- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 9 класса
Рабочая программа по алгебре 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Роздорожная Л.А. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кукушкинская средняя общеобразовательная школа - детский сад»
Раздольненского района Республики Крым
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании методического зам. директора по УВР Директор МБОУ «Кукушкинская
объединения ______ Н.А.Костина школа - детский сад»
________ М.В.Шпинь ___________г. ______ Л.В.Колюс
Приказ № ____ от _________г.
протокол №______ от ______г.
Рабочая программа
по алгебре 9 класса
(Базовый уровень)
ступень обучения (основное общее образование)
на 2015/2016 учебный год
Составила: Роздорожная Любовь Александровна,
учитель математики
с.Кукушкино, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Алгебра» в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.
-
Н.Г. Миндюк. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - Москва: «Просвещение», 2014.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении алгебры на ступени основного общего образования ставятся следующие задачи:
-
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч. из расчета 5 ч. в неделю с V по IX класс.
Алгебра изучается в объеме 3ч. в неделю, всего - 105 ч
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание материала
Характеристика основных видов деятельности обучающегося
-
Квадратичная функция
Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен. Квадратичная функция и её график. Степенная функция. Корень n-ой степени
Вычислять значения функций, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций , , . Строить график функции , уметь указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы. Использовать компьютер для исследования положения графика в координатной плоскости. Изображать схематически график функции с чётным и нечётным n. Понимать смысл записей вида и т.д., где а - некоторое число. Иметь представление о нахождении корней n-ой степени с помощью калькулятора
-
Уравнения и неравенства с одной переменной
Уравнения с одной переменной. Неравенства с одной переменной
Решать уравнения третьей и четвёртой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательных переменных, в частности решать биквадратные уравнения. Решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой корней. Решать неравенства второй степени, используя графические представления. Использовать метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств.
-
Уравнения и неравенства с двумя переменными
Уравнения с двумя переменными и их системы.
Неравенства с одной переменной.
Строить графики уравнений с двумя переменными в простейших случаях, когда графиком является прямая, парабола, гипербола, окружность. Использовать их для графического решения систем уравнений с двумя переменными. Решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнение первой степени, а другое - второй степени. Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений второй степени с двумя переменными; решать составленную систему, интерпретировать результат
-
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия
Применять индексные обозначения для членов последовательностей. Приводить примеры задания последовательностей формулой n-го члена и рекуррентной формулой. Выводить формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, решать задачи с использованием этих формул. Доказывать характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий. Приводить примеры линейного роста членов некоторых арифметических прогрессий и экспоненциального роста членов некоторых геометрически прогрессий. Решать задачи на сложные проценты, используя при необходимости калькулятор
-
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей. Начальные сведения из статистики. Размах, мода, медиана. Интервальный ряд, полигон, гистограмма
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения. Распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы. Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий.
Содержание учебного курса.
В курсе алгебры 9 класса могут быть условно выделены 5 разделов:
-
Квадратичная функция.
-
Уравнения и неравенства с одной переменной.
-
Уравнения и неравенства с двумя переменными.
-
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
-
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Раздел 1. Квадратичная функция.
В начале этого раздела систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции - функций у =ах2+ b, у = а (х - m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции у = ах2 + Ьх + с может быть получен из графика функции у = ах2 с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции у = ах2 + Ьх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции y=xn при четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корней n-ой степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Цели изучения раздела:
• систематизировать и обобщить сведения о функциях из курсов 7 и 8 классов;
• выработать умение строить график квадратичной функции и с помощью графика перечислять свойства этой функции;
• ознакомить учащихся со свойствами степенной функции с натуральным показателем и ввести понятие корня n-ой степени.
Раздел 2. Уравнения и неравенства с одной переменной.
В этом разделе завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2 + Ьх + c> 0 или ах2 + Ьх + с < 0, где а ≠0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).
Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Цели изучения раздела:
• сформировать умение решать некоторые виды целых уравнений, используя разложение многочлена на множители и введение новой переменной, а также ознакомить учащихся с некоторыми приёмами решений дробных рациональных уравнений;
• выработать умение решать неравенства второй степени с одной переменной с помощью графика квадратичной функции;
• выработать умение решать неравенства второй степени с одной переменной с помощью метода интервалов.
Раздел 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
В данном разделе завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение раздела завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
Цель изучения раздела:
-
выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и решать задачи с помощью таких систем;
-
ознакомить учащихся с геометрической интерпретацией на координатной плоскости множества решений некоторых неравенств с двумя переменными и их систем.
Раздел 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии.
При изучении раздела вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Цель изучения раздела:
-
дать понятие о числовой последовательности и арифметической прогрессии, ознакомить с формулами n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии;
-
познакомить учащихся с понятием геометрической прогрессии, формулами n-го члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии.
Раздел 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Изучение раздела начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
Цель раздела:
-
ознакомить с понятиями «перестановка», «размещение», «сочетание» и соответствующими формулами, выработать умение решать несложные комбинаторные задачи;
-
ввести понятие «случайное событие», «относительная частота случайного события» и «вероятность случайного события» и выработать умение решать простейшие задачи с использованием этих понятий;
-
сформировать у учащихся представление о простейших статистических характеристиках и их использовании при анализе данных, полученных в результате исследования;
-
сформировать начальные представления о сборе и обработке статистических данных, о наглядной интерпретации статистической информации.
Тематический план
№ разделов и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Контрольные работы
1
Квадратичная функция
22
3
2
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
1
3
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
1
4
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
2
5
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
13
1
6
Повторение
24
1
7
Итого:
105
9
Календарно-тематическое планирование учебного материала
(3часа в неделю. Всего 105 ч.)
№ урока
№ пункта
учебника
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
по плану
по факту
Квадратичная функция
22
1-2
3
Повторение.
Диагностическая контрольная работа.
2
1
01.09.15
02.09.15
03.09.15
4
1
Функция. Область определения и область значений.
1
07.09.15
5-6
2
Свойства функций. Самостоятельная работа.
2
08.09.15
09.09.15
7-8
3,4
Квадратный трёхчлен. Разложение квадратного трёхчлена на множители.
2
14.09.15
15.09.15
9
Урок систематизации и коррекции знаний и умений.
1
16.09.15
10
Контрольная работа №1 «Квадратичная функция»
1
21.09.15
11
5
Функция , её график и свойства.
1
22.09.15
12-13
6
Графики функций и
2
23.09.15
28.09.15
14-16
7
Построение графика квадратичной функции.
3
29.09.15
30.09.15
05.10.15
17
Самостоятельная работа.
1
06.10.15
18
8
Функция .
1
07.10.15
12,10
19-20
9-11
Корень -ой степени. Степень с рациональным показателем.
2
12.10.15
13.10.15
13,10
14,10
21
Урок систематизации и коррекции знаний и умений.
1
14.10.15
22
Контрольная работа №2 «Квадратичная функция»
1
19.10.15
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
23-24
12
Целое уравнение и его корни.
2
20.10.15
21.10.15.
25-26
16
Некоторые приёмы решения целых уравнений.
2
02.11.15
03.11.15
27-29
13
Дробные рациональные уравнения.
3
04.11.15
09.11.15
10.11.15
30
Самостоятельная работа.
1
11.11.15
31-32
14
Решение неравенств второй степени с одной переменной.
2
16.11.15
17.11.15
33-34
15
Решение неравенств методом интервалов.
2
18.11.15
23.11.15
35
Урок систематизации и коррекции знаний и умений.
1
24.11.15
36
Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной»
1
25.11.15
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
37-37
17
Уравнение с двумя переменными и его график.
2
30.11.15
01.12.15
39-40
18
Графический способ решения систем уравнений.
2
02.12.15
07.12.15
41-43
19
Решение систем уравнений второй степени.
3
08.12.15
09.12.15
14.12.15
44-46
20
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
3
15.12.15
16.12.15
21.12.15
47
Самостоятельная работа.
1
22.12.15
48-49
21
Неравенства с двумя переменными.
2
23.12.15
12.01.16
13.01.16
50-51
22
Системы неравенств с двумя переменными.
2
14.01.16.
18.02.16
52
Урок систематизации и коррекции знаний и умений.
1
19.01.16
53
Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
1
20.01.16
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
54-55
24
Последовательности.
2
25.01.16
26.01.16
56-57
25
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
2
27.01.16
01.02.16
58-59
26
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.
2
02.02.16
03.02.16
60
Урок систематизации и коррекции знаний и умений.
1
08.02.16
61
Контрольная работа №5 «Арифметическая прогрессия»
1
09.02.16
62-63
27
Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.
2
10.02.16
15.02.16
64-65
28
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.
2
16.02.16
17.02.16
66
28
Бесконечная геометрическая прогрессия.
1
22.02.16
67
Урок систематизации и коррекции знаний и умений.
1
23.02.16
68
Контрольная работа №6 «Геометрическая прогрессия»
1
24.02.16
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
69
30
Примеры комбинаторных задач.
1
29.02.16
70-71
31
Перестановки.
2
01.03.16
02.03.16
72-73
32
Размещения.
2
07.03.16
08.03.16
74-75
33
Сочетания.
2
09.03.16
14.03.16
76
Самостоятельная работа.
1
15.03.16
77-78
34
Относительная частота случайного события.
2
16.03.16
21.03.16
79-80
35
Вероятность равновозможных событий.
2
22.03.16
23.03.16
81
Контрольная работа №7 «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
1
04.04.16
Повторение
24
82-99
Обобщение и систематизация курса алгебры 7-9 классов.
18
05.04.16
06.04.16
11.04.16
12.04.16
13.04.16
18.04.16
19.04.16
20.04.16
25.04.16
26.04.16
27.04.16
02.05.16
03.05.16
04.05.16
09.05.16
10.05.16
11.05.16
100,101
Итоговая контрольная работа.
2
16.05.16
17.05.16
102
Анализ контрольной работы.
1
18.05.16
103,104
Обобщение и систематизация материала.
2
23.05.16
24.05.16
105
Итоговый урок.
1
25.05.16
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
2. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М.Короткова. - М.: Просвещение, 2013.
-
Алгебра :зачетная тетрадь:9 кл./И.С.Маркова,О.А.Старова.-М.:Аркти, Изд-во Наша школа.