- Преподавателю
- Математика
- Организация дифференцируемого процесса обучения на уроках математики в ОСОШ
Организация дифференцируемого процесса обучения на уроках математики в ОСОШ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревизникова Т.В. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Организация дифференцируемого процесса обучения на уроках математики в ОСОШ
(на примере выпускных классов ОСОШ №77)
-
Дифференциация в организации структуры учебного процесса.
Классно-видовая структура и распределение часов (в неделю) в выпускных классах имеют следующий вид:
- 11 «д» - ускоренное обучение (10-11), дневной режим посещения и
- 11 «е» - ускоренное обучение (10-11), вечерний режим посещения
алгебра и начала анализа I п/г (10кл.) 3 часа II п/г (11кл.) - 3 часа,
геометрия I п/г (10кл.) 1 час II п/г (11кл.) - 2 часа, консультационно-зачетные уроки (КЗУ) - 1 час;
- 12 «а» - очная форма получения общего образования, дневной режим посещения:
алгебра и начала анализа - 1 час,
геометрия - 1 час, практикум по математике - 2 часа,
консультационно-зачетные уроки (КЗУ) - 1 час;
- 12 «б» - очная форма получения общего образования, вечерний режим посещения:
алгебра и начала анализа - 1 час,
геометрия - 1 час,
практикум по математике - 2 часа,
консультационно-зачетные уроки (КЗУ) - 1 час;
- 12 «в» - заочная форма получения общего образования, вечерний режим посещения:
алгебра и начала анализа - 1 час,
геометрия - 1 час,
консультационно-зачетные уроки (КЗУ) - 1 час;
(предусмотрена возможность открытия группы 12 «г» с дневным режимом посещения);
- 12 ИО - индивидуальное обучение:
алгебра и начала анализа - 1 час,
геометрия - 1 час;
- 12 «э1» - экстернат внутренний: по программе подготовки экстернов;
- 12 «э2» - экстернат внешний (техникум):
подготовка к ЕГЭ по расписанию группы выходного дня - 2 часа.
При реализации очной формы получения общего образования учебный план открытой школы предусматривает введение практикума.
Введение в учебный план практикума дает возможность более детальной проработки учебного материала, позволяет освоить пропущенные или трудно дающиеся темы, проходимые на уроках, ликвидировать пробелы в знаниях учебного материала прошлых лет, лучше подготовиться к ЕГЭ.
Учебным планом открытой школы так же предусматривается наличие консультационно-зачетных уроков (КЗУ), на которых используются различные виды групповых и индивидуальных консультаций, направленных на адаптацию учащихся к учебе в непривычных для них условиях, повышению мотивации к учению, реализацию образовательных требований базового и повышенного уровня.
12«э2» класс образуют учащиеся Гуманитарного техникума экономики и права. Занятия проводятся в выходные дни (группа выходного дня) согласно расписанию и по договоренности с учителями - предметниками.
2. Дифференциация в организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
С точки зрения дифференциации в организации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо рассмотреть зачётную систему. Основой организации учебного процесса является зачетная система, при которой основной контролируемой единицей обучения становится не урок, а зачетный блок. Целесообразность подачи материала не мелкими дозами, а крупными блоками связана с процессами усвоения. В крупном блоке легче установить логические связи, удобнее выделить ведущую мысль и донести ее до сознания учащихся. Внутри такого зачетного блока выделяются групповые консультации, которые дополняются индивидуальными, изучение блока завершается зачетом.
Такая организация учебного процесса создает благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Этот подход отражен в тематическом планировании, которое разработано на основе учебных программ, соответствующих обязательному содержанию образования и соответствуют учебному плану вечерней школы.
Тематическое планирование, выделение зачетных периодов, сроки контрольных работ и зачетов по каждому 12 классу приведены в приложении (см. приложение 1 и 2). Тематическое планирование для классов ускоренного обучения 10-11 также приведены в приложении (см. приложение 3).
Иначе говоря, весь материал учебного предмета предъявляется учащимся в структуре блоков, по каждому из которых каждый учащийся в конечном итоге должен получить отметку «Зачтено». После этого она может быть переведена в пятибалльную систему. (При так называемом дифференцированном зачете).
Формирование учебных групп разного темпа обучения.
Весьма специфично выстраивается учебный процесс открытой школы по темпу обучения. Требование «строить обучение в таком темпе, который исключал бы явления неоправданного повторения, топтания на месте, а позволял быстро устанавливать связи между отдельными элементами учебного материала, систематизировать и обобщать знания» предполагает в принципе единый темп обучения, базирующийся на относительной однородности контингента учащихся. Имея дело с весьма пестрой дидактической запущенностью, различным возрастом и социальным опытом своих учащихся, ОСОШ нарушает одно из главных положений классно-урочной системы и предлагает обучение в различном темпе. При этом формирование учебных групп разного темпа обучения происходит с учетом специфики подготовленности учащихся, развитости учебно-познавательных способностей и мотивов учебной деятельности.
В этом подходе, в частности, открытая (сменная) общеобразовательная школа реализует особенности своего видения еще одного классического требования - необходимости «дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебной подготовленности».
В 10-ых и 11-ых классах нашей ОСОШ №77 традиционно формируются группы ускоренного обучения. Учащиеся таких групп имеют возможность заниматься в ускоренном темпе, готовясь к сдаче зачетов по темам 10-ого, 11-ого и начала 12-ого классов на уроках практикума, а также на консультационно-зачетных уроках (КЗУ).
Использование различных типов групповых консультаций на КЗУ.
1) Консультации при изучении каждого зачетного блока:
- вводные групповые консультации.
Проводятся в начале каждого зачетного раздела. Задача - познакомить учащихся с планом всей работы по зачетному разделу, рассказать о требованиях к знаниям по разделу, дать инструктаж: как работать с учебником, сборниками заданий, таблицами, справочным материалом, как лучше организовать свое время и использовать его для занятий, что делать, если приходится пропускать занятия.
Учащимся выдается «листок-памятка» (см. приложение 4), который дает представление о структуре и последовательности изучаемого материала, времени сдачи каждого зачетного раздела, материалах учебника по заданным темам, дополнительной учебной литературе (в том числе о сборниках для подготовки к ЕГЭ), домашних заданиях к каждой теме.
- групповые консультации по изучению нового материала.
Краткое его выборочное изложение. Задача - подготовить учащихся к восприятию нового материала, отобрать вопросы и задания для домашней самостоятельной работы. Материал может подаваться в форме объяснения, лекции, беседы, инструктажа.
Для реализации на консультациях используется «информационный раздаточный материал» (см. приложение 5). Это специальные карточки - помощь учащимся, позволяющая восстановить или обобщить необходимые знания. Каждая карточка посвящена отдельному фрагменту учебной теории. Они могут быть использованы при актуализации знаний материала предыдущих занятий, а также позволяют конкретному ученику в очень короткое время (если он пропустил занятие или несколько уроков), повторить учебный материал. Отсылать учащихся к учебнику, в данном случае нерационально, потому что им придется просмотреть, возможно, материал нескольких параграфов и выбрать необходимое. Это займет много времени. А в «информационном раздаточном материале» учебный материал тщательно отобран, разбит на самостоятельные блоки, наглядно оформлен в виде графической информации, таблиц. Применение «информационного раздаточного материала» в значительной степени облегчает учащимся процесс усвоения знаний, создает своеобразную зрительную опору для прочного запоминания.
- групповые консультации по выработке умений и навыков.
Главная задача - тщательно отобрать тематический материал разной сложности, учитывая уровень подготовленности учащихся. Основной вид деятельности - самостоятельная работа учащихся в сочетании с индивидуальной помощью учителя, учитывающего уровень подготовленности и способности. Этот вид работы позволяет каждому ученику совершенствовать свои знания, умения и навыки в необходимом для него темпе.
Самостоятельная работа учащихся, может использоваться в любой составляющей учебного цикла. Планируя самостоятельную работу учащихся на уроке и вне его, важно определить посильность (доступность) заданий в рамках учебной группы и в индивидуальных вариантах. Здесь на помощь приходит анализ уровня подготовленности учащихся и их психологических особенностей. Для определения уровня подготовленности учащихся используются результаты входного мониторинга, проведенных контрольных работ, текущего тестирования. Психологические особенности устанавливаются в результате беседы с самими учащимися и с их классным руководителем.
Дозировка самостоятельной работы обеспечивает необходимую успешность деятельности каждого ученика и сопутствующее восстановление учебной мотивации. По мере восстановления учебных навыков и ликвидации дидактической запущенности учитель ориентирует самостоятельную работу учащихся на освоение новых знаний и умений, отвечающих требованиям стандарта. Особое внимание уделяется демонстрации и усвоению учащимися образцов и алгоритмов самостоятельной работы в классе и вне класса.
Для формирования у учащихся основных умений и навыков используются «карточки самостоятельной работы» (см. приложение 6).
Задания дифференцированы по уровню сложности: только овладев базовыми знаниями и умениями, можно выполнять задания повышенной сложности. Применение «карточек самостоятельной работы» способствует поэтапному и дифференцированному устранению пробелов в знаниях и умениях отдельных учащихся. Для учащихся с большими пробелами в знаниях по данной теме применяется «раздаточный материал с образцами решений» (см. приложение 7).
Разнообразие заданий позволяет использовать карточки также при объяснении нового материала, проведении семинаров, и при организации самостоятельной работы учащихся дома (что имеет существенное значение в условиях работы с учащимися, пропускающими занятия).
- групповые консультации обобщения знаний.
Основная задача - систематизация и обобщение знаний, которые учащиеся приобретают в результате самостоятельной работы в классе и дома. Такая консультация необходима для подготовки к контрольной работе, зачету, тестированию. Форма проведения такой консультации может быть различной (беседа, семинар, устная проверка - опрос). Подготовка к такому занятию проводится индивидуально, парно, группой, что позволяет сократить время на его проведение и увеличить активность присутствующих.
Необходимо отметить, что главная цель групповых консультаций не в том, чтобы дать учащимся весь фактический материал курса, а в том, чтобы выработать у них навыки самостоятельной работы, способствовать активизации познавательной деятельности учащихся и подготовке их к дальнейшему самообразованию в ходе осуществления профессиональной деятельности.
2) Консультации групп ускоренного обучения.
На консультационно-зачетных уроках осуществляется помощь учащимся групп ускоренного обучения в изучении и сдаче материала 10 - 12 классов для перевода их во втором полугодии в выпускной класс. Используется весь раздаточный материал, используемый при изучении каждого зачетного блока, описанный выше. Учащиеся, успешно справившиеся со всем объемом учебного материала, переводятся в 12-ый класс.
С точки зрения дифференциации в организации контроля знаний обратимся к понятию «входной мониторинг».
Дидактическая запущенность - серьезный барьер для восстановления учебной деятельности. Она то и составляет первую заботу открытой школы, принимающей нового ученика после перерыва в учебе, после кризиса обучения в детской школе, или после того и другого, вместе взятых. На первой же стадии возобновления обучения (а, строго говоря, еще на подступах к нему) необходимо как можно более точно выявить характер и структуру запущенности и спланировать деятельность педагога и учащегося по ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
Опыт работы в ОСОШ показывает, что нередко в классах основной, а то и средней школы приходится иметь дело с учащимися, имеющими пробелы в знаниях даже за курс начальной школы (довольно типичны, к примеру, ошибки на применение таблицы умножения). При этом дидактическая запущенность всегда сугубо индивидуальна.
Процесс выявления реальных пробелов в структуре подготовки почти всегда связан с негативными эмоциями. Во-первых, выявляемый реальный уровень знаний и умений обычно оказывается гораздо ниже уровня самооценки учащихся. Во-вторых, неприятно сказывается публичный характер вскрытия недостатков, на которых ранее не сосредотачивалось внимание окружающих, да и самой личности. В-третьих, в связи со вскрытием реального объема и характера необходимой дополнительной работы в сфере повторения давно вроде бы изученного, ослабевает и без того невысокая мотивация к возобновлению учебной деятельности.
В практике вечерних и открытых школ для выявления дидактической запущенности учащихся производится диагностика школьных знаний и навыков, выявляются затруднения и их причины при выполнении различных заданий. Ведется наблюдение особенностей поведения учащегося. Определяются структура учебной запущенности и необходимые пути её устранения, уровень владения счета, решения задач, типичные затруднения и т.д.
Все остальное фиксируется и учитывается лишь попутно, по мере обнаружения и в силу реальных возможностей педагогов, не имеющих специальной подготовки в области коррекционной педагогики, но обладающих практическим опытом работы с такими учащимися.
Зачетная система учета и контроля.
Формы проведения зачетов определяются учителем и могут быть устными, письменными и комбинированными.
Осуществляя индивидуальный подход на зачете, необходимо большое внимание уделять контролю и учету знаний учащихся. Учащиеся на вводных групповых консультациях к зачету знакомятся с планированием материала по темам, сроками сдачи контрольных работ и зачета, требованиями к знаниям и умениям по данному разделу. Успешность работы по каждой теме зачетного раздела фиксируется учителем в «журнале зачетов».
Контроль предусматривает активную работу на групповых консультациях, выполнение контрольной работы, а также систематическое выполнение домашних заданий во всем темам зачетного раздела, на основании чего выставляется итоговая зачетная оценка.
Заполнение «журнала зачетов» позволяет дифференцированно проводить зачет. Зная о такой системе учета знаний, учащиеся своевременно отвечают устно, пишут контрольные работы, выполняют домашние задания. Оценка «Зачет» таким учащимся выставляется по результатам текущей успеваемости. После этого она может быть переведена в пятибалльную систему.
Учащиеся, плохо посещающие занятия, сдают устный зачет по всему материалу зачета. При подготовке к зачету учащиеся заранее могут ознакомиться с содержанием контрольных работ и зачетных вопросов. Для контроля знаний по определенным темам на зачете могут также использоваться «карточки самостоятельной работы» (см. приложение 6).
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
12 класс - алгебра и начала анализа 1ч, геометрия 1ч, практикум 2ч, КЗУ 1ч (в неделю)
12 заочная группа - алгебра и начала анализа 1ч, геометрия 1ч, КЗУ 1ч (в неделю)
№
п/п
Наименование и содержание раздела
Количество часов
Уроки
Контрольные работы или зачеты для заочных.групп
АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА 36 часов
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа 10 - 11.
1.
Обобщение понятия степени.
4
1 (вх. монит.)
1.1.
Корень n-ой степени и его свойства.
1.2.
Решение иррациональных уравнений.
2
1.3.
Степень с рациональным показателем.
1
2.
Показательная функция.
8
1 (конец ноября)
2.1.
Показательная функция.
2
2.2.
Решение показательных уравнений и неравенств.
4
2.3.
Решение систем уравнений, содержащих показательную функцию.
1
3.
Логарифмическая функция.
11
1 (конец февраля)
3.1.
Логарифмы и их свойства.
3
3.2.
Логарифмическая функция. Понятие об обратной функции.
2
3.3.
Решение логарифмических уравнений и неравенств.
4
3.4.
Решение систем уравнений, содержащих логарифмическую функцию.
1
4.
Производная показательной и логарифмической функции.
7
1 (конец марта)
4.1.
Производная и первообразная показательной функции. Исследование функций. Вычисление площадей.
3
4.2.
Производная логарифмической функции. Первообразная функции 1/х. Исследование функций. Вычисление площадей.
3
5.
Повторение курса алгебры и начал анализа. Подготовка к ЕГЭ.
6
ГЕОМЕТРИЯ 36 часов
Погорелов А.В. Геометрия 10-11.
1.
Повторение.
3
1 (вх. монит.)
1.1.
Многогранники. Фигуры вращения.
2
1.2.
Вписанные и описанные многогранники
1
2.
Объемы многогранников.
8
1 (сер. ноября)
2.1.
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем призмы.
3
2.2.
Объем пирамиды. Объем усеченной пирамиды.
3
2.3.
Объемы подобных тел.
1
3.
Объемы тел вращения.
9
1 (конец января)
3.1.
Объем цилиндра.
2
3.2.
Объем конуса, усеченного конуса.
2
3.3.
Объем шара, шарового сегмента, сектора. Решение задач.
4
4.
Поверхности тел вращения.
7
1 (конец марта)
4.1.
Площадь боковой поверхности цилиндра.
2
4.2.
Площадь боковой поверхности конуса.
2
.
Площадь сферы.
2
5.
Повторение курса стереометрии.
9
1 (май)
Приложение 2
ПРАКТИКУМ 72 часа Сборники МИОО и ФИПИ 2011 и 2012 годов для подготовки к ЕГЭ.
Рабочие тетради по математике «ЕГЭ 2011,ЕГЭ 2012».
1.
Задачи на составление уравнений (В13).
18
зачет
1.1.
Текстовые задачи на движение.
6
1.2.
Текстовые задачи на производительность
2
1.3.
Задачи на концентрацию, смеси, сплавы.
2
1.4.
Задачи на проценты, части, доли.
2
1.5.
Другие текстовые задачи.
6
2.
Задачи прикладного содержания (В12).
18
2.1.
Задачи, приводящие к линейным и квадратным уравнениям и неравенствам.
5
2.2.
Задачи, приводящие к степенным и тригонометрическим уравнениям и неравенствам.
4
2.3.
Задачи, приводящие к рациональным и иррациональным уравнениям и неравенствам.
5
2.4.
Задачи, приводящие к показательным и логарифмическим уравнениям и неравенствам.
4
3.
Задачи на объемы и площади поверхности пространственных фигур.
20
зачет
4.
Подготовка к ЕГЭ. Диагностические и тренировочные работы.
16
Программа 12 ИО (индивидуальное обучение по медицинским показаниям) аналогична программе 12 заочной группы, сроки контрольных работ могут варьироваться.
Ускоренное обучение: 1) Программа 10-11. Класс ускоренного обучения: первое полугодие - 10 класс, второе полугодие - 11 класс (см. приложение 6);
2) Первое полугодие - программа первого полугодия 11 класса, второе полугодие (после сдачи всего необходимого учебного материала) - программа второго полугодия 12 класса;
3) Первое полугодие - программа первого полугодия 10 класса, второе полугодие (после сдачи всего необходимого учебного материала) - программа второго полугодия 12 класса.
Приложение 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ускоренное обучение (10-11)
Алгебра и начала анализа.
Учебник: Колмогоров А.Н. «Алгебра и начала анализа 10 - 11»,
№
п/п
Наименование и содержание раздела
Количество часов
уроки
Зачеты/к.р.
1 семестр (10 класс) - 51 час. (3 часа в неделю)
Повторение (функции, графики и основные свойства функций).
2
Вх.монитор.
1.
Тригонометрические функции.
5
1
1.1.
Определение и свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса.
2
1.2.
Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.
1
1.3.
Графики тригонометрических функций.
2
2.
Производная функции.
9
1
2.1.
Понятие о производной.
2
2.2.
Правила вычисления производных.
3
2.3.
Производная сложной функции.
2
2.4.
Производные тригонометрических функций.
2
3.
Применения непрерывности и производной.
8
1
3.1.
Применения непрерывности. Метод интервалов.
2
3.2.
Геометрический смысл производной.
1
3.3.
Касательная к графику функции.
2
3.4.
Приближенные вычисления.
1
3.5.
Производная в физике и технике.
2
4.
Применения производной к исследованию функции.
8
1
4.1.
Признак возрастания - убывания функции.
2
4.2.
Критические точки функции, максимумы и минимумы.
2
4.3.
Исследование функций и построение их графиков.
2
4.4.
Наибольшее и наименьшее значения функции.
2
5.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств.
11
1
5.1.
Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс.
1
5.2.
Решение простейших тригонометрических уравнений.
2
5.3.
Решение простейших тригонометрических неравенств.
1
5.4.
Использование формул тригонометрии для решения тригонометрических уравнений.
5
5.5.
Примеры решения систем тригонометрических уравнений.
2
6.
Обобщение материала 10 класса.
3
К.р. за 10 кл
2 семестр (11 класс) - 57 часов. (3 часа в неделю)
1.
Первообразная и интеграл.
8
1
1.1.
Определение первообразной.
1
1.2.
Основное свойство первообразной.
1
1.3.
Три правила нахождения первообразной.
2
1.4.
Площадь криволинейной трапеции.
2
1.5.
Интеграл. Формула Ньютона -Лейбница.
1
1.6.
Применения интеграла.
1
2.
Обобщение понятия степени.
5
1
2.1.
Корень n-ой степени и его свойства.
1
2.2.
Решение иррациональных уравнений.
2
2.3.
Степень с рациональным показателем.
2
3.
Показательная функция.
5
1
3.1.
Показательная функция.
1
3.2.
Решение показательных уравнений и неравенств.
3
3.3.
Решение систем уравнений, содержащих показательную функцию.
1
4.
Логарифмическая функция.
8
1
4.1.
Логарифмы и их свойства.
2
4.2.
Логарифмическая функция.
2
4.3.
Решение логарифмических уравнений и неравенств.
3
4.4.
Решение систем уравнений, содержащих логарифмическую функцию.
1
5.
Производная показательной и логарифмической функции.
7
1
5.1.
Производная показательной функции. Исследование функций. Вычисление площадей.
3
5.2.
Производная логарифмической функции. Исследование функций. Вычисление площадей.
3
5.3.
Степенная функция и ее производная.
1
6.
Обобщающее повторение курса алгебры и начал анализа.
17
Итоговая к.р.
Геометрия.
Учебник: Погорелов А.В. «Геометрия 10 - 11»
№
п/п
Наименование и содержание раздела
Количество часов
уроки
Зачеты/к.р.
1 семестр (10 класс) - 17 часов. (1 час в неделю)
1.
Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых, прямой и плоскости.
3
1
1.1.
Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия.
1
1.2.
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых.
1
1.3.
Признак параллельности прямой и плоскости.
1
2.
Параллельность плоскостей.
3
1
2.1.
Признак параллельности плоскостей.
1
2.2.
Свойства параллельных плоскостей.
1
2.3.
Изображение пространственных фигур на плоскости.
1
3.
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
5
1
3.1.
Перпендикулярность прямых в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
1
3.2.
Свойства перпендикулярных прямой и плоскости.
1
3.3.
Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах.
2
3.4.
Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
1
4.
Декартовы координаты и векторы в пространстве.
3
1
4.1.
Декартовы координаты в пространстве.
1
4.2.
Расстояние между точками. Координаты середины отрезка.
1
К.р. за 10 кл.
2 семестр (11 класс) - 38 часов. (2 часа в неделю)
4.3.
Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве. (Продолжение)
2
1.
Углы между прямыми и плоскостями в пространстве.
4
1
1.1.
Угол между скрещивающимися прямыми.
1
1.2.
Угол между прямой и плоскостью.
1
1.3.
Угол между плоскостями.
1
1.4.
Площадь ортогональной проекции многоугольника.
1
2.
Многогранники.
7
1
2.1.
Двугранный угол. Многогранник. Правильные многогранники.
1
2.2.
Призма. Сечение призмы плоскостью.
1
2.3.
Правильная призма.
1
2.4.
Параллелепипед.
1
2.5.
Пирамида.
1
2.6.
Подобие пространственных фигур. Усеченная пирамида.
1
2.7.
Правильная пирамида.
1
3.
Тела вращения.
6
1
3.1.
Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостями.
1
3.2.
Вписанная и описанная призмы.
1
3.3.
Конус. Сечения конуса плоскостями.
1
3.4.
Вписанная и описанная пирамиды.
1
3.5.
Шар. Сечение шара плоскостью.
1
3.6.
Касательная плоскость к шару.
1
4.
Объемы многогранников.
4
1
4.1.
Понятие объема. Объем призмы.
2
4.2.
Объем пирамиды. Объем усеченной пирамиды. Объемы подобных тел.
2
5.
Объемы и поверхности тел вращения.
6
1
5.1.
Объем цилиндра.
1
5.2.
Объем конуса.
1
5.3.
Объем шара, шарового сегмента и сектора.
1
5.4.
Площадь боковой поверхности цилиндра.
1
5.5.
Площадь боковой поверхности конуса.
1
5.6.
Площадь сферы.
1
6.
Обобщающее повторение курса стереометрии.
3
Итоговая к.р
Приложение 4
№
АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа 10 - 11.
§§
учебника
сроки
зачета
1.
Иррациональные уравнения.
§9
начало октября
2.
Показательная функция.
§10
конец ноября
3.
Логарифмическая функция.
§10
конец февраля
4.
Вычисление производных. Производная показательной и логарифмической функции.
§8, 11
начало апреля
5.
Тренировочные работы для подготовки к ЕГЭ
раздат. материал
май
ГЕОМЕТРИЯ
Погорелов А.В. Геометрия 10-11.
1.
Многогранники.
§19
конец сентября
2.
Фигуры вращения.
§20
середина октября
3.
Объемы многогранников.
§21
середина ноября
4.
Объемы и поверхности тел вращения.
§22
конец марта
Приложение 5
Точки максимума и минимума функции.
Точка экстремума - общее название для точки минимума и точки максимума. Точка x0 называется точкой максимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется неравенство: f(x0) ≥ f(x). Точка x0 называется точкой минимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется неравенство: f(x0) ≤ f(x).
Необходимое условие существования экстремума: если - точка экстремума и в этой точке существует производная, то она равна нулю, то есть . В этом случае касательная, проведенная к графику функции будет параллельна оси ОХ.
Достаточное условие существования экстремума: если функция y=f (x) непрерывна в точке и при переходе через производная меняет знак , то - точка экстремума.
Признак минимума функции: если функция y=f (x) непрерывна в точке и производная меняет знак с минуса на плюс, то - точка минимума.
Признак максимума функции: если функция y=f (x) непрерывна в точке и производная меняет знак с плюса на минус , то - точка максимума.
Для того чтобы найти точки максимума и минимума по графику производной, необходимы следующие шаги:
-
Отметить на координатной оси границы определения функции и нули производной.
Выяснить знаки производной на промежутках между нулями. Если для некоторой точки x0 известно, что f'(x0) ≠ 0, то возможны лишь два варианта: f'(x0) ≥ 0 или f'(x0) ≤ 0. Знак производной легко определить по исходному чертежу: если график производной лежит выше оси OX, значит f'(x) ≥ 0. И наоборот, если график производной проходит под осью OX, то f'(x) ≤ 0.
-
Там, где знак нуль производной меняется с минуса на плюс, находится точка минимума. И наоборот, если знак производной меняется с плюса на минус, это точка максимума. Отсчет всегда ведется слева направо.
Пример. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−5; 5]. Найдите точку минимума функции f(x) на этом отрезке.
Решение. Отметим на оси границы [−5; 5] и нули производной x = −3 и x = 2,5. Также отметим знаки:
Очевидно, в точке x = −3 знак производной меняется с минуса на плюс. Это и есть точка минимума.
Ответ: −3
Задача 1. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Приложение 6
Задача 2. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Задача 3. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Задача 4. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−3; 7]. Найдите точку максимума функции f(x) на этом отрезке.
Задача 5. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−3; 7,5]. Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите сумму целых чисел, входящих в эти промежутки.
Задача 6. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−10; 4]. Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
Приложение 7
Задача 1. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Решение. Рассмотрим точки A (−3; 2) и B (−1; 6) и найдем приращения:
Δx = x2 − x1 = −1 − (−3) = 2; Δy = y2 − y1 = 6 − 2 = 4.
Найдем значение производной: D = Δy/Δx = 4/2 = 2.
Ответ: 2
Задача 2. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Решение. Рассмотрим точки A (0; 3) и B (3; 0), найдем приращения:
Δx = x2 − x1 = 3 − 0 = 3; Δy = y2 − y1 = 0 − 3 = −3.
Теперь находим значение производной: D = Δy/Δx = −3/3 = −1.
Ответ: −1
Задача 3. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.
Решение. Рассмотрим точки A (0; 2) и B (5; 2) и найдем приращения:
Δx = x2 − x1 = 5 − 0 = 5; Δy = y2 − y1 = 2 − 2 = 0.
Осталось найти значение производной: D = Δy/Δx = 0/5 = 0.
Ответ: 0
Из последнего примера можно сформулировать правило: если касательная параллельна оси OX, производная функции в точке касания равна нулю. В этом случае даже не надо ничего считать - достаточно взглянуть на график.
Задача 4. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−3; 7]. Найдите точку максимума функции f(x) на этом отрезке.
Решение. Перечертим график, оставив на координатной оси только границы [−3; 7] и нули производной x = −1,7 и x = 5. Отметим на полученном графике знаки производной. Имеем:
Очевидно, в точке x = 5 знак производной меняется с плюса на минус - это точка максимума.
Ответ: 5
Задача 5. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−3; 7,5]. Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите сумму целых чисел, входящих в эти промежутки.
Решение. Как обычно, перечертим график и отметим границы [−3; 7,5], а также нули производной x = −1,5 и x = 5,3. Затем отметим знаки производной. Имеем:
Поскольку на интервале (− 1,5) производная отрицательна, это и есть интервал убывания функции. Осталось просуммировать все целые числа, которые находятся внутри этого интервала:
−1 + 0 + 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 14.
Ответ: 14
Задача 6. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [−10; 4]. Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.
Решение. Избавимся от лишней информации. Оставим только границы [−10; 4] и нули производной, которых в этот раз оказалось четыре: x = −8, x = −6, x = −3 и x = 2. Отметим знаки производной и получим следующую картинку:
Нас интересуют промежутки возрастания функции, т.е. такие, где f'(x) ≥ 0. На графике таких промежутков два: (−8; −6) и (−3; 2). Вычислим их длины: l1 = − 6 − (−8) = 2;l2 = 2 − (−3) = 5.
Поскольку требуется найти длину наибольшего из интервалов, в ответ записываем значение l2 = 5.