План конспект урока по математике на тему Отыскание части от целого и целого по его части

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План конспект урока для 5 класса

План занятия по теме "Отыскание части от целого и целого по его части".

Составила учитель математики МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска ХМАО

Сайфиева Айгуль Рафисовна


Тип занятия: введение новых знаний и умений.

Цели занятия:

  • Обобщить и систематизировать знания по работе с обыкновенными дробями;

  • Выработать практические навыки решения задач по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части».

  • Воспитывать аккуратность при записи решения задач.

Изучение нового материала начинается с его подачи, ведения новых знаний. Действие начинается с информационной базы, во время которой учащийся получает задание. Затем планируется ход действий, и выбирается одна из возможных альтернатив действия. Наконец, выполняется запланированное действие. Результат действия проверяется и весь цикл действия рефлексируется.

Следует отметить, что перед началом занятия класс делится на группы и каждому учащемуся прелагается папка, содержащая разработанное МДО, т.е. определенный набор листов формата А4 (здесь мы позволили себе сократить их масштаб).


МДО занятия по теме " Отыскание части от целого и целого по его части "


Содержание

Лист

1

Текст дидактической задачи (задание 4)

Д1

2

Информационный лист по теме " Отыскание части от целого и целого по его части "

Д2

3

Лист-планирование

Д3

4

Определение последовательности действий при отыскание части от целого и целого по его части (задание 1)

Д4

5

Эталон последовательности действий отыскание части от целого и целого по его части

Д5

6

Примеры для решения (задание 2)

Д6

7

Примеры для проверки (задание 3)

Д7

8

Проверочный лист

Д8

9

Таблица перевода баллов в отметку

Д9

10

Оценочный лист

Д10

1. Информация. Занятие начинается с постановки дидактической задачи практического характера (Лист Д1). Через близкую к реальной жизни постановку задания достигается двойная цель. Во-первых, учащиеся видят, с какими требованиями они могут столкнуться в реальной дальнейшей жизни, и, во-вторых, возникает адекватная ситуация запроса необходимых в обучении знаний и умений.


Лист Д1

Дидактические задачи

Площадь поля - 50 га. За день бригада трактористов вспахала 2/5 поля. Сколько га вспахала бригада за день?

Задание:

_____________________________________________

____________________________________________

За день бригада вспахала 20 га, что составило 2/5 площади всего поля. Какова площадь поля?

Задание:

___________________________________________

___________________________________________

2. Планирование. Поскольку задание для учащихся является новым и подобрано так, что с помощью имеющихся знаний и умений его решить нельзя, то у них возникает информационный дефицит. Учащиеся запрашивают недостающую информацию, и учитель предоставляет ее в форме информационных листов (Лист Д2). Обучающиеся изучают предложенную им информацию и направляют ее для решения ранее возникшей проблемы.


Лист Д2

Информационный лист по теме "Отыскание части отцелого и целого по его части"


Вспомним пройденный материал: продолжите предложение

Обыкновенная дробь - это…

…частное от деления натуральных чисел

m - это числитель дроби, делимое

n - это знаменатель дроби, делитель

Знаменатель дроби показывает…

…на сколько равных частей разделили единицу(целое)

Числитель дроби показывает…

…сколько таких частей взяли

Часто в нашей жизни употребляются слова половина, треть, четверть.

Выразите эти понятия дробью: половина ½ - часть от целого

треть 1/3 - часть от целого

четверть ¼ - часть от целого

Сколько минут содержит половина, треть и четверть часа?

Какая величина взята за целое - 60 мин.

60÷2=30 мин - ½ часть часа

60÷3= 20 мин - 1/3 часть часа

60÷4 = 15 мин - ¼ часть часа.

Пример 1. Найдите 1/3 от 21 21÷3×1=7

Найдите 1/10 от 50 50÷10×1=5

Чтобы найти часть от целого, надо число соответствующее целому, разделить на знаменатель

и результат умножить на числитель дроби, которая выражает эту часть.

Пример 2. Найдите число, если 2/3 его равны 16? 16÷2×3=24

Найдите число, если 5/8 его равны 60? 60÷5×8= 96

Чтобы найти целое по его части, надо число, соответсствующее это части, разделить на числитель и результат умножить на знаменатель дроби, которая выражает эту часть.


Желаем успехов при изучении данной темы!

3. Принятие решения. В этой фазе занятия планируется дальнейший ход действий для решения дидактической задачи. Число и последовательность учебных этапов определяется так же, как и средства, необходимые для каждого учебного этапа (Лист Д3).

Лист Д3

Лист-планирование

Вам необходимо научиться решать задачи на отыскание части отцелого и целого по его части.
Спланируйте свои действия в соответствии с целями урока.

Как вы действуете?

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________

4. Выполнение. За принятием решения следует воплощение запланированного в конкретные действия, индивидуальное выполнение конкретных примеров (Лист Д4), групповой анализ предложенного решения (Лист Д5). Завершает этот этап решение дидактической задачи (возврат к листу Д1).





Лист Д4

Задание 2

Выполни примеры, опираясь на разработанную последовательность действий.

Вариант 1

Найдите:

1) 2/5 от 35 =
2) ¾ от 24=
3) 2/3 от 51 =
4) 3/8 от 80 =
5) 3/10 от 200 =

Каждый участник группы получает свой вариант.


Лист Д5

Задание 3

Проверь правильность решения, исправь найденные ошибки.


  • Найдите число, если ½ его равны 4: 4×1÷2=2

  • Найдите число, если 5/8 его равны 60 : 60÷5×8= 96

  • Найдите число, если 3/8 его равны 60: 60×3÷8= 25

Найдите 1/5 от 60: 60÷1×5= 300

7/8 от 48: 48÷8×7= 42

1/3 от 21: 21×1÷3=7

Каждая группа получает свое задание.

5. Контроль. После выполнения задания наступает этап контроля решения.

6. Оценка. Занятие заканчивается оценкой решения дидактической задачи.

Следует заметить, что фазы "контроль" и "оценка" могут идти параллельно (Лист Д5, Лист Д8), причем сразу по мере выполнения промежуточных задач заполняется оценочный лист (Лист Д10). В конце занятия осуществляется перевод полученных баллов в отметку (Лист Д9).

Лист Д6

Правила нахождения часть от целого и целого по его части:

Чтобы найти часть от целого, надо число соответствующее целому, разделить на знаменательи результат умножить на числитель дроби, которая выражает эту часть.


Чтобы найти целое по его части, надо число, соответсствующее это части, разделить на числитель и результат умножить на знаменатель дроби, которая выражает эту часть.







Лист Д7

Проверочный лист

Вариант 1

1) 14;
2) 18;
3) 34;
4) 30;
5) 60


Лист Д8

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Баллы

Оценка

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Всего











КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Баллы

Задания

1

2

3

4

2

ПОЛНОЕ СООТВЕТСТВИЕ ЭТАЛОНУ

ВСЕ ПРИМЕРЫ РЕШЕНЫ, ВЕРНО

ЗАДАЧА РЕШЕНА ПРАВИЛЬНО

НАЙДЕНА И ПРАВИЛЬНО ИСПРАВЛЕНА ОШИБКА

1

ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКЕ ЭТАПОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ

ДОПУЩЕНА 1 ИЛИ 2 ОШИБКИ

_

ОШИБКА НАЙДЕНА, НО НЕ ИСПРАВЛЕНА

0

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ОПРЕДЕЛЕНА НЕПРАВИЛЬНО

ДОПУЩЕНО 3 И БОЛЕЕ ОШИБОК

ЗАДАЧА РЕШЕНА НЕПРАВИЛЬНО

ОШИБКА НЕ НАЙДЕНА


Лист Д9

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ


Баллы

8
7 - 6
5 - 4

Отметка

5
4
3

В методике дидактических задач основная трудность связана с подбором задач практического характера, которые были бы интересны учащимся и действительно касались их практической деятельности.


© 2010-2022