Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Записывать и решать уравнения начали арабы в первом тысячелетии нашей эры. До тех пор решение  задач было исключительно арифметическим – из многих действий. В тот момент, когда появилась блестящая идея находить неизвестное, записав соотношения, которыми оно связано с известными величинами, и затем,  выразив это неизвестное из этих соотношений, родилась алгебра. В те времена не было еще общепринятых теперь обозначений переменных буквами, а действий – знаками. Уравнения записывались словами. Но и ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс. Решение уравнений

Цели: 1) систематизировать сведения о рациональных уравнениях

2) познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших

степеней

3) обучить решению дробных уравнений

Ход урока

I Организационный момент

II Сообщение ученика об Аль-Хорезми

Выдающийся арабский ученый Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (что означает - из Хорезма) жил и работал в IХ веке н.э. в Багдаде. Тогдашний багдадский правитель халиф аль-Мамун почитал ученость и покровительствовал наукам. По его велению в Багдаде был построен «Дом мудрости» с библиотекой и обсерваторией, и в эту, по нашим нынешним понятиям, академию собрались почти все крупные ученые арабского халифата.

Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми был среди тех ученых, которым халиф поручил переводы греческих математических трудов, измерение дуги меридиана и ряд других научных работ. Его перу принадлежит много книг по математике и астрономии. Его арифметический труд был одним из источников, по которым впоследствии Западная Европа познакомилась с десятичной позиционной системой счисления: аль-Хорезми разъяснил в ней индийскую систему записи чисел и изложил правила письменного счета в этой системе. Арабский оригинал этой книги утерян, но сохранился латинский перевод ХII века. Имя автора, в латинской транскрипции «Алгоризми», привело к появлению в языке математики слова «алгоритм», первоначально означавшему нумерацию по десятичной позиционной системе; впоследствии так стали называть труды, способствовавшие распространению в Европе индийского способа счёта, а затем, наконец, и сам этот счёт. В конечном итоге слово «алгоритм» стало обозначать совсем другое.

Другой знаменитый труд великого ученого по праву считается первой книгой по алгебре (само слово «алгебра» восходит к арабскому «аль-джебр», одному из терминов книги Аль-Хорезми). Это исследование, посвященное решению уравнений. Аль-Хорезми изучил линейные и квадратные уравнения, называл переменную «корнем» уравнения, квадрат переменной - просто «квадратом». Родоначальник алгебраической науки не знал, разумеется, никакой алгебраической символики, - до её создания оставалось ещё несколько столетий, - и всё свои выкладки описывал словами.

Приведем пример.

Задача. «Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корень» (подразумевается корень уравнения х2 + 21 = 10х).

Решение автора гласит примерно так: раздели пополам число корней, получишь 5, умножь 5 само на себя, от произведения отними 21, останется 4. Извлеки корень из 4, получишь 2. Отними 2 от 5, получишь 3, это и будет искомый корень. Или же прибавь 2 к 5, что даст 7, это тоже есть корень.

Решение уравнений, чисто алгебраическое, подкреплялось для убедительности и геометрическим, - так, как решали свои арифметические задачи древние греки. Способ решения задачи излагался в виде рецепта. Так что человек, давший имя алгоритму, приводил в своих трудах только алгоритмы решения уравнений!..

ІІІ Сообщение ученика по теме «Уравнения»

Записывать и решать уравнения начали арабы в первом тысячелетии нашей эры. До тех пор решение задач было исключительно арифметическим - из многих действий. В тот момент, когда появилась блестящая идея находить неизвестное, записав соотношения, которыми оно связано с известными величинами, и затем, выразив это неизвестное из этих соотношений, родилась алгебра.

В те времена не было еще общепринятых теперь обозначений переменных буквами, а действий - знаками. Уравнения записывались словами. Но и в такой «словесной форме» уравнения существенно облегчали жизнь.

Применение уравнений упрощает решение задач, но самое замечательное то, что одним и тем же уравнением могут описываться совершенно разные ситуации. Научившись решать некоторый тип уравнений, можно справиться с целыми классами задач, описывающихся уравнениями этого типа.

Равенство вида А(х) = В(х), где А(х) , В(х) - выражения, зависящие от х, называют уравнением с неизвестным х. Если выражения А(х), В(х) рациональны (т.е. получаются из х и чисел с помощью операций сложения, умножения и деления), то уравнение А(х) = В(х) называют рациональным.

Число а называют корнем уравнения А(х) = В(х), если при замене буквы х этим числом получается верное числовое равенство, А(а) = В(а). Решить уравнение - значит найти все его корни или доказать, что оно не имеет корней.

Прежде чем решать уравнение А(х) = В(х), полезно установить, какие значения может принимать неизвестное х. Для этого надо найти, при каких значениях х имеют числовое значение выражения А(х) и В(х). Совокупность таких значений называют областью допустимых значений х для данного уравнения. Пишут ОДЗ.

На последних уроках алгебры мы рассматривали решение целых и дробных уравнений. Для решения уравнений нами применялись следующие методы: разложение на множители, введение нового неизвестного.

Пример. Найдите действительные решения уравнения (х-1)(х-3)(х+5)(х+7) = 297.

Решение. (х-1)(х-3)(х+5)(х+7) = 297 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений2 + 4х - 5)(х2 + 4х - 21) - 297 = 0. Введем обозначение: х2 + 4х - 13 = у. Преобразуем уравнение к виду: (у - 8)(у + 8) - 297 = 0; у2 - 64 - 297 = 0; у2 = 361; у1,2 = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений19. Вернемся к исходной переменной, имеем:

  1. х2 + 4х- 13 = -19 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений х2 + 4х +6=0 , D=-8, DРазработка урока по алгебре на тему Решение уравнений0, нет действительных корней.

  2. х2 + 4х -13 = 19 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений х2 + 4х - 32 = 0. Решим уравнение по теореме, обратной теореме Виета х1 + х2 = - 4 и х1 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений х2 = - 32. Откуда х1 = - 8 , х2 = 4.

Ответ: - 8; 4.

IV Сообщение ученика о способе решения целых уравнений, опирающийся на теорему Безу

Уравнение вида P(x) = 0, где P(x) - многочлен стандартного вида, называют, целым алгебраическим уравнением.

Теорема №1

Для того чтобы многочлен делился без остатка на двучлен (х - а), необходимо и достаточно, чтобы число а было корнем многочлена. (Эту теорему называют теоремой Безу).

Теорема №2

Если уравнение а0хn+a1xn-1+…+an-1x + an =0 имеет целые коэффициенты, причем свободный член отличен от нуля, то целыми корнями такого уравнения могут быть только делители свободного члена.

Пример. Решите уравнение 3х4 - 2х3 -8х2 - х + 2 = 0.

Решение. 3х4 - 2х3 -8х2 - х + 2 = 0 (1)

Делителями свободного члена являются числа - 1, 1, -2, 2. Подставляя число -1 в уравнение, находим, что левая часть уравнения обращается в нуль. Значит, х = - 1 корень уравнения.

4 - 2х3 - 8х2 - х + 2 │ х + 1

4 + 3х33 - 5х2 - 3х + 2

3 - 8х2

3 - 5х2

- 3х2 - х

- 3х2 - 3х

2х + 2

2х + 2

0

Итак, 3х4 - 2х3 - 8х2 - х + 2 = (х + 1)(3х3 - 5х2 - 3х + 2).

Решим уравнение 3х3 - 5х2 - 3х + 2 = 0. (2)

Делителями свободного члена являются числа Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений1; Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений2. Подставляя число 2 в уравнение (2), находим, что левая часть обращается в нуль. Значит, х = 2 корень уравнения.

3 - 5х2 - 3х + 2 │ х - 2

3 - 6х22 + х - 1

х2 - 3х

х2 - 2х

- х + 2

- х + 2

0

Итак, уравнение (1) примет вид:

4 - 2х3 - 8х2 - х + 2 = (х + 1)(х - 2)(3х2 + х - 1) = 0.

х + 1 = 0 или х - 2 = 0 или 3х2 + х - 1=0

х = - 1 х = 2 D = 13, х = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Ответ: - 1; 2; Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений; Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

V Сообщение ученика о решении возвратных уравнений

Уравнение вида anxn + an-1xn-1 + … + a1x + a0 = 0 называется возвратным, если его коэффициенты, стоящие на симметричных позициях, равны, т.е. если an-k = a k при k = 0; 1; 2; 3; … ; n.

Рассмотрим возвратное уравнении четвертой степени вида ах4 + вх3 + сх2 + вх + а = 0, где а, в, с - некоторые числа, причем аРазработка урока по алгебре на тему Решение уравнений0. Его удобно решать с помощью следующего алгоритма:

  • разделить левую и правую части уравнения на х2 (при этом не происходит потери решения, т.к. х = 0 не является корнем исходного уравнения при аРазработка урока по алгебре на тему Решение уравнений0);

  • группировкой привести полученное уравнение к виду аРазработка урока по алгебре на тему Решение уравнений + с = 0;

  • ввести новую переменную t = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, тогда выполнено t2 = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений , т.е. Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = t2 - 2. В новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным: аt2 + bt + c - 2а = 0;

  • решить его относительно t, возвратиться к исходной переменной.

Пример №1. Решите уравнение х4 - 5х3 + 6х2 - 5х + 1 = 0.

Решение. Разделим обе части уравнения на х2. После группировки получаем Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений + 6 = 0. Замена t = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений позволяет свести это уравнение к квадратному уравнению t2 - 5t + 4 = 0. Сумма коэффициентов уравнения равна нулю (1-5+4=0), то t1 = 1, t2 = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 4.

В результате имеем совокупность двух уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 1 или Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 4.

Приведем их к целому виду.

  1. х2 - х + 1 = 0 2) х2 - 4х + 1 = 0

D = - 3, - 3 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений 0 D1 = 3, 3 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений 0

нет действительных корней х = 2 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Ответ: 2 - Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений; 2 + Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

Для возвратных уравнений более высоких степеней верны следующие утверждения:

  • Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений вдвое меньшей степени подстановкой Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = t;

  • возвратное уравнение нечетной степени обязательно имеет корень х = - 1 и после деления многочлена, стоящего в левой части этого уравнения, на двучлен х + 1, приводится к возвратному уравнению четной степени.

Пример № 2. Решите уравнение 6х4 + 35х3 + 62х2 + 35х + 6 = 0.

Решение. Разделим обе части уравнения на х2. После группировки получаем

6Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений + 62 = 0. Полагая Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = у, получаем 6у2 + 35у + 50 = 0, D=25, у1 = - Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений и у2 = -Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

  1. Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = - Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений 2) Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = - Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

2 + 5х + 2 = 0 3х2 + 10х + 3 = 0

D = 9, х1 = - 2 и х2 = - Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений D = 64, х3 = - 3 и х4 = - Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Ответ: -3; -Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений; -2; -Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

VI Сообщение ученика о решении дробных рациональных уравнений

Дробным рациональным уравнением называют уравнение, если левая или правая часть является дробным выражением.

Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Пример №1. Решите уравнение х2 + Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

Решение. Слева имеем сумму двух квадратов. Дополним эти два слагаемых до квадрата разности: х2 - 2хРазработка урока по алгебре на тему Решение уравнений + Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений= 7. Свернем полный квадрат и в скобках приведем к общему знаменателю:

Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений + Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 7,

Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений+ 6Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 7.

Введем замену: Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = t.

Уравнение примет вид: t2 + 6t - 7 = 0, t1 = - 7, t2 = 1.

  1. Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = - 7 2) Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 1

Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 0 Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

D= - 35, нет действительных корней D = 13, х = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

х Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений х Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений

Ответ: Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

Пример №2. Решите уравнение Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений + Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

Решение. Если положить u = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, v = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений , то получим уравнение u2 + v2 = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений u Разработка урока по алгебре на тему Решение уравненийv. Перепишем это уравнение в виде 2u2 - 5uv + 2v2 = 0 (1). х = 1 не является корнем исходного уравнения, значит v Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений 0. Поэтому мы можем обе части уравнения (1) разделить на v2 (v Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений 0). Выполнив деление, получим уравнение 2Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, замена Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений= у.

2 - 5у + 2 = 0, D= 9, у1 = 2 и у2 = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

Итак, Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 2 или Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

Так как Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, то имеем совокупность двух уравнений:

Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = 2 или Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений .

Решим их.

  1. х2 - х - 2 = 2х2 +2х - 4 2) 2х2 - 2х - 4 = х2 + х - 2

х2 + 3х - 2 = 0 х2 - 3х - 2 = 0

D = 17 D = 17

х1= Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, х2 = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений. х3= Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, х4 = Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

Ответ: Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений, Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений.

VII Подведение итогов урока



© 2010-2022