перепад высот между стартом и финишем 60 - 150 м .Как видно на слайде трасса представляет собой- ломаную, состоящую из отрезков. Ваша задача найти длину части трассы, состоящую из трех отрезков МN, NК и КЕ. Известно, что отрезок КЕ=12,58м. и он больше отрезка NК в 4 раза и меньше отрезка МN в 3 раза. Более внимательно задачу вы можете прочитать в карточке. Решение записать в тетрадь, чья команда выполнит быстрее, поднимает руку.

1ученик: решает задачу у доски. (сверка ответов)

Решение: 1) 12,58 ꞉ 4 = 3,145; 2) 12,58 × 3 = 37,74; 3) 12,58 + 3,145 = 15,725 + 37,74 = 53,465(км)-длина части трассы

Выставление оценок командам.

  1. Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 - все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.


  1. Слайд 9: фото «туман в Сочи.»

Учитель: Что-то случилось? Нелетная погода, на Сочи опустился туман, и у нас с вами есть свободный от спорта день. Мы не будем терять время в пустую сходим в библиотеку в олимпийской деревне

Слайд 10: Виленкин Наум Яковлевич-фото

Отгадайте, о ком идет речь? Советский математик, автор школьных учебников, популяризатор математики, а так же автор учебника по которому занимаетесь вы. …(Виленкин Наум Яковлевич)

? А что вы знаете о Виленкине Науме Яковлевиче?

Доклад ученика:Виленкин Наум Яковлевич.-один из авторов нашего учебника..Математик. доктор физико-математических наук, профессор.Он много внимания уделяет математическому образованию в нашей стране. Соавтор школьных учебников по математике для 4-го и 5-го классов, по алгебре для 9-10-го классов .

Учитель: Спасибо за интересный рассказ.

Слайд 10: Пюрвя Мучкаевич Эрдниев-фото.

Отгадайте, о ком пойдет речь. Этот человек наш с вами земляк, профессор, Заслуженный деятель науки Калмыкии и России . "Укрупнение дидактических единиц его технология обучения" Его имя? … (Пюрвя Мучкаевич Эрдниев )

? А что вы знаете о Пюрве Мучкаевиче?

Доклад ученика: Эрдниев Пюрвя Мучкаевич-педагог, математик. Доктор педагогических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны Удостоен премии Президента Российской Федерации за технологию математического образования УДЕ. Живет и работает в городе Элисте.

  1. Конкурс III.

Вот и рассеялся туман, видимость отличная,и мы отправляемся с вами на скоростной спуск горных лыж среди мужчин.

Слайд 11: видеоролик

Учитель: Как вы убедились, для спортсмена важна каждая секунда. Они до точности отрабатывают свои действия, применяя знания десятичных дробей, т. к. от расчетов зависит их скорость.

Решите задачу: Скорость лыжника в момент скоростного спуска против ветра составляет 135,5 км/ч. Скорость встречного ветра 3,8 км/ч.. Какова будет скорость лыжника, если ветер попутный

. Решение записать в тетрадь. Чья команда выполнит быстрее, поднимает руку.

У доски 1ученик: (решение задачи ученик выносит на интерактивную доску)

Решение: 1) 135,5 + 3,8 = 139,3(км/ч)-собственная скорость лыжника; 2) 139,3 + 3,8 = 143,1(км/ч) -скорость лыжника , если ветер попутный.

А сейчас составьте обратную задачу. (условие и решение учащиеся проговаривают устно)

Вы видите, как важны знания математики для спортсмена, для достижения им высоких результатов.

Оценки за конкурс.

  1. Конкурс IV.

Ну а теперь эстафета. Откройте учебник на стр. 216, №1405 ( а, б, г). Упростите выражения. Кто вперед.

(команда, упростившая выражения первой сообщает и записывает на доске ответы, остальные проверяют)

Ответы: а) 1,2x + 3,8x ̶ 2,7x = 2,3x; б) 4,5y ̶ 2,3у + 1,6у = 3,8у; г) 8,3k - 4,3k + 1,6k = 5,6k.

(если время в запасе есть, предложить учащимся найти значение а) если x = 8,2(2,3 ×8,2 = 18,86; б) если у = 0,7(3,8 × 0,7 = 2,66); г) если k = 3,7(5,6 × 3,7 = 20,72)), посчитать как дополнительный бал за скорость.

Учитель: Подведем итоги. (Выставление оценок командам, подсчет баллов и выявление победителя).

Слайд 12: фейерверк для победителя.

Учитель: Этот сочинский салют и в честь вас. Сегодня, вы поработали, на отлично и это будет вашим первым шагом к будущей олимпиаде. (д/з учитель записывает на доске заранее) Дома вам предстоит готовиться к следующим олимпийским играм и для этого вам необходимо выполнить упражнения №1440 - упростить выражение и найти его значение и №1435 - задача на движение.

  1. Рефлексия:

Слайд 13: «закрытие олимпиады»

Учитель: Вот и подошли к концу наши с вами олимпийские игры, и теперь пройдя через спортивно-математические состязания, нам с вами есть о чем рассказать друг другу.

Что было интересным?

Что закрепили?

И ответьте на главный вопрос: нужна ли спортсмену математика?

(ответы учащихся)

Объявляются оценки учащихся

Заключительное слово: И напоследок, хочу вам пожелать «Мышление начинается с удивления», заметил 2500 лет назад Аристотель. Так вот, удивляйтесь почаще. Спасибо за внимание, урок окончен.

© 2010-2022