Статья о занятиях по занимательной математике в МБОУ СОШ № 162 по программе Юный лицеист

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки занимательной математики по программе «Юный лицеист»

Я учитель математики с большим стажем, очень люблю математику с детства. Помню, что лет с10, когда мне было скучно, часто доставала какую-нибудь замысловатую задачу и уходила в ее решение с головой. Это произошло потому, что мой папа, дедушка, а позднее учитель математики старались обеспечить меня нестандартными заданиями. Никого из этих дорогих мне людей, особо не интересовали мои оценки по школьной математике. При трудностях никто не торопился мне помогать ( у них часто не было времени), но все постоянно интересовались какие продвижения в решении трудной задачи происходят у меня за неделю, за месяц ! Чего я только не выдумывала, но никто из них ни разу не критиковал мои ошибочные решения. Я часто бросала решать, но потом из любви к отцу и деду возвращалась к задаче. Меня много слушали и подбадривали, подталкивали наводящими вопросами… День, когда я находила верное решение задачи, оформлялся как семейный праздник. Мама покупала торт, папа ходил очень счастливый и гордый. Постепенно я стала получать удовольствие от напряженной умственной работы. Все мое внимание было уделено математике… Эти принципы взаимоотношения ребенка и взрослого я применяю на протяжении всей работы в школе.

В нашей школе директором Леонтьевой Анной Михайловной разработана программа «Юный лицеист» В рамках этой программы учителями школы ( как начальной, так и средней школы), а также педагогами дополнительного образования проводятся занятия по комплексу предметов для учеников 2-4 классов. По данной программе с 2011 года в комплекс входят различные предметы:

  • Занимательная и нестандартная математика

  • Оригами

  • Информатика

  • Иностранный язык

  • Театр

  • Мамин кошелек ( основы экономики для малышей)

  • Физическая культура

Программа «Юный лицеист» привлекла меня возможностью увлечь учеников 1 -4 классов вопросами занимательной математики, восполнить дефицит по решению нестандартных заданий повышенного уровня сложности на уроках в начальной школе. Развить общие интеллектуальные способности детей средствами математики, выявить детей раннего возраста для подготовки к олимпиадам.

Учитывая, что все занятия проходили на 6-7 уроке, пришлось применить весь свой педагогический опыт, чтобы детям было интересно и весело. Письменная работа чередовалась подвижными математическими играми, а индивидуальные размышления ребенка чередовались с работой в парах и группах.

На наших занятиях мы занимались такими вопросами:

  • Задания со спичками

  • Задачи на разрезание

  • Логические задачи

  • Числовые конструкции

  • Практикум по нестандартной математике

  • Головоломки и развивающие игры

  • Исследовательские задачи и эксперименты.

  • Расширение математических знаний.

Наши занятия идут в неформальной обстановке ( мало напоминающей урок), я часто выступаю в роли наблюдателя или партнера для ребенка. При этом все задания дети выполняют по своему выбору в индивидуальном темпе. Часто для их решения перемещаемся в школьный коридор. Пишут дети так, чтобы понять самого себя. При этом тетрадь это черновик. Но на первое место при ответе выходит устное пояснение решения. Ребенка учу говорить так, чтобы его могли понять все окружающие.

Наши занятия всегда очень эмоциональны.

Мои маленькие ученики в силу своего возраста очень любопытны, активны. Они часто удивляются новым задачам, способны заплакать на занятии, если у них нет быстрого получения решения. Я часто слышу от них : « Я не знаю, я не понимаю условия, что делать дальше?» Многие типичные классные отличники на первых занятиях очень переживали, даже злились, если кто-то (а не они) решали правильно задания. Поэтому в психологическом плане были поставлены задачи перед учениками:

  • Не просить помощи у учителя.

  • Быть настойчивым и терпеливым.

  • Ценить сам процесс поиска решения.

  • Радоваться как своим успехам, так и успехам товарищей.

  • Уметь излагать свои идеи, слушать идеи товарищей, находить общее решение.

  • Управлять своими эмоциями во время занятия.

На занятиях учимся методу «Мозгового штурма»

Многие олимпиадные задания имеют более 5 различных решений. В таком случае 7-8 учеников выходят к доске ( она у нас от стены до стены) и начинают решать. Через 5 минут у каждого ученика стараемся найти все самое ценное. Ученики 3 классов за 2 года занятий по программе научились синтезировать общее решение более, чем из 10 различных вариантов.

Попробуйте найти решения к задачам

1 Разрезать треугольник на 4 треугольника , проведя 3 отрезка.

2 Разрезать прямоугольник 6 Статья о занятиях по занимательной математике в МБОУ СОШ № 162 по программе Юный лицеист 12 клеточек на 2 равные фигуры. Резать можно по сторонам клеток и диагоналям. Найти более 10 различных решений

Мышление детей на наших занятиях часто находится на кончиках пальцев их рук.

Очень понравился детям придуманный мной урок практикум по нестандартной математике.

На партах -18 различных практических заданий. Дети работают в парах. В ходе обсуждения, проявляя смекалку и находчивость, они стараются выполнить как можно больше работ.

Пример заданий.

1 Напишите предложение, которое надо Вам прочитать, смотря в поднесенное к листу зеркало ( Зеркальная симметрия)

2 Перед Вами 6 длинных счетных палочек . Положите их так, чтобы каждая касалась каждой.

3 Были 27 кубиков. Из них сложили куб и его внешнюю часть покрасили в красный цвет (с 6 сторон). Сложите этот красный куб.

4 Перед Вами 2 ленты ( 1- обычная, 2- лента Мебиуса) Сколько лент получится из каждой, если ее разрезать посередине? Сначала скажите, а потом проверьте практически.

5 Перед Вами квадрат. Как отрезать от него часть, чтобы сохранился периметр?

6 Перед Вами лента. Возьмитесь за ленту двумя руками. Не отрывая от ленты рук, завяжите на ленте узел. ( элементы топологии)

7 В тетрадном листе сделать ножницами отверстие ( без клея), в которое можно пролезть самому.

Важно, что в ходе практической деятельности дети приходят к важным понятиям. От конкретного мышления к абстрактному мышлению - надежный способ развития математических способностей. Все занятие идет на большом эмоциональном подъеме. То из одной, то из другой части класса слышу: « Ирина Эдуардовна, посмотрите - у нас получилось!!!»

Терпению и настойчивости дети учились в «Мире головоломок»

В этом году силами учеников, учителей и родителей мне удалось осуществить давно задуманное - создать в кабинете математики более 20 головоломок и развивающих игр «Собрать мороженное»

  • «Путешествие шарика по сфере»

  • «Разместить цифры в прямоугольнике»



  • «Магический квадрат»

  • «Сбор пирамиды из шаров»

  • «Трехмерные крестики нулики»

  • « Проволочные головоломки»

  • «Друзья Уникуба»

  • «Кубики Сома» и т. д.

На этих занятиях каждый ребенок испытал победу над самим собой. Когда он не просит ни у кого помощи ( все заняты своими проблемами), пробует и так , и эдак ,отчаивается, начинает снова и снова… И вот приходит долгожданная удача! Все дети останавливают работу и мы хлопаем победителю. У некоторых детей резко повысилась самооценка. А это очень важно для дальнейшего успешного обучения.

На этих занятиях многие дети пережили одну и ту же психологическую ситуацию: « Я сделал, но не понял как» Мне приходилось учить их переводить действия из неосознанной области в осмысленную деятельность. На это уходило время.

В эти часы происходило «Заражение общей интеллектуальной работой» тех учеников, которые не любят долго думать…

Успехи каждого ребенка я отмечала в его дневнике, с указанием головоломки, которую он разгадал.

Я убеждена, что развитие волевых качеств личности - важная предпосылка, для успешного воспитания современного ученика.

Решение олимпиадных задач.

К этому разделу математики я подхожу очень осторожно, так как в группе обучаются дети с разными способностями. Более того от встречи с такими задачами все дети должны получать удовольствие. А это возможно тогда, когда каждый ребенок внесет свой вклад в ее решение.

Задачи подбираю интересные по форме. Сначала стараюсь, чтобы все поняли условие( обращаю внимание на каждое слово в тексте, сопровождаю задачу схемами, чертежами). На втором этапе дети начинают думать, сначала индивидуально. Через некоторое время прошу, чтобы они обменялись с товарищем своими мыслями. Если нет никаких мыслей, то учу их упрощать задачу (Находим частное решение). Пробуем применять догадку и интуицию. Овладеваем методом проб и ошибок. Важно вовлечь в работу всех учеников. Дети были очень удивлены, когда некоторые задачи мы решали 5 минутными погружениями в проблему на протяжении нескольких занятий.

Учение с увлечением - это главный принцип при моей работе с детьми. Но не только я отдаю себя детям. Мои «Юные лицеисты» еженедельно заряжают меня своим оптимизмом, их желание как можно больше знать, их неожиданные вопросы, радостные лица при встрече со мной - все это придают особый смысл в моей работе.





© 2010-2022