- Преподавателю
- Математика
- Решение практических задач как эффективное обучение математике
Решение практических задач как эффективное обучение математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Дугданова Е.Б. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Решение практических задач как эффективное обучение математике
Известно, что эффективно такое обучение, которое в единстве с воспитанием и наряду с изложением учебного материала обеспечивает активизацию мыслительной деятельности всех учащихся и сознательное овладение ими системой научных знаний, побуждает у них потребность в этих знаниях и вызывает интерес к предмету, соответствует развитию способностей каждого учащегося, прививает умения и навыки применять полученные знания на практике и самостоятельно приобретать их. Эффективному обучению математике во многом способствует решение задач с практическим содержанием. Потребность в использовании практических материалов при обучении школьников математике определяется тем, что возникновение, формирование и развитие математических понятий имеют своим источником чисто человеческие ощущения и восприятия, а также и тем, что в познавательной деятельности учащегося имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки и т. п. облегчает учителю возможность организовать целесообразную учебную деятельность учащихся.
Все это способствует более глубокому усвоению теоретических положений, формированию умения применять математические знания на практике, позволяет в ряде случаев ознакомить школьников с процессами производства.
Для развития прикладных математических навыков при подборе упражнений, по нашему мнению, необходимо формировать следующие навыки и умения:
-
целеустремленное составление и анализ математических моделей реальных задач и развитие соответствующей интуиции на доступном учащимся уровне;
-
отбор данных, нужных для решения задачи, прикидка их необходимой точности;
-
выбор заранее не заданного метода исследования;
-
составление задач, решение с помощью предварительного вывода аналитических зависимостей;
-
составление задач, требующих для своего решения знаний из различных разделов курса;
-
доведение решения задач до практически приемлемого результата;
-
применение справочников и таблиц;
-
прикидки, оценки порядков величин;
-
действия с различными величинами;
-
методы контроля правильности решения.
Материал для составления прикладных задач можно заимствовать из справочников по различным отраслям народного хозяйства, а также при чтении современной технической литературы и ознакомлении с народнохозяйственными планами страны.
Избегая однообразия и шаблона при составлении задач, целесообразно применять различные формулировки условий, в том числе такие, в которых существенно выделена описательная часть, формулировки-рассказы, задачи-расчеты и др.
Для обеспечения лаконичности и наглядности формулировок зачастую полезно переносить некоторые элементы из словесной формулировки на чертеж (схему, диаграмму и т. д.), показывая учащимся чертеж-условие, добиваться самостоятельного решения и задачи.
Следует иметь в виду, что задачи с практическим содержанием не могут составить единой самостоятельной дидактической системы задач, обеспечивающей необходимое закрепление всего теоретического материала, изучаемого на уроках математики.
Условно воспитательные возможности прикладной направленности школьного курса математики можно разделить на мировоззренческие и социально-педагогические, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и реализуются через составляющие компоненты.
Мировоззренческие функции отличает относительное постоянство, тогда как социально-педагогические функции более подвижны, поскольку они зависят от целей и задач, поставленных перед школой на определенном этапе развития общества. Большую роль в формировании мировоззрения учащихся играет историзм в преподавании математики. Это связано с тем, что подавляющее большинство понятий классической математики обязано своим происхождением практике. Именно поэтому, говоря об истории возникновения математического понятия на основе рассмотрения прикладной задачи, желательно прослеживать его эволюцию с выяснением причин.
Анализ различных методических подходов к формированию того или иного математического понятия должен сопровождаться определением методологических достоинств и недостатков этих подходов.