- Преподавателю
- Математика
- Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю
Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зубрилина М.С. |
Дата | 24.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по алгебре для 7 «Б» класса на тему: «Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю».
Цель урока:
- образовательная: познакомить учащихся с правилом приведения алгебраических робей к общему знаменателю, повторив при этом правило приведения обыкновенных дробей, научить учащихся решать простейшие задачи с использованием данного правила.
- развивающая: развитие внимания, памяти, наблюдательности
- воспитательная: воспитание аккуратности, настойчивости, умения работать в коллективе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Требования к ЗУН:
Учащиеся должны знать:
- определение алгебраических дробей.
- правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
- правило приведения обыкновенных дробей к общему знаменателю.
Учащиеся должны уметь:
- приводить алгебраическую дробь к общему знаменателю.
- применять правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
Оборудование: чертежные инструменты.
Литература:
-
Алимов Ш. А., Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. : «Алгебра» учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений: Просвещение, 2006 - 2007 г.
-
Саранцев Г. И. «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов» М.: Просвещение, 2002 - 224с.
План урока
-
Организационный момент (3 мин.)
-
Актуализация знаний (8 мин.)
-
Объяснение нового материала (13 мин.)
-
Закрепление изученного материала (18 мин.)
-
Подведение итогов и Д/З. (3 мин.)
Ход урока
Организационный момент.
1. Запись на доске.
Число. Классная работа. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.
Приветствие учителем учащихся, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, проверка посещаемости.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Откройте все свои тетради, запишите число, классная работа и новую тему, которая называется «Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю». Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте с Вами вспомним: Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?
Ученик: 1) Вынесение общего множителя за скобки.
2) Способ группировки
3) С помощью формул сокращенного умножения.
Учитель: Правильно. Теперь представьте следующие выражения в виде произведения, т.е. разложите многочлены на множители.
Запись на доске:
а) 16 - б) в)
Учитель: Каким способом нужно разложить 1-й многочлен?
Ученик: Используя формулу разности квадратов, разложим данный многочлен по формуле и получим 16 - = (4-m)(4+m).
Учитель: Каким способом нужно разложить 2-й многочлен?
Ученик: Вынесением общего множителя за скобки. Вынесем за скобки, и используя формулу разности квадратов, оставшийся многочлен по формуле и получим () = (x-2)(x+2).
Учитель: Каким способом нужно разложить 3-й многочлен?
Ученик: Вынесением общего множителя за скобки и используя формулу разности квадратов получим.
= (-1) = (-1)( +1) = (+1)( -1)( +1) =
= (+1)( +1)(а-1)(а+1)
Учитель: Верно. Теперь давайте вспомним , как сокращаются дроби?
Запись на доске и в тетрадях.
а) ; б)
Учитель: Какие дроби записаны на доске?
Ученик: Алгебраические дроби.
Учитель: Посмотрите внимательна на первую дробь и скажите, можем ли мы преобразовать числитель?
Ученик: Да, можем, в числителе разность квадратов. Разложим числитель и получим.
Запись на доске и в тетрадях. ( Ученик выходит к доске и делает записи)
=
Учитель: Правильно. Давайте сократим следующую алгебраическую дробь. Можно ли преобразовать числитель данной дроби?
Ученик: Да, можем, в числителе можно вынести общий множитель 3 и получим.
Запись на доске и в тетрадях ( Ученик выходит к доске и делает записи)
= =
Учитель: Правильно. Давайте с Вами вспомним, что называется наименьшим общим кратным натуральных чисел?
Ученик: Наименьшим общим кратным натуральных чисел называется наименьшее натуральное число, которое делится на каждое из данных чисел.
Учитель: Правильно. Какое наименьшее общее кратное у данных чисел и почему?
Запись на доске
а) 4, 7 и 2; б) 3 и 7
Ученик: Наименьшим общим кратным 4, 7 и 2 будет число 28, т.к 28 наименьшее натуральное число, которое делится на 4, 7 и 2.
Учитель: Правильно. А какое наименьшее общее кратное у чисел 3 и 7, и почему?
Ученик: Наименьшим общим кратным 3 и 7 будет число 21, т.к 21 наименьшее натуральное число, которое делится на 3 и 7.
Учитель: Правильно. Теперь вспомним, как привести к общему знаменателю обыкновенные дроби?
Ученик: 1) Найдем наименьшее общее кратное знаменателей данных дробей, оно и будет общим знаменателем.
2) Найдем для каждой дроби дополнительный множитель. Для этого разделим общий знаменатель на знаменатель данных дробей.
3) Умножим числитель, и знаменатель каждой дроби на дополнительный множитель.
Учитель: Приведите к знаменателю 12 обыкновенные дроби
а) б)
Запись на доске и в тетрадях. (Ученик выходит к доске и по правилу делает записи, приводит обыкновенные дроби к общему знаменателю, остальные учащиеся делают записи в тетрадях.)
а)
б)
Учитель: Правильно.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о приведении алгебраических дробей к общему знаменателю.
Как известно, выражение вида называется алгебраической дробью, где а - числитель, а b - знаменатель, где и a и b являются алгебраическими выражениями.
Выполним следующее задание: привести алгебраическую дробь к знаменателю .
Запись на доске.
к знаменателю .
Учитель: Как мы будем приводить к общему знаменателю?
Ученик: Разделив на знаменатель , найдем дополнительный множитель, им будет 2b и умножим его на числитель и знаменатель данной дроби. Получим.
Запись на доске и в тетрадях.
*=.
Учитель: Следующий пример. Привести к общему знаменателю
Запись на доске.
и .
Учитель: Какой общий знаменатель данных дробей?
Ученик: Общий знаменатель данных дробей , т.к. на него делятся оба знаменателя.
Учитель: Какой дополнительный множитель для 1-й дроби и для 2-ой дроби?
Ученик: Дополнительный множитель для 1-й дроби будет 2b, а для 2-ой - a.
Запись на доске и в тетрадях.
= .
= .
Учитель: Запишите в своих тетрадях правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
Запись в тетрадях.
-
Найти общий знаменатель данных дробей.
-
Для каждой дроби найти дополнительный множитель.
-
Умножить числитель каждой дроби на дополнительный множитель.
-
Записать каждую дробь с найденным числителем и общим знаменателем.
4. Закрепление изученного материала.
Учитель: У кого есть ко мне какие-нибудь вопросы? Кому что не понятно? Если нет вопросов, то закрепим изученную тему и перейдем к решению задач. На сегодняшнем уроке мы выполним следующие задания:
Запись на доске.
№451 (устно), №452 (1,3), №453 (1,3), №454(1,3), №455(1,3).
№451
1) и , 2) и 3) и 4) и
Ученик: Общий знаменатель 6. Разделим его на знаменатель первой и второй дроби, найдем дополнительный множитель. Получим.
=; =.
Учитель: Правильно.
Оставшиеся примеры ученики выполняют аналогично, объясняя решение учителю.
Учитель: Следующий номер №452 (1,3).
Учитель вызывает учащихся к доске.
Запись на доске и в тетрадях:
1) и .
Ученик: Общий знаменатель - ab. Разделим его на знаменатель первой и второй дроби. Найдем дополнительный множитель и умножим на него числители первой и второй дроби. Получим
1) =; =.
Для решения оставшихся примеров учитель по очереди вызывает учащихся к доске, они решают примеры объясняя свое решение.
5. Подведение итогов и Д/З
Учитель: А сейчас давайте подведем итоги нашего урока. Сформулируйте правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю.
Ученик: Для того, чтобы привести алгебраические дроби к общему знаменателю необходимо:
-
Найти общий знаменатель данных дробей.
-
Для каждой дроби найти дополнительный множитель.
-
Умножить числитель каждой дроби на дополнительный множитель.
-
Записать каждую дробь с найденным числителем и общим знаменателем.
Учитель: Правильно. Откройте дневники и запишите задание на дом.
Запись на доске и в дневниках.
§25 (прочитать, выучить правило) №452 (2,4), №453 (2,4), №454(2,4), №455(2,4).
Учитель: За активную работу на уроке, я ставлю следующие отметки …
На этом урок окончен, можете быть свободны.
6