Элективный курс Математический практикум

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математи...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Спасская средняя общеобразовательная школа»

Томского района



Рассмотрено на заседании

МО учителей математики

Руководитель МО

________ _____________

Протокол №_1_ от

«02» сентября 2014 г.


«Согласовано»

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________ О.П.Герман

«02» сентября 2014 г.


«Утверждаю»

директор МАОУ «Спасская СОШ» Томского района

______________В.И.Сушилова

Приказ № 108-ос от

«03» сентября 2014 г.




Рабочая программа

элективного курса

«Математический практикум»


(9 класс - 1 ч. в неделю)








Петухова Людмила Владимировна,

учитель математики











п. Синий Утес

2014 год


Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

Настоящая программа разработана для учащихся 9 классов общеобразовательных средних школ, собирающихся успешно пройти ГИА и продолжить обучение на физико-математическом или техническом профиле.

Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по математике. Курс помогает вспомнить и систематизировать знания, полученные в среднем звене, а также существенно углубить знания по некоторым вопросам.

Данный курс позволяет овладеть эффективными (не всегда стандартными) методами решения наиболее «проблемных» тем алгебры и геометрии. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных. Задача курса - углубленное повторение и расширение знаний по предмету.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, практическая работа, тестовые задания в сочетании индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки.

Цели элективного курса:

  • обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для продолжения обучения на физико-математическом или технологическом профиле;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;

  • углубленное повторение курса алгебры для успешного прохождения ГИА.

Задачи:

  • повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;

  • расширить знания по отдельным темам курса Алгебра 5-9 класс и Геометрия 7-9 класс;

  • выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что обучающиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

    • самоконтроль времени выполнения заданий;

    • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

    • прикидка границ результатов;

    • прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий до заданий повышенной сложности;

  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение, расширение и углубление следующих разделов алгебры и геометрии:

  • Выражения и их преобразования

  • Функции

  • Уравнения и системы уравнений

  • Неравенства

  • Текстовые задачи

  • Проценты

  • Геометрия

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 30-45 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет обучающимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися самостоятельных и тестовых работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации обучающихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения обучающихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в форме тестирования.

Содержание программы курса

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 3. Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 4. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 5. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 6. Текстовые задачи

.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 7. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 8. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 9. Проценты

Решение задач на проценты. Сложный процент.

Тема 10. Геометрия

Параллельные прямые. Треугольник. Четырехугольник. Подобие. Окружность.

Тема 11. Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА

Решение задач из контрольно измерительных материалов для ГИА.


Список литературы:


  1. ГИА-2014: Экзамен в новой форме: Алгебра 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. - М.: ACT: Астрель, 2014.

  2. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов -на-Дону: Легион-М. 2014.

  3. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 20014.

  4. ГИА 3000 задач с ответами. Под редакцией А.Л.Семенова. Издательство «Экзамен», 2013 г.

  5. sdamgia.ru/tes


Приложение 1

к рабочей программе элективного курса

«Математический практикум»

9 класс, 1 час в неделю

Учебно-тематический план


п/п

Дата

план/ факт

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1


Числа и выражения.
Преобразование выражений

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычислительных навыков.
Развитие навыков тождественных преобразований.

2


Функции

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Семинар, групповая работа, тестирование

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

3


Уравнения.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинированный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

4


Системы уравнений.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах, тестирование

Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

5


Неравенства.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

6


Текстовые задачи.

4 ч.

0,5 ч

3,5 ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

7


Уравнения и неравенства с модулем.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, работа в парах

Овладение умениями решать уравнения, содержащие знак модуля различных видов, различными способами.

8


Уравнения и неравенства с параметром.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

9


Проценты

3 ч.

0,5ч

2,5ч

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами.

10


Геометрия

4ч.

0,5 ч.

3,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать геометрические задачи различных видов, различными способами.

11


Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА

4ч.

-

3 ч.

Индивидуальная работа Тестирование

Пробный экзамен

Умение работать с полным объемом КИМов ГИА



Итого

34ч


© 2010-2022