Программа внеурочной деятельности по математике (5 класс)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

«ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПЛАНИМЕТРИИ, СТЕРЕОМЕТРИИ И ТОПОЛОГИИ»

5 КЛАСС


Программа разработана учителем математики первой квалификационной категории Понякшевой Татьяной Николаевной






Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Изучение основ планиметрии, стереометрии и топологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается проявляющегося в снижении интереса учащихся к математике, уровня знаний, умений и навыков, логичности рассуждений, уровня математической культуры в целом. Возможным решением проблемы может быть организация внеклассной работы на уровне школ, что позволит приобщить к математике большое число учащихся, развить интерес к предмету, повысить общую математическую культуру. Всё это будет способствовать увеличению числа школьников с высоким уровнем знаний, уменьшению категории слабых учащихся. Многие школьники теряют интерес к изучению математики из-за трудностей в её усвоении, в силу различных способностей и имеющегося уровня знаний. При проведении внеклассных занятий максимально учитывая возможности и особенности каждого учащегося, можно создать условия, которые способствовали бы развитию интереса к предмету. В то же время внеклассные занятия с присущей им спецификой (более свободное распределение времени, меньшее количество учащихся, добровольное посещение, возможность корректировки программы и др.) позволяют создать комфортные условия для совершенствования математических знаний, разностороннего развития личности учащихся, их самореализации. Таким образом, приобретает актуальность совершенствование внеклассной работы по математике, внедрение в её процесс новых педагогических технологий.

Программа рассчитана на обучающихся пятого класса. Количество часов, выделенных на изучение курса 35 (количество учебных недель в году), количество недельных часов - 2.

Цели программы:

  • Формирование пространственного мышления учащихся;

  • пробуждение интереса к математике;

  • воспитание коллективизма;

  • развитие личностных достижений у учащихся

Задачи программы:
Образовательные

1. Формирование представлений о геометрии, как одной из древних наук

2. Приобретение знаний об геометрических телах и их поверхностях

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию, нравственных основ коллективизма;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения;

3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Развивающие

1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю; обеспечение преемственности обучения;

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы


  • игровая;

  • познавательная;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • проектная деятельность;

  • конкурсы.

Основное содержание курса

Программа предполагает формирование понятий основ планиметрии, стереометрии и топологии. В течение изучения курса доказать учащимся, что математика как наука является отражением реальной действительности. Обучающиеся учатся работать с чертежными инструментами; учатся рациональным приемам решения задач.

Структура курса

Введение. Введение в геометрию. (2 часа).

Тема 1. Мир линий (49 часов).

Решение задач. Главные линии: прямая и окружность. Части прямой: луч, отрезок, ломаная линия. Окружность. Прямая. Решение задач. Исследовательская работа. Как измеряли в старину. Как измерить расстояние от Земли до солнца.

Тема 2.Геометрические тела (17 часов).

Синусоида. Эллипс. Парабола. Гипербола. Циклоида. Гипоциклоида. Эволюта и эвольвента. Конхоида Никомеда. Спираль Архимеда

Построение спирали с помощью компаса. Построение спирали с помощью циферблата часов. Трактриса. Урок-повторения по теме «Замечательные кривые». Лента Мебиуса. Правильные многоугольники. Построение правильного треугольника. Построение правильного пятиугольника, шестиугольника. Платоновы тела. Построение гексаэдра, тетраэдра. Октаэдр. Додекаэдр. Икосаэдр. Формула Эйлера.

Подведение итогов (2 часа).

Результатами изучения курса краеведения являются умения:

  • объяснять, что такое геометрия, что она изучает;

  • называть и различать геометрические тела;

  • использовать рациональный способ решения задач;

  • работать с чертежными инструментами;

  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о геометрических фигурах, необходимых при изучении математики; приобретение навыков конструирования геометрических фигур из бумаги. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт изображения фигур в пространстве и на плоскости; опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей

Тематическое планирование курса

(70 часов)

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Введение в геометрию

2

2

Мир линий - 49 ч.

Решение задач.

3

3

Главные линии: прямая и окружность.

3

4

Части прямой: луч, отрезок, ломаная линия.

3

5

Окружность

2

6

Окружность.

Самостоятельная работа.

2

7

Окружность и прямая. Решение задач.

Исследовательская работа.

2

8

Как измеряли в старину.

2

9

Как измерить расстояние от Земли до солнца.

2

10

Синусоида. Эллипс

2

11

Парабола

3

12

Гипербола.

3

13

Циклоида

3

14

Гипоциклоида

3

15

Эволюта и эвольвента.

2

16

Конхоида Никомеда

3

17

Спираль Архимеда

Построение спирали с помощью компаса

3

18

Построение спирали с помощью циферблата часов. Трактриса

3

19

Урок-повторения по теме «Замечательные кривые»

2

20

Лента Мебиуса

3

21

Геометрические тела - 17ч.

Правильные многоугольники. Построение правильного треугольника.

2

22

Построение правильного пятиугольника, шестиугольника, десятиграника

3

23

Многогранники. Платоновы тела Построение гексаэдра, тетраэдра.

2

24

Октаэдр

2

25

Додекаэдр

2

26

Икосаэдр

2

27

Формула Эйлера.

2

28

Подведение итогов

2


Литература для педагога:

  1. Актуальные вопросы совершенствования школьного математического образования: Сб. науч. тр. / отв. ред. Г.Л. Луканкин. М., 1988.

  2. Арифметика. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М.: Просвещение, 1999.

  3. Баишева М.И. О конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» // Прохоровские чтения. Якутск, 2003.

  4. Братусь Т.А., Жарковская Н.А. и др. Кенгуру 2003. Задачи, решения, итоги. СПб.: Левша, 2003.

  5. Джонсон Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1996.

  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002.

  7. Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышэйшая школа, 1977.

  8. Розов Н.Х. Академик А.Н. Колмогоров и проблема изучения индивидуальных особенностей в психологии творчества // Математика в школе. 1991.

  9. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.

  10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010.




Литература для детей и родителей:

1.Актуальные вопросы совершенствования школьного математического образования: Сб. науч. тр. / отв. ред. Г.Л. Луканкин. М., 1988.

2.Арифметика. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. М.: Просвещение, 1999.

3. Баишева М.И. О конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» // Прохоровские чтения. Якутск, 2003.

4. Братусь Т.А., Жарковская Н.А. и др. Кенгуру 2003. Задачи, решения, итоги. СПб.: Левша, 2003.

  1. Джонсон Дж. К. Индивидуализация обучения // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1996.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002.

  3. Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышэйшая школа, 1977.

  4. Розов Н.Х. Академик А.Н. Колмогоров и проблема изучения индивидуальных особенностей в психологии творчества // Математика в школе. 1991.

  5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.


© 2010-2022