- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 10 класс
Рабочая программа по геометрии 10 класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рязанова И.С. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ключи-Булакская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________/Рязанова И.С./
Протокол № 1
от «____» сентября 2014г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________/Бухтиярова Н.Н./
«____» сентября 2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________________/Рябцева Е.Д./
Приказ №___
от «____» сентября 2014г
Рабочая программа
по геометрии в 10 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Рязанова Инна Сергеевна,
учитель физики, информатики и математики
с.Ключи-Булак
2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» на 2014-2015 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 10-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.А. Бурмистрова (Москва «Просвещение» 2010) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.С. Атанасян (Геометрия.10-11 классы. Москва «Просвещение» 2012). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения геометрии, которые определены стандартом.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 70 часов, а не 68 часов, в рабочей программе добавлено 2 часа в резерв времени.
Цели изучения геометрии:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1.Геометрия. 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян -М.: «Просвещение», 2012г.
2. Зив Б.Г. Геометрия. 10 класс. Дидактический материал/ Б.Г.Зив -М.: «Просвещение», 2009г.
3. Дудницын Ю.П. Геометрия. 10 класс. Контрольные работы по геометрии / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз-М.: «Экзамен», 2009г.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный опрос.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса геометрии 10 класса ученик должен:
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
Контрольные работы
1
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ПЛАНИМЕТРИИ
12
1
2
ВВЕДЕНИЕ
3
3
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ
16
2
4
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ
17
1
5
МНОГОГРАННИКИ
14
1
6
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 10 КЛАССА
8
1
Итого
70
6
Содержание по предмету
Введение (3ч.)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель - познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Параллельность прямых и плоскостей (16ч.)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель - сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17ч.)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель - ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.
Многогранники (14ч.)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель - познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
Повторение. Решение задач (8ч.)
Список литературы
1.Геометрия. 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.С. Атанасян -М.: «Просвещение», 2012г.
2. Зив Б.Г. Геометрия. 10 класс. Дидактический материал/ Б.Г.Зив -М.: «Просвещение», 2009г.
3. Дудницын Ю.П. Геометрия. 10 класс. Контрольные работы по геометрии / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз-М.: «Экзамен», 2009г.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Дата
план
факт
НЕКОТТРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ПЛАНИМЕТРИИ
12
1
Вводное повторение
1
2
Углы с вершинами внутри и вне круга
1
3
Вписанный и описанный четырехугольники
1
4
Решение треугольников
1
5
Решение треугольников
1
6
Формулы площади треугольника
1
7
Решение треугольников
1
8
Теорема Менелая
1
9
Теорема Чевы
1
10
Эллипс
1
11
Гипербола и парабола
1
12
Контрольная работа №1 по теме: "Некоторые сведения из планиметрии"
1
ВВЕДЕНИЕ
3
13
Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии
1
14
Следствия из аксиом
1
15
Применение аксиом стереометрии и следствий из них
1
ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ
16
16
Параллельные прямые в пространстве
1
17
Параллельность прямой и плоскости
1
18
Параллельность прямой и плоскости
1
19
Параллельность прямой и плоскости
1
20
Скрещивающиеся прямые
1
21
Углы с сонапрвленными сторонами. Угол между прямыми
1
22
Угол между двумя прямыми
1
23
Контрольная работа №2 по теме: "Основные понятия и аксиомы стереометрии"
1
24
Признак параллельности двух плоскостей
1
25
Свойства параллельных плоскостей
1
26
Тетраэдр
1
27
Параллелепипед
1
28
Построение сечений
1
29
Построение сечений
1
30
Свойства параллелепипеда
1
31
Контрольная работа №3 по теме: "Параллельность прямых и плоскостей"
1
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ
17
32
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости
1
33
Признак перпендикулярности прямой и плоскости
1
34
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости
1
35
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»
1
36
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»
1
37
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах
1
38
Угол между прямой и плоскостью
1
39
Угол между прямой и плоскостью
1
40
Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах
1
41
Решение задач
1
42
Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
1
43
Двугранный угол .Трехгранный угол
1
44
Двугранный угол .Трехгранный угол
1
45
Признак перпендикулярности двух плоскостей
1
46
Прямоугольный параллелепипед
1
47
Прямоугольный параллелепипед
1
48
Контрольная работа №4 по теме: "Перпендикулярность прямых и плоскостей "
1
МНОГОГРАННИКИ
14
49
Понятие многогранника. Призма
1
50
Площадь поверхности призмы
1
51
Площадь поверхности призмы
1
52
Пирамида
1
53
Правильная пирамида
1
54
Площадь поверхности пирамиды
1
55
Усеченная пирамида
1
56
Решение задач
1
57
Решение задач
1
58
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника
1
59
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника
1
60
Решение задач
1
61
Решение задач
1
62
Контрольная работа № 5 по теме: " Многогранники "
1
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 10 КЛАСС
8
63
Аксиомы стереометрии и их следствия
1
64
Параллельность прямых и плоскостей
1
65
Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью
1
66
Перпендикулярность прямых и плоскостей
1
67
Многогранники
1
68
Итоговая контрольная работа №6
1
69
Повторение
1
70
Заключительный урок
1