Дидактическая игра по математике для средних классов

Дидактические игры как средство активизации учебного процесса. Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести “центр тяжести” педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его творческих качеств. Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры, развивающие у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точк...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра "О, математика!"

Цели игры:

расширить знания учащихся; развивать познавательный интерес, интеллект;

показать необходимость знаний по математике в других науках, в частности в космонавтике и астрономии;

воспитать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;

формировать дружеские, товарищеские отношения, умение работать группой.

Участники: три команды по6-7 человек.

Оформление: часы с секундной стрелкой, гонг, карточки с вариантами ответов, табло, плакаты.

Девиз: "Математика- это полет".

В. Чкалов.

На стене: панно о космосе.

Ход игры.

  1. Два чтеца открывают игру.

Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Поведем сегодня с вами речь.

Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать советы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

  1. Сегодня мы собрались, чтобы провести игру "О, математика!", в которой вам предстоит показать знания в математике и астрономии, проявить смекалку, узнать что-то новое для себя, расширить свои представления о математике, ее применении, показать вашу работу в группах.

  2. Тестирование.

В игре принимают участие команды: "Треугольник" , "Квадрат" и "Круг".

На столе лежат геометрические фигуры: треугольники, квадраты и круги. Сейчас каждый из вас подойдет и выберет ту геометрическую фигуру, которая больше всего понравилась в данную минуту.

Тот, кто выбрал треугольник, садится за первый стол; кто квадрат- за второй; кто круг- за третий.

Я даю характеристику каждой фигуре.

Треугольник символизирует лидерство. Самой характерной особенностью человека, выбравшего этот символ, является способность концентрироваться на главной цели. Это сильная, энергичная, неудержимая личность. Треугольник ставит ясные цели и старается, по возможности, их достичь.

Квадрат. Основное качество личности, отдавшей предпочтение квадрату, - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство в достижении цели. Квадрат предпочитает раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.

Круг- самая доброжелательная фигура. Обладатель этого символа счастлив, когда все ладят друг с другом; круг ощущает чужую радость и боль, как свою собственную. Это очень чувствительная и эмоциональная натура.

  1. Правила игры.

Игра состоит из трех конкурсов: "Космонавтика", "Математика" и "занимательные задачи".

В каждом конкурсе игрокам предлагаются вопросы с вариантами ответов, которые напечатаны в книжечке.

После обдумывания (10 секунд) звучит гонг и представитель каждой команды показывает карточку с номером ответа. Команда, поднявшая карточку не вовремя или с неправильным ответом, получает - минус 20 баллов.

Правильный и своевременный ответ оценивается в 20 баллов.

Дважды за игру, в рекламную паузу, игроки показывают свое домашнее задание: стихотворение, частушку о математике, либо приветствие Царице всех наук собственного сочинения.

На доске один ассистент фиксирует каждый ответ, другой- следит за временем и подает звуковой сигнал.

  1. Ход игры.

  2. Я- банкир. В банке на счет каждой команды я положил 100 баллов. Я вам предлагаю совершить некоторую сделку: задаю вопрос и жду ответ. Если ответ правильный, то есть мне нравится ваше предложение, я даю вам премиальные- 20 баллов. Если ответ неправильный, то с вашего счета будут сняты 20 баллов. В конце игры вы должны вернуть мне мои баллы и накопить свой собственный капитал.

1 конкурс. Космонавтика.

Внимание, вопрос.

1.Кто был первым летчиком-космонавтом?

А. Циолковский. Б. Королев.

В. Гагарин. Г. Леонов.

2. Назовите корабль, на котором летал первый космонавт.

А. Восход-1. Б. Восток-1.

В. Союз-1. Г. Ковер-самолет-1.

3. Какой год считается годом освоения космоса?

А. 1961 г. Б. 1947 г.

В. 1957 г. Г. 1964 г.

4. Назовите фамилию космонавта, который первым вышел в открытый космос.

А. Титов. Б. Гагарин.

В. Комаров. Г. Леонов.

5. Кто был Генеральным конструктором космических кораблей?

А. Циолковский. Б. Гагарин.

В. Королев. Г. Леонов.

6. Какая планета расположена ближе всего к солнцу?

А. Меркурий. Б. Венера.

В. Марс. Г. Земля.

7. Назовите самую большую планету.

А. Юпитер. Б. Сатурн.

В. Уран. Г. Нептун.

8. Какая планета была вычислена с помощью математики, то есть открыта на кончике пера?

А. Уран. Б. Сатурн.

В. Нептун. Г. Плутон.

9. Какая планета дальше всего отстоит от Солнца?

А. Меркурий. Б. Венера.

В. Плутон. Г. Земля.

10. Какая планета имеет больше всего спутников?

А. Уран. Б. Сатурн.

В. Нептун. Г. Юпитер.

11. В каком созвездии находится Полярная звезда?

А. В созвездии Большой Медведицы.

Б. В созвездии Малой Медведицы.

В. В созвездии Тельца.

Г. В созвездии Рыбы.

2 конкурс. Домашнее задание.

(рекламная пауза).

А сейчас мы будем прославлять царицу всех наук- математику. Вы должны были приготовить домашнее задание. Мы рады вас послушать.

3 конкурс. Математика.

А теперь ответим на математические вопросы.

  1. Назовите четырехугольник, у которого все стороны и диагонали равны.

А. Прямоугольник. Б. Квадрат.

В. Ромб. Г. Параллелограмм.

2. Какое из перечисленных свойств не является свойством прямоугольника?

А. Диагонали перпендикулярны.

Б. Диагонали равны.

В. Углы прямые.

Г. Противоположные стороны параллельны.

3. У какого четырехугольника диагонали не равны?

А. У равнобокой трапеции.

Б. У прямоугольника.

В. У параллелограмма.

Г. У квадрата.

4. Отношение противолежащего катета к гипотенузе- это …

А. Синус. Б. Косинус.

В. Тангенс. Г. Котангенс.

5. Отношение прилежащего катета к гипотенузе- это …

А. Синус. Б. Косинус.

В. Тангенс. Г. Котангенс.

6. Если дискриминант больше нуля, то уравнение имеет…

А. Один корень. Б. Два корня.

В. Не имеет корней. Г. Не имеет листьев.

7. Графиком квадратичной функции является…

А. Прямая. Б. Гипербола.

В. Парабола. Г. Окружность.

8. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны, - это…

А. Радиус. Б. Высота.

В. Биссектриса. Г. Медиана.

9. Как называются два угла, если стороны одного из них являются продолжением сторон другого?

А. Смежные. Б. Вертикальные.

В. Центральные. Г. Внешние.

4 конкурс. Волшебный сундучок.

Внимание, "Волшебный сундучок".

То, что лежит в этом волшебном сундучке, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью- признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.

Вопрос. Что в волшебном сундучке?

(Циркуль.)

4 конкурс. Занимательные задачи.

А сейчас будут задачи на смекалку.

  1. Если у стола отпилить один угол, то сколько углов останется?

А. 3. Б. 4.

В. 5. Г. Нисколько.

2. Сколько минут надо варить крутое яйцо?

А. 2 минуты. Б. 3 минуты.

В. 5 минут. Г. Нисколько.

3. В комнате горело пять свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось?

А. 2. Б. 3.

В. 5. Г. Нисколько.

4. В комнате горели пять лампочек. Две из них перегорели. Сколько лампочек осталось?

А. 2. Б. 3.

В. 5. Г. Нисколько.

5. Сколько раз в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" старик ходил к морю просить рыбку исполнить его пожелания?

А. 3. Б. 5.

В. 7. Г. Ни разу.

6. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?

А. 9. Б. 10.

В. 11. Г. 12.

7. На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел один стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов осталось на столе?

А. 1. Б. 2.

В. 3. Г. 4.

8. Сказку "Дикие лебеди" написал …

А. Толстой. Б. Ш. Перро.

В. Андерсен. Г. Седуксен.

9. Как называется явление природы, когда Луна находится между Солнцем и Землей на одной прямой линии?

А. Лунное затмение. Б. Солнечное затмение.

В. Земное затмение. Г. Затмение мозгов.

5. Подведение итогов.

Я поздравляю команду с победой и всем хочу напомнить слова Павла Антокольского.

Продолжается век.

И другой приближается век.

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам.

Никогда, никогда, никогда

Не отдаст человек

Своего превосходства

Умнейшим машинам.

На этом я хочу игру завершить. Спасибо всем.

















© 2010-2022