«Состязание эрудитов» внеклассное мероприятие для старшеклассников

Интеллектуальная игра для старшеклассников «Состязание эрудитов»  состоит из семи туров, в некоторых участникам предлагаются задания на быстроту мышления и предметные знания по естественно-математическим наукам, а также вопросы по истории развития этих наук. Есть конкурсы, в которых участники делятся на команды, в этих конкурсах прослеживается умение работать в коллективе, в группе, брать на себя ответственность за группу, стремление делится знаниями для достижения общей цели. Такие конкурсы  ка...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Борович Ольга Вениаминовна

учитель математики Чермошнянской средней школы Тайыншинского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан

«Состязание эрудитов»

интеллектуальная игра для старшеклассников

( учащиеся 10-11 классов)

Цель: Выявление интеллектуально развитой личности

Задачи:

  • Вырабатывать у учащихся способность концентрировать свои знания и применять их в измененной ситуации, умение высказывать свое мнение , отстаивать свою точку зрения, умение работать в коллективе;

  • Воспитывать культуру общения;

  • Развивать интерес к предметам естественно-математического цикла и к истории развития этих наук.

Аннотация: Интеллектуальная игра для старшеклассников состоит из семи туров, в некоторых участникам предлагаются задания на быстроту мышления и предметные знания по естественно-математическим наукам, а также вопросы по истории развития этих наук. Есть конкурсы, в которых участники делятся на команды, в этих конкурсах прослеживается умение работать в коллективе, в группе, брать на себя ответственность за группу, стремление делится знаниями для достижения общей цели. Такие конкурсы как «Диспут» и «Ораторское мастерство» ставят участников в незнакомую ситуацию, в которой им необходимо сориентироваться, показать свою эрудицию, продемонстрировать умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать мнение другого. В результате проведенных конкурсов выделяется лидер по набранным очкам, который и является победителем состязания.

Оформление зала: Высказывания математиков и о математике записанные на плакатах.

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применить знания на деле»

Аристотель

«Ни одно человеческое исследование не может назваться истиной наукой, если оно не прошло через математическое доказательство »

Леонардо да Винчи

«Статую красит вид, человека- его деяния»

Пифагор

«Искателей истин судьба не легка, но тень их достанет в веках облака!»

Пьер Ферма

«Употребляйте с пользой время, учиться надо по системе. Сперва хочу вам в долг вменить на курсы логики ходить»

Гете

Ход мероприятия:

Организационный момент: сообщение условий состязания, представление жюри , представление участников по их визитным карточкам (всего восемь участников, рассказывают о своих интересах, увлечениях, занятиях во внеурочное время)

I Тур «Скачки»

Участникам предлагаются вопросы в форме тестирования, без вариантов ответов, на быстроту и правильность. За правильный ответ участник получает 10 баллов, при неправильном ответе, отвечает другой игрок по желанию, получает 5 баллов.

Вопросы:

  1. Четырехугольник , у которого противоположные стороны попарно параллельны (параллелограмм)

  2. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны (трапеция)

  3. Отрезок прямой, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана)

  4. Сумма углов любого треугольника равна… ( 1800 )

  5. Величина той части плоскости, которую занимает многоугольник (площадь)

  6. Математическое утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений (теорема)

  7. Отрезок с указанным направлением (вектор)

  8. Отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками (движение)

  9. Раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур на плоскости (планиметрия)

  10. Равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти (уравнение)

  11. Параллелограмм , у которого все углы прямые называется… (прямоугольником)

  12. Что более инертно: ружье или пуля ? (ружье)

  13. Что изучает астрономия? (наука о небесных телах)

  14. Какое слово сказал первый космонавт Земли при взлете космического корабля («Поехали» Ю. А.Гагарин)

  15. Назовите имя первой в мире женщины-космонавта (Валентина Терешкова)

  16. Как называется явление «падение звезд»? (явление метеорита)

  17. Назовите имя первой русской женщины математика (Софья Ковалевская)

  18. Самая яркая звезда в созвездии Северной Короны (Гемма)

  19. Является ли луна источником света? (нет, она отражает свет от Солнца)

  20. Каким прибором измеряют электрическое напряжение? (вольтметром)

  21. В каких единицах измеряется величина угла? (градус, радиан)

  22. Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)

  23. Что произойдет с куском соли, помещенным в насыщенный раствор соли (он увеличится)

II тур « Подумаем вместе»

Все участники делятся на две команды, обсуждают задание в команде , вместе готовят ответ и его защиту. Команде представившей более полный ответ-20 баллов на всех, другой команде-12 баллов на всех.

Задание II тура: Метрическая система мер была введена в России в 1899 году. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в России принадлежат Д.И.Менделееву, великому русскому химику. Вопрос: Какие из старых единиц измерения массы, длины и других величин известны вам? Необходимо назвать единицу измерения и пояснить для чего она применялась.

III тур «Полиглот»

Участникам предлагаются загадки, пословицы или поговорки с пропущенным словом. Отгадавший быстрее других называет ответ на трех языках: русском, казахском и английском. На двух языках ответ принимается. За правильный ответ на трех языках присуждается 10 баллов, за ответ на двух языках- 5 баллов.

Вопросы:

  1. Семь бед … ответ. (один)

  2. Один с сошкой,…. с ложкой (семь)

  3. Нужен, как … колесо телеге (пять)

  4. Не имей … рублей, а имей … друзей. (сто)

  5. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)

  6. … головы лучше, чем одна (две)

  7. В гостях хорошо, а … лучше (дома)

  8. Старый … лучше новых двух. (друг)

  9. Один за всех, и …. за одного. (все)

  10. Нечего на … пенять, коли рожа крива. ( зеркало ).

Подведение итогов трех туров. После данного тура трое участников набравших меньшее количество баллов выбывают из состязания.

IV тур «Живые вопросы»

Вопросы к данному туру подготовили учителя предметники естественного цикла. На экране учащимся предлагается выбрать цифру от 1 до 7. После выбора номера на экране высвечивается вопрос с вариантами ответов. За правильный ответ -20 баллов. Первым выбирает вопрос лидер по очкам.

Вопросы: (правильный ответ подчеркнут)

  1. От учителя физики: Кому принадлежат слова «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир»?

А) Аристотель Б) Демокрит В) Архимед

2. от учителя математики: Кем было предложено обозначать отношение длины окружности к ее диаметру буквой π?

А) Эйлером Б) Лейбницем В) Магницким

3. от учителя химии: У островов Гаити во время своего путешествия (1493г) испанский адмирал Христофор Колумб увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Хоть это казалось и невероятным, но ударяясь о землю, мяч довольно высоко подскакивал в воздух. Колумб привез несколько кусков вещества на родину, но в те времена он никого не заинтересовал. Что это за вещество? (каучук)

4. от учителя физики: Кому принадлежат слова «И все- таки она вертится!»

А) М.Ломоносов Б) Джордано Бруно В) Г.Галилей

5. от учителя математики: В каком треугольнике высоты пересекаются в одной из его вершин?

А) равнобедренный Б) прямоугольный В)равносторонний

6.от учителя математики: Подумайте, кому принадлежат слова « У входа в науку должно быть выставлено требование: Здесь нужно, чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета.»

Варианты ответа: А) К. Маркс Б) Ф.Энгельс В) В.Ленин

7. от учителя математики : Многие из вас читали и может уже успели полюбить роман «Овод» писательницы Э. Войнич. Ее отец, великий математик, открыл новую область в математике- математическую логику. Вопрос: О ком идет речь, назовите имя этого великого математика?

Варианты ответа: А) Эварнист Галуа Б)Джордж Буль В) П. Руфини

V тур Великолепная пятерка

На экране предложено пять категорий: Алгебра, Геометрия, Математический анализ , Информатика, Физика.

Каждый из участников имеет возможность выбрать вопрос по одной из заявленных категорий, за правильный ответ без подсказок -50 баллов, за правильный ответ с использованием первой подсказки-30 баллов, за правильный ответ с использованием второй подсказки всего 20 баллов.

Первым выбирает вопрос лидер по баллам.

Вопрос по информатике : Как это ни удивительно, но факт остается фактом: универсальная автоматическая машина, в структуру которой уже входили почти все основные части современной ЭВМ была изобретена еще в тридцатых годах прошлого столетия, и сейчас мы можем лишь поражаться тому, что такая гигантская работа- а это был без преувеличения сказать переворот в вычислительной технике- могла быть совершена практически одним человеком. Назовите имя изобретателя. ( Чарлз Бебидж)

Подсказка 1: За свою долгую жизнь (79 лет) он сделал немало открытий и изобретений значительно опередивших его время. Но главным делом его жизни были вычислительные машины, над созданием которых он работал около 50 лет.

Подсказка 2: Кембриджский профессор математики, той самой кафедры на которой когда то работал великий Ньютон.

Вопрос по математическому анализу: Из огромного творческого наследия великого немецкого ученого для математики самым важным является разработка дифференциального и интегрального исчисления. С ним был знаком и неоднократно встречался русский император Петр I. ПетрI обращался к нему за советом по созданию Академии наук, и вообще по развитию науки в России. Вопрос: Кто он этот великий немецкий ученый? (Лейбниц)

Подсказка 1:Его именем названа формула вычисления интеграла

Вопрос по геометрии: Египетский царь Птолемей спросил знаменитого математика, нет ли более короткого пути, для понимания геометрии, чем тот, который содержится в его книге. На что гордый математик ответил, что в геометрии нет царской дороги. Назовите имя этого умного и смелого человека. (Евклид)

Подсказка 1: Его именем назван алгоритм вычисления НОД (используя деление на остаток)

Вопрос по физике: О ком А.С.Пушкин писал «Он построил первый русский университет, он лучше сказать, сам был первым русским университетом » ? Назовите имя великого ученого о котором писал Пушкин А.С. (М.В. Ломоносов)

Подсказка 1: Он внес большой вклад в развитии литературы, математики, изучал в Германии горное дело

Подсказка 2:Он является основоположником молекулярно-кинетической теории.

Вопрос по физике: Кто открыл закон всемирного тяготения? ( И.Ньютон)

Подсказка 1: Он сформулировал три закона динамики

Подсказка 2: Он внес большой вклад в развитие математики, астрономии.

Вопрос по алгебре: «Отцом алгебры» его назвали за системы равенств связывающие корни уравнений произвольной степени с их коэффициентами. Он нашел связь для уравнений второй, третьей и четвертой степени. Его именем названа теорема. Какая это высокая честь для ученого. Какая слава и вечная память! Вопрос: Кого называют «отцом алгебры» ? ( Франсуа Виет)

Подсказка 1 : Его именем названа теорема разложения на множители квадратного трехчлена?

Подведение итогов пятого тура. Один из участников набравший наименьшее количество очков выбывает из игры.

VI тур Диспут

Четверо оставшихся участников по желанию или с помощью считалочки объединяются в пары. Каждая команда будет отстаивать позитивную или негативную точку зрения. Темы диспута предлагаются в виде экзаменационных билетов, на подготовку одна минута. Начинает диспут лидирующая по очкам команда, выступают по очереди ( 1 мин каждому). Побеждает та команда, чье выступление является более аргументированным. Победителям-50 очков, проигравшим-20 очков.

Темы диспута: Книги

Гаджеты

Тренажеры

Телевидение

После «Диспута» двое участников набравших большее количество баллов выходят в финальный тур.

VII тур Ораторское мастерство

Участникам, чтобы проявить свое ораторское мастерство, нужно войти в роль, узнать тему выступления и аудиторию, перед которой необходимо выступать. Лидер по очкам выбирает образ, в роли которого будет выступать, его соперник выбирает ему аудиторию, тема выступления по номеру вопроса от одного до четырех. Аналогично для второго финалиста. На подготовку одна минута, каждое выступление одна минута

При оценке выступления учитывать, как оратор вошел в роль, раскрыл ли тему выступления, и соответствовало ли выступление выбранной аудитории. Высший балл-60, наименьший-20 баллов.

Предлагаемые образы: отличник ; спортсмен; директор школы; двоечник.

Аудитории: студенты; родители на собрании; бомжи у костра; учащиеся начальных классов.

Темы выступлений: Об образовании в РК; Об охране природы; О здоровом образе жизни; О культуре поведения.

Подведение итогов состязания. Награждение лидера.

Заключение: Приветственное слово лидера состязания к присутствующим.


© 2010-2022