- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по геометрии на тему Основные свойства геометрических фигур
Разработка урока по геометрии на тему Основные свойства геометрических фигур
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бирюкова Л.Н. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка серии уроков по теме:
Выполнила учитель
математики МОУ СОШ №2
с углублённым изучением
отдельных предметов г. Ставрополя
Бирюкова Людмила Николаевна.
Цели работы:
Создать методические блоки - как основу для подготовки к урокам по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур»;
Обобщить опыт работы по указанной теме и поделиться им с молодыми коллегами.
Задачи работы:
- Раскрыть основные содержательные линии, указанной темы;
- Показать использование методических приёмов в рамках поурочного планирования по отдельным темам;
- Привести используемые материалы отработки практических навыков, использования основных свойств геометрических фигур;
- Проиллюстрировать поурочный материал наглядными пособиями, способствующими развитию логического мышления.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
№ блока
Форма работы
1
Введение в геометрию
1
1
Лекция.
2
Геометрические фигуры. Точка и прямая.
1
Работа с учебником.
3
Расположение точек на прямой.
1
2
Диктант.
4
Отрезок. Измерение отрезков.
1
Творческая работа.
5
Полуплоскость.
1
3
Творческая работа.
6
Полупрямые.
1
Диктант.
7
Угол. Свойства измерения углов.
1
4
Графическая работа.
8
Свойства откладывания отрезков и улов.
1
Графическая работа.
9
Треугольник.
1
5
Фронтальная беседа.
10
Существование треугольника равного данному.
1
Самостоятельная работа с учебником.
11
Параллельные прямые.
1
6
Учебный фильм.
12
Теоремы и доказательства. Аксиомы.
1
Зачётная работа.
13
Контрольная работа №1
1
7
Общий контроль.
Блок 1.
План занятия.
1. Организационный момент. Запись темы. Занятие.
2. Лекция учителя «Введение в геометрию».
3. Работа с учебником.
4. Обсуждение основных структурных элементов лекции.
5. Отработка умений оформлять геометрический чертёж.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛЕКЦИИ:
- Ребята, сегодня мы начинаем более глубокое изучение науки «ГЕОМЕТРИЯ». Геометрия возникла в глубокой древности. Как Вы думаете, какие задачи она призвана была решать? Правильно.
Она появилась в связи с необходимостью измерять расстояния,
площади земельных участков, возводить постройки, изготовлять орудия труда и предметы обихода.
Слово «геометрия» имеет греческое происхождение.
-Как Вы его переведете?
Да, это слово означает «землемерие».
Сейчас геометрия не ограничивается задачами измерения земли. Её методы и выводы проникли во многие области человеческой деятельности: в другие разделы математики, во многие иные науки, конструкторское дело, производство, архитектуру, живопись. В свою очередь наука и производство способствуют развитию геометрии. Выдвигая перед ней всё новые задачи.
Конструкция геометрии как науки присуща всем другим наукам школьного курса. Но поскольку в школе науки изучают на простейшем начальном уровне, то проследить это строение можно только на примере геометрической науки. Как же она устроена? См. рисунок_1.
За основу берется ряд утверждений, не требующих доказательств, выполняющихся независимо от нашего желания. Их назвали аксиомами. Это фундамент «здания». «Утепляющая прослойка» - предложения описательного характера, описывающие основные понятия. Это - определения.
При изучении свойств геометрических фигур проводятся рассуждения и обосновываются определенные факты с использованием аксиом. Определений и уже доказанных утверждений. Предложения, требующие доказательств, называются теоремами.
Изучение геометрии учит рассуждать, обосновывать свои решения, логически мыслить, способствует формированию и развитию грамотной речи.
Умения логически мыслить и обосновывать свои утверждения, Как вы понимаете, нужны не только математикам, в частности геометрам, но и любым ученым, а так же юристам, врачам, педагогам и людям любой другой профессии.
- Я убедила Вас, что геометрия важна, и изучать её нужно прилежно?
3. А теперь обратимся к учебнику стр. 3-4. Выделите главные мысли в п. 1 и 2. (Дается время на чтение).
4.Начиная обсуждение, надо обратить внимание учащихся на следующие моменты:
1.Как устроена геометрия?
2.Из чего состоит геометрия как наука?
3.Какие основные простейшие геометрические фигуры мы изучаем?
4.Какими свойствами обладают прямая и точка?
5.Как обозначаются эти фигуры на чертеже?
Выполняются чертежи, иллюстрирующие аксиому I. Рисунки 2 и 3
Делаются краткие записи, поясняющие чертеж.
5.Открываем стр.16 (учебник).
№1.Проведите прямую. Отметьте точку А , лежащую на прямой, и точку В , не лежащую на прямой. Проведите две пересекающиеся прямые. а и в. Отметьте точку С пересечения прямых; точку А на прямой а, не лежащую на прямой в; точку D, не лежащую ни на одной из прямых а и в.
. Выполнить, сделав краткие записи.
№2.(Устное решение).
Могут ли две различные прямые иметь две точки пересечения? (Нет, т.к. иначе через две точки можно провести не единственную прямую, а это противоречило бы аксиоме I).
Домашнее задание: отвечать устно на контрольные вопросы 1-4 стр.15 и решить №2,4.
Блок 2.
Цели урока: продолжить работу по изучению основных свойств точек и прямых (аксиома I и аксиома II), сформировать навыки оформления геометрических задач, воспитывать графическую культуру и культуру математической речи
Ход урока.
1.Познакомить с планом урока учащихся.
2. Диктант №1.( Чтение по вариантам. Вариант2 в скобках.)
-Изобразите и обозначьте точку А.(Начертите и обозначьте прямую а.)
-Начертите и обозначьте прямую в.(Назовите какую-нибудь геометрическую фигуру.)
-Сколько общих точек имеют две пересекающиеся прямые? (Сколько общих точек имеют две непересекающиеся прямые?)
-Могут ли две различные прямые иметь общие точки А и В (С и М)?
-Прямая в (а) проходит через точку С(Х) и не проходит через точку М (Р).Какая из этих точек лежит на прямой в( а)?
-Начертите две прямые, пересекающиеся в точке О(М).
Диктант выполняется учащимися ,которые все свои чертежи сопровождают краткими записями ,описывающими чертеж.
3. Учитель записывает тему. В ходе фронтальной беседы ученики вспоминают и дают ответы на вопросы:
-Что такое отрезок?
-Какие инструменты нужны для построения отрезка?
-Как обозначают отрезки?
Выполняется построение прямой.
. Отмечаются точки А, В, С на этой прямой.
-Сколько точек лежит на данной прямой?
-Сколько отрезков вы изобразили?
-Сколько точек лежит между точками А и С?
-Как найти длину отрезка АС, если известны длины АВ и ВС?
Учитель формулирует аксиомы II и III. Обращает внимание учащихся на то, что их надо запомнить наизусть и использовать при обосновании решения задач.
4. Предлагается решить задачи №7(1), 9, 12, 14. Примерное оформление:
№7(1)
Дано: пр. СD, М € отр. СD, СМ = 2,5 см, = 3,5 см.
Найти: СD
Решение: Т. к. М € отр. СD, то по АIII СD = СМ+ МD. СD = 2,5+3,5 = 6 см.
Ч. т. н.
№14.
Дано: пр. а, А € а, В € а, С € а, АВ = 2,7 м, АС = 3,2 м.
Найти: ВС
Решение: по АII возможны 3 случая
1.
С между А и В, тогда по АIII АВ = АС+ВС, а ВС = АВ-АС, ВС = 2,7-3,2 = -0,5м, что противоречит АIII 1 ВС>0 => такое расположение точек невозможно.
2 .
А между В и С, тогда по АIII ВС = АВ+АС, ВС = 2,7+3,2 = 5,9м.
3.
В между А и С, тогда по АIII ВС = АС-АВ, ВС = 3,2-2,7 = 0,5м.
Ответ. Задача имеет два решения: 5,9м и 0,5м.
Ч. т. н
Список методической литературы:
- Учебник А. В. Погорелова «Геометрия 7-9» М. Просвещение 2007г.
- Математика А. П. Ершов, В.В. Голобородько, А. С. Ершов Самостоятельные и контрольные работы «Алгебра и геометрия 7 класс» М. «Илекса» 2007г.
- Математика А. П. Ершов, В.В. Голобородько. Устные проверочные и зачетные работы «Устная геометрия 7-9» М. «Илекса» 2007г.
- Математические диктанты для 5-9 классов, книга для учителя Глазков Ю. А. и другие. М. Просвещение 1991г.