- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений
Разработка урока по алгебре на тему Решение уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Раззаренова Л.Ю. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9 класс. Решение уравнений
Цели: 1) систематизировать сведения о рациональных уравнениях
2) познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших
степеней
3) обучить решению дробных уравнений
Ход урока
I Организационный момент
II Сообщение ученика об Аль-Хорезми
Выдающийся арабский ученый Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми (что означает - из Хорезма) жил и работал в IХ веке н.э. в Багдаде. Тогдашний багдадский правитель халиф аль-Мамун почитал ученость и покровительствовал наукам. По его велению в Багдаде был построен «Дом мудрости» с библиотекой и обсерваторией, и в эту, по нашим нынешним понятиям, академию собрались почти все крупные ученые арабского халифата.
Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми был среди тех ученых, которым халиф поручил переводы греческих математических трудов, измерение дуги меридиана и ряд других научных работ. Его перу принадлежит много книг по математике и астрономии. Его арифметический труд был одним из источников, по которым впоследствии Западная Европа познакомилась с десятичной позиционной системой счисления: аль-Хорезми разъяснил в ней индийскую систему записи чисел и изложил правила письменного счета в этой системе. Арабский оригинал этой книги утерян, но сохранился латинский перевод ХII века. Имя автора, в латинской транскрипции «Алгоризми», привело к появлению в языке математики слова «алгоритм», первоначально означавшему нумерацию по десятичной позиционной системе; впоследствии так стали называть труды, способствовавшие распространению в Европе индийского способа счёта, а затем, наконец, и сам этот счёт. В конечном итоге слово «алгоритм» стало обозначать совсем другое.
Другой знаменитый труд великого ученого по праву считается первой книгой по алгебре (само слово «алгебра» восходит к арабскому «аль-джебр», одному из терминов книги Аль-Хорезми). Это исследование, посвященное решению уравнений. Аль-Хорезми изучил линейные и квадратные уравнения, называл переменную «корнем» уравнения, квадрат переменной - просто «квадратом». Родоначальник алгебраической науки не знал, разумеется, никакой алгебраической символики, - до её создания оставалось ещё несколько столетий, - и всё свои выкладки описывал словами.
Приведем пример.
Задача. «Квадрат и число 21 равны 10 корням. Найти корень» (подразумевается корень уравнения х2 + 21 = 10х).
Решение автора гласит примерно так: раздели пополам число корней, получишь 5, умножь 5 само на себя, от произведения отними 21, останется 4. Извлеки корень из 4, получишь 2. Отними 2 от 5, получишь 3, это и будет искомый корень. Или же прибавь 2 к 5, что даст 7, это тоже есть корень.
Решение уравнений, чисто алгебраическое, подкреплялось для убедительности и геометрическим, - так, как решали свои арифметические задачи древние греки. Способ решения задачи излагался в виде рецепта. Так что человек, давший имя алгоритму, приводил в своих трудах только алгоритмы решения уравнений!..
ІІІ Сообщение ученика по теме «Уравнения»
Записывать и решать уравнения начали арабы в первом тысячелетии нашей эры. До тех пор решение задач было исключительно арифметическим - из многих действий. В тот момент, когда появилась блестящая идея находить неизвестное, записав соотношения, которыми оно связано с известными величинами, и затем, выразив это неизвестное из этих соотношений, родилась алгебра.
В те времена не было еще общепринятых теперь обозначений переменных буквами, а действий - знаками. Уравнения записывались словами. Но и в такой «словесной форме» уравнения существенно облегчали жизнь.
Применение уравнений упрощает решение задач, но самое замечательное то, что одним и тем же уравнением могут описываться совершенно разные ситуации. Научившись решать некоторый тип уравнений, можно справиться с целыми классами задач, описывающихся уравнениями этого типа.
Равенство вида А(х) = В(х), где А(х) , В(х) - выражения, зависящие от х, называют уравнением с неизвестным х. Если выражения А(х), В(х) рациональны (т.е. получаются из х и чисел с помощью операций сложения, умножения и деления), то уравнение А(х) = В(х) называют рациональным.
Число а называют корнем уравнения А(х) = В(х), если при замене буквы х этим числом получается верное числовое равенство, А(а) = В(а). Решить уравнение - значит найти все его корни или доказать, что оно не имеет корней.
Прежде чем решать уравнение А(х) = В(х), полезно установить, какие значения может принимать неизвестное х. Для этого надо найти, при каких значениях х имеют числовое значение выражения А(х) и В(х). Совокупность таких значений называют областью допустимых значений х для данного уравнения. Пишут ОДЗ.
На последних уроках алгебры мы рассматривали решение целых и дробных уравнений. Для решения уравнений нами применялись следующие методы: разложение на множители, введение нового неизвестного.
Пример. Найдите действительные решения уравнения (х-1)(х-3)(х+5)(х+7) = 297.
Решение. (х-1)(х-3)(х+5)(х+7) = 297 (х2 + 4х - 5)(х2 + 4х - 21) - 297 = 0. Введем обозначение: х2 + 4х - 13 = у. Преобразуем уравнение к виду: (у - 8)(у + 8) - 297 = 0; у2 - 64 - 297 = 0; у2 = 361; у1,2 = 19. Вернемся к исходной переменной, имеем:
-
х2 + 4х- 13 = -19 х2 + 4х +6=0 , D=-8, D0, нет действительных корней.
-
х2 + 4х -13 = 19 х2 + 4х - 32 = 0. Решим уравнение по теореме, обратной теореме Виета х1 + х2 = - 4 и х1 х2 = - 32. Откуда х1 = - 8 , х2 = 4.
Ответ: - 8; 4.
IV Сообщение ученика о способе решения целых уравнений, опирающийся на теорему Безу
Уравнение вида P(x) = 0, где P(x) - многочлен стандартного вида, называют, целым алгебраическим уравнением.
Теорема №1
Для того чтобы многочлен делился без остатка на двучлен (х - а), необходимо и достаточно, чтобы число а было корнем многочлена. (Эту теорему называют теоремой Безу).
Теорема №2
Если уравнение а0хn+a1xn-1+…+an-1x + an =0 имеет целые коэффициенты, причем свободный член отличен от нуля, то целыми корнями такого уравнения могут быть только делители свободного члена.
Пример. Решите уравнение 3х4 - 2х3 -8х2 - х + 2 = 0.
Решение. 3х4 - 2х3 -8х2 - х + 2 = 0 (1)
Делителями свободного члена являются числа - 1, 1, -2, 2. Подставляя число -1 в уравнение, находим, что левая часть уравнения обращается в нуль. Значит, х = - 1 корень уравнения.
3х4 - 2х3 - 8х2 - х + 2 │ х + 1
3х4 + 3х3 3х3 - 5х2 - 3х + 2
5х3 - 8х2
5х3 - 5х2
- 3х2 - х
- 3х2 - 3х
2х + 2
2х + 2
0
Итак, 3х4 - 2х3 - 8х2 - х + 2 = (х + 1)(3х3 - 5х2 - 3х + 2).
Решим уравнение 3х3 - 5х2 - 3х + 2 = 0. (2)
Делителями свободного члена являются числа 1; 2. Подставляя число 2 в уравнение (2), находим, что левая часть обращается в нуль. Значит, х = 2 корень уравнения.
3х3 - 5х2 - 3х + 2 │ х - 2
3х3 - 6х2 3х2 + х - 1
х2 - 3х
х2 - 2х
- х + 2
- х + 2
0
Итак, уравнение (1) примет вид:
3х4 - 2х3 - 8х2 - х + 2 = (х + 1)(х - 2)(3х2 + х - 1) = 0.
х + 1 = 0 или х - 2 = 0 или 3х2 + х - 1=0
х = - 1 х = 2 D = 13, х =
Ответ: - 1; 2; ; .
V Сообщение ученика о решении возвратных уравнений
Уравнение вида anxn + an-1xn-1 + … + a1x + a0 = 0 называется возвратным, если его коэффициенты, стоящие на симметричных позициях, равны, т.е. если an-k = a k при k = 0; 1; 2; 3; … ; n.
Рассмотрим возвратное уравнении четвертой степени вида ах4 + вх3 + сх2 + вх + а = 0, где а, в, с - некоторые числа, причем а0. Его удобно решать с помощью следующего алгоритма:
-
разделить левую и правую части уравнения на х2 (при этом не происходит потери решения, т.к. х = 0 не является корнем исходного уравнения при а0);
-
группировкой привести полученное уравнение к виду а + с = 0;
-
ввести новую переменную t = , тогда выполнено t2 = , т.е. = t2 - 2. В новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным: аt2 + bt + c - 2а = 0;
-
решить его относительно t, возвратиться к исходной переменной.
Пример №1. Решите уравнение х4 - 5х3 + 6х2 - 5х + 1 = 0.
Решение. Разделим обе части уравнения на х2. После группировки получаем + 6 = 0. Замена t = позволяет свести это уравнение к квадратному уравнению t2 - 5t + 4 = 0. Сумма коэффициентов уравнения равна нулю (1-5+4=0), то t1 = 1, t2 = = 4.
В результате имеем совокупность двух уравнений = 1 или = 4.
Приведем их к целому виду.
-
х2 - х + 1 = 0 2) х2 - 4х + 1 = 0
D = - 3, - 3 0 D1 = 3, 3 0
нет действительных корней х = 2
Ответ: 2 - ; 2 + .
Для возвратных уравнений более высоких степеней верны следующие утверждения:
-
вдвое меньшей степени подстановкой = t;
-
возвратное уравнение нечетной степени обязательно имеет корень х = - 1 и после деления многочлена, стоящего в левой части этого уравнения, на двучлен х + 1, приводится к возвратному уравнению четной степени.
Пример № 2. Решите уравнение 6х4 + 35х3 + 62х2 + 35х + 6 = 0.
Решение. Разделим обе части уравнения на х2. После группировки получаем
6 + 62 = 0. Полагая = у, получаем 6у2 + 35у + 50 = 0, D=25, у1 = - и у2 = -.
-
= - 2) = -
2х2 + 5х + 2 = 0 3х2 + 10х + 3 = 0
D = 9, х1 = - 2 и х2 = - D = 64, х3 = - 3 и х4 = -
Ответ: -3; -; -2; -.
VI Сообщение ученика о решении дробных рациональных уравнений
Дробным рациональным уравнением называют уравнение, если левая или правая часть является дробным выражением.
Пример №1. Решите уравнение х2 + .
Решение. Слева имеем сумму двух квадратов. Дополним эти два слагаемых до квадрата разности: х2 - 2х + = 7. Свернем полный квадрат и в скобках приведем к общему знаменателю:
+ = 7,
+ 6 = 7.
Введем замену: = t.
Уравнение примет вид: t2 + 6t - 7 = 0, t1 = - 7, t2 = 1.
-
= - 7 2) = 1
= 0
D= - 35, нет действительных корней D = 13, х =
х х
Ответ: , .
Пример №2. Решите уравнение + .
Решение. Если положить u = , v = , то получим уравнение u2 + v2 = u v. Перепишем это уравнение в виде 2u2 - 5uv + 2v2 = 0 (1). х = 1 не является корнем исходного уравнения, значит v 0. Поэтому мы можем обе части уравнения (1) разделить на v2 (v 0). Выполнив деление, получим уравнение 2, замена = у.
2у2 - 5у + 2 = 0, D= 9, у1 = 2 и у2 = .
Итак, = 2 или = .
Так как = , то имеем совокупность двух уравнений:
= 2 или = .
Решим их.
-
х2 - х - 2 = 2х2 +2х - 4 2) 2х2 - 2х - 4 = х2 + х - 2
х2 + 3х - 2 = 0 х2 - 3х - 2 = 0
D = 17 D = 17
х1= , х2 = . х3= , х4 = .
Ответ: , , , .
VII Подведение итогов урока