Решение практических задач как эффективное обучение математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение практических задач как эффективное обучение математике

Известно, что эффективно такое обучение, которое в единстве с воспитанием и наряду с изложением учебного материала обес­печивает активизацию мыслительной деятельности всех учащихся и сознательное овладение ими системой научных знаний, побуждает у них потребность в этих знаниях и вызывает интерес к предмету, соответствует развитию способностей каждого учащегося, прививает умения и навыки применять полученные знания на практике и самостоятельно приобретать их. Эффективному обучению математи­ке во многом способствует решение задач с практическим содер­жанием. Потребность в использовании практических материалов при обучении школьников математике определяется тем, что возникнове­ние, формирование и развитие математических понятий имеют своим источником чисто человеческие ощущения и восприятия, а также и тем, что в познавательной деятельности учащегося имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных вос­приятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки и т. п. облегчает учителю возможность организовать целесообразную учебную деятельность учащихся.

Все это способствует более глубокому усвоению теоретических положений, формированию умения применять математические знания на практике, позволяет в ряде случаев ознакомить школьников с процессами производства.

Для развития прикладных математических навыков при подборе упражнений, по нашему мнению, необходимо формировать следую­щие навыки и умения:

  • целеустремленное составление и анализ математических моде­лей реальных задач и развитие соответствующей интуиции на доступ­ном учащимся уровне;

  • отбор данных, нужных для решения задачи, прикидка их необходимой точности;

  • выбор заранее не заданного метода исследования;

  • составление задач, решение с помощью предварительного вы­вода аналитических зависимостей;

  • составление задач, требующих для своего решения знаний из различных разделов курса;

  • доведение решения задач до практически приемлемого ре­зультата;

  • применение справочников и таблиц;

  • прикидки, оценки порядков величин;

  • действия с различными величинами;

  • методы контроля правильности решения.

Материал для составления прикладных задач можно заимствовать из справочников по различным отраслям народного хозяйства, а также при чтении современной технической литературы и ознакомлении с народнохозяйственными планами страны.

Избегая однообразия и шаблона при составлении задач, целе­сообразно применять различные формулировки условий, в том числе такие, в которых существенно выделена описательная часть, форму­лировки-рассказы, задачи-расчеты и др.

Для обеспечения лаконичности и наглядности формулировок зачастую полезно переносить некоторые элементы из словесной фор­мулировки на чертеж (схему, диаграмму и т. д.), показывая уча­щимся чертеж-условие, добиваться самостоятельного решения и за­дачи.

Следует иметь в виду, что задачи с практическим содержанием не могут составить единой самостоятельной дидактической системы задач, обеспечивающей необходимое закрепление всего теоретическо­го материала, изучаемого на уроках математики.

Условно воспитательные возможности прикладной направленнос­ти школьного курса математики можно разделить на мировоззрен­ческие и социально-педагогические, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и реализуются через составляющие компоненты.

Мировоззренческие функции отличает относительное постоянство, тогда как социально-педагогические функции более подвижны, по­скольку они зависят от целей и задач, поставленных перед школой на определенном этапе развития общества. Большую роль в фор­мировании мировоззрения учащихся играет историзм в преподавании математики. Это связано с тем, что подавляющее большинство поня­тий классической математики обязано своим происхождением прак­тике. Именно поэтому, говоря об истории возникновения математи­ческого понятия на основе рассмотрения прикладной задачи, жела­тельно прослеживать его эволюцию с выяснением причин.

Анализ различных методических подходов к формированию того или иного математического понятия должен сопровождаться опреде­лением методологических достоинств и недостатков этих подходов.

© 2010-2022