• Преподавателю
  • Математика
  • Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ

по математике, по теме

«Решение неравенств функционально-графическим способом»

Учитель математики Хусаинова Диляра Дамировна.

  1. Примерное планирование учебного времени. Всего 11 часов.

Количество часов

Содержание

1

1

Использование области определения функции.

2

1

Использование непрерывности функции. Обобщение метода интервалов.

3

1

Использование монотонности функций.

4

1

Использование ограниченности функций. Метод оценки. Неотрицательность функций.

5

1

Применение свойств модуля.

6

1

Применение классических неравенств.

7

2

Метод рационализации.

8

1

Графический метод.

9

2

Итоговая проверочная работа.



  1. План-конспект урока.

Тема: Рационализация неравенств.

Цель урока: устранить трудности, связанные с непосредственным применением метода интервалов к трансцендентным неравенствам.

Раздаточный материал: таблица №1, ряд следствий.

Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(x) (в конечном счете, рациональное), при которой неравенство G(x) ˅ 0 равносильно неравенству F(x) ˅ 0 на области определения выражения F(x).

Таблица №1. Замена некоторых типовых выражений:

Выражение F(x)

Выражение G(x)

1

1a

1b

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»− 1

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(aРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(aРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(aРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

2

2a

2b

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(hРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(hРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(hРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

3

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»(g ≠1,f ≠ 1)

(f−1)(g−1)(hРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

4

4a

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»(h>0)

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(h − 1)(f − g)

(h − 1)f

5

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»(f>0, g>0)

(f - g)h

6

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(f − g)( f+ g)

Рассмотренный метод рационализации обобщается на произведение и частное любого числа типовых выражений.

Перечислим ряд следствий (с учетом области определения неравенства):



  • Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»· Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ˅ 0 Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» (h−1)(f−1)(p−1)(g−1)˅0

  • Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»˅ 0 Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» (fgРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»)

  • Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»˅ 0 Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» f - g ˅ 0

  • Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

  • Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»(a - 1)(Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

В указанных равносильных переходах символ « ˅ » заменяет один из знаков неравенств:

≥ ; ≤ ; Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» .

Докажем справедливость замен, представленных в таблице №1.

Доказательство:

1.Пусть
Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» > 0, т.е. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» , причем аРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом», аРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»1, f > 0, g >0. (1)

Если 0 < a <1, то по свойству убывающей логарифмической функции имеем f < g. Значит, выполняется система неравенств Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» откуда следует неравенство

(aРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом», верное на области определения выражения F = Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Если a > 1,то f > g.Следовательно, имеет место неравенство (aРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом».

Обратно, если выполняется неравенство (aРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» на области (1), то оно на этой области равносильно совокупности двух систем неравенств:

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Из каждой системы следует неравенство Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» , т.е. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» > 0. Аналогично рассматриваются неравенства вида F< 0, F≤ 0, F≥ 0.

2.Пусть некоторое число a > 0, a ≠ 1, тогда имеем
Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» = Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» =Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом». Знак последнего совпадает со знаком выражения Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» или (hРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом».

3.Т.к. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» = Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» =

= Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ,то используя замены 2a, 2b, получаем , что знак последнего совпадает со знаком выражения (f−1)(g−1)(hРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом».

4.Из неравенства Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» > 0 следует, что Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» Пусть число a > 1, тогда

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»или (f−g)Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом». Отсюда с учетом замены 1b и условия a >1 получаем: (f -g)(a−1)(h−1) >0, (f−g)(h−1) >0.

5.Доказательство аналогично доказательству 4.

6.Доказательство замены 6 следует из равносильности неравенств

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»и Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Выполнить упражнения: в соответствии с методом рационализации замените неравенство на равносильное ему неравенство на области допустимых значений переменной.

а) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ,

b) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ,

c) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

d) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» < 0.

Решить неравенство: 1) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» .

Решение:

Область допустимых значений неравенства задается системой:

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Или Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ,

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Далее используем метод рационализации:

(x+7Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

(x + 6)(x +3) (x −4) ≤ 0.
− + − +

//////////////////-6 -3 //////////////////////4 x

( − ∞; −6]∪[−3 ;4] .Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» Учитывая О.Д.З.:



//////////////////////////// /////////////////////////////////////

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ x

-7 -6 -3 0 1 4

Ответ: (−7 ; −6)∪[Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом».

2) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

Решение. Область допустимых значений неравенства задается условиями:

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

///////////////// //////////////// /////////////////////// ////////////////////////////// x

−1 Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» 0 1

О.Д.З. (−∞ ; − 1)∪( −Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом».

Далее используем метод рационализации:

(1−xРазработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» +3x + 1 Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ,

−x(Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» +3x + 1− 1 +2x -x2) ≥ 0,

x( x2 +5x) ≤ 0,

x2( x + 5) ≤ 0.

  • + +

////////////// x

−5 0

Учитывая О.Д.З. x ϵ (−∞ ; −5]

Ответ: (−∞ ; −5].

3) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» .

Решение. Область допустимых значений неравенства задается условиями:

Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»x ϵ (−2; 1)∪(1 ; 2).

Далее используем метод рационализации:

(2 - x − 1)(x+2 −1)(x +3 −1)(3 - x −1) ≤ 0,

(1 - x)(x +1)(x + 2)(2 -x) ≤ 0.

+ − + − +

///////////////////// /////////////////////// x

−2 −1 1 2

Учитывая О.Д.З.:

х ϵ (− 2; −1] ∪ (1; 2).

Ответ: (− 2; −1] ∪ (1; 2).

Задания для самостоятельного решения:

а) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ; Ответ:Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ; Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» )

б) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» Ответ: (0 ; 0,5) ∪( 2; 3)

в) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ; Ответ: (Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»

г) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» Ответ: (Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ]

д) Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ; Ответ: (Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ; 5 ]

Проверочная работа.



  1. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»( −∞ ; 1) ∪ (2 ; 4 ]

  2. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»> Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ( 0; 1)

  3. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»(2 ; 5)

  4. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ≤ 0 (Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»+1; 1 + Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» ]

  5. |x3+ 2x2 + 8x - 7 | ≤ x3 + 4x2 - 8x + 7 [- 3; 1] ∪ [7 ; +∞)

  6. Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом»<Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к ЕГЭ по математике, по теме «Решение неравенств функционально-графическим способом» (0; 2).



© 2010-2022