Устный счет-как средство формирования вычислительных навыков

          Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является актуальным, т.к. широкое распространение калькуляторов ставит необходимость отработки этих умений.  В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных  вычислительных умений и навыков. Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами. Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Устный счет- как средство

формирования вычислительных навыков



Серебренникова Вера Александровна,

учитель математики МБОУ СОШ №89













г.Челябинск

Вопрос о значимости формирования устных вычислительных навыков на сегодняшний день является актуальным, т.к. широкое распространение калькуляторов ставит необходимость отработки этих умений. В связи с этим значительная часть заданий всех существующих сегодня учебников математики направлена на формирование устных вычислительных умений и навыков.

Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения, приобретение которых означит необходимость для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.

О сформированности любого умственного действия можно говорить лишь тогда, когда ученик сам выполняет все операции вычислительного характера.

Отличительным признаком навыка, как одного из видов деятельности человека, является автоматизированный характер этой деятельности, тогда как умение представляет собой сознательное действие.

Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы для выполнения преобразований в любом разделе математики. Учащиеся не обученные вычислительным навыкам не могут успешно учиться.

Устные упражнения необходимы для того, чтобы:

-активируют мыслительную деятельность обучающихся;

-развивают память,

-тренируют внимание,

-развивают способность воспринимать сказанное на слух,

-активизируют быстроту реакции;

Таким образом, на уроке математики формирование устных вычислительных навыков занимает большое место. Одной из форм работы по формированию вычислительных навыков являются устные упражнения.

- устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности;

- быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным

Для оценки уровня наличия у учащихся того или иного умения требуется провести определенную работу, направленную на его установление.

Для того чтобы установить уровень вычислительных умений и навыков учащихся, необходимо разработать самостоятельные работы, тестовые задания, письменные проверочные работы, которые помогают узнать, какие навыки у ребят уже сформированы, и над чем нужно работать. Кроме того, анализируя эти работы можно выявить и наиболее встречающиеся ошибки.

Каждая самостоятельная работа может иметь свою определенную цель, но система таких работ должна выполнять свое назначение - проверку вычислительных умений и навыков учащихся.

После того как, диагностика вычислительных умений учащихся проведена, необходимо выбрать методику совершенствования вычислительной подготовки..

Всем известно, что хорошо развитые у учащихся навыки устного счета - одно из условий их успешного обучения в старших классах.

Устные упражнения могут быть разнообразны по форме, содержанию и степени сложности, могут носить тренировочный, контролирующий или обобщающий характер.

Устные упражнения играют немаловажную роль в повышении вычислительных навыков учащихся и эффективности урока. Здесь имеет значение, какие упражнения подбираются для каждой темы урока, в какой момент они предлагаются.

При выполнении устных упражнений учителю не следует часто спрашивать ответ у сильных учащихся, это ослабляет инициативу и находчивость средних и слабых школьников.

Вычислять быстро, подчас на ходу - это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. Калькулятор не может обеспечить ответ на все возникающие вопросы

Работая над этой темой, приходишь к выводу, что формирование устных вычислительных навыков у учащихся в процессе изучения ими математики - это длительный процесс, и является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателем математики в современной школе.

Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Они должны соответствовать теме и цели урока, помогать усвоению изучаемого на данном уроке или закреплять ранее пройденный материал. Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала.

Основная цель применения устных упражнений- отработка вычислительных навыков. Опыт показал, что для достижения цели учитель обязан решить следующие задачи:

1) закрепление знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для самостоятельной деятельности на уроке;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) отработка до автоматизации навыков простейших вычислений и преобразований.


© 2010-2022