- Преподавателю
- Математика
- Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год
Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Варламова Т.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алкинская основная общеобразовательная школа»
Разработка урока математики в 5 классе.
Тема: Меры времени. Год.
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. (4-й урок по теме из 5-и)
Учитель: Варламова Татьяна Викторовна
Дата:
Тема
Меры времени. Год.
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Тип урока:
Урок изучения нового материала
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. (4-й урок по теме из 5-и)
Педагогические задачи:
образовательные: создать условия для закрепления умения определять время по часам с точностью до минуты, наглядного представления о единицах времени и знания соотношений между ними, нумерации чисел в пределах 1 000; повторить известные единицы времени; познакомить с новыми единицами измерения времени; усвоить их отношения с введенными ранее единицами; получить наглядное представление о каждой новой единице времени;
коррекционно-развивающие: показать практическое применение знаний единиц измерения времени на уроках, в жизни; познакомить с историей календаря; способствовать развитию мыслительных процессов, речи;
воспитательные: содействовать воспитанию умения правильно распределять время; показать ценность времени, его необратимость, скоротечность.
образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность
Ожидаемые (планируемые) результаты:
Предметные: научатся использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Регулятивные: получатт возможность самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные: научатся использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: будет сформировано целостное восприятие окружающего мира.
Оборудование:
карточки с единицами времени для игры «Время роста»; таблица соотношений единиц времени; модели часов; календари (по количеству учащихся).
Карточки с заданиями для игрового момента «Экзамен»; текст из «Книги рекордов Гинеса»
УМК
М.Н. Перова, Г.М. Капустина Математика 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013 г
Перова М.Н., Яковлева И.М. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов математика 5 класс.
Ерина Т.М. рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина.
Ход урока
I. Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.
- Какое сегодня число?
- Какой идет месяц?
- Какой день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
Учитель читает стихотворение.
Время идет, как поезд идет.
Время летит, как самолет.
Чтобы от времени не отставать,
Людям приходится рано вставать.
Но для того, кто в постели лежит
Под одеялом и тянется,
Время - оно совсем не бежит,
А тянется, тянется, тянется…
А. Усачев
Загадка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)
- Как думаете, какой теме будет посвящен наш урок? (Высказывания учащихся.)
- Ну, а для того чтобы на нашем уроке время не тянулось, я подготовила для вас интересные задания.
II. Устный счет, актуализация чувственного опыта учащихся
1. Дидактическая игра «Время роста».
По ходу чтения стихотворения учитель вывешивает карточки с мерами времени.
Время мерить очень просто без курантов и часов:
У всего есть Время роста - у людей, зверей, лесов…
Дом растет за три недели, тянутся лет тридцать ели,
А щенок - он подрастет до собаки через год.
Выше крыши вырастает за ночь вьюжную сугроб.
А когда снега растают… к солнцу тянется укроп.
Дни растут быстрее летом.
И ребята лет шести, как грибы, растут с рассветом,
Чтоб до школы подрасти.
Города растут веками, счет у бабочек на дни…
Не растут одни лишь камни, клюшки старые да пни!
А. Усачев
- Назовите знакомые единицы измерения времени. (Неделя, ночь, день.)
- Какую единицу времени составляют день и ночь? (Сутки.)
- Какие единицы времени знаете еще? (По ходу ответов учащихся выставляются карточки с названиями.)
- Расположите их в порядке возрастания (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц.)
Учащиеся расставляют понятия и объясняют их значения, учитель дополняет и обращает внимание на таблицу соотношения мер времени.
Секунда - самая маленькая единица измерения времени, от латинского «второе деление».
Минута - единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».
Час - единица времени, равная 60 мин.
Сутки - единица времени, равная 24 ч.
Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке. Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.
Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.
2. Минутка чистописания.
Учитель демонстрирует плакат, на котором даны соотношения единиц измерения времени.
- Обратите внимание на сокращенную запись единиц измерения времени.
- Какой месяц составляет исключение? Почему? (Февраль, 28, 29 суток.)
- Вернемся к нашему стихотворению «Время роста». Вспомните, сколько времени требуется для роста дома. (Дом растет за три недели.)
- Сколько дней будет затрачено на строительство дома? (21.)
- Докажите. (Так как в одной неделе 7 дней, то три недели составят 21 день.)
- Какие меры времени мы не рассмотрели? (Год, век.)
- К ним мы вернемся позже.
3. Решение рифмованной задачи «Сосчитайте, сколько дней».
Мы только с парохода, мы только из похода -
Десять недель гостили на воде.
А сколько это дней? Считай-ка поверней! (7 · 10 = 70 дней.)
4. Дидактическая игра «Найди часы».
Учитель демонстрирует таблицу, на которой изображены циферблаты часов.
- Рассмотрите таблицу и найдите часы, которые показывают 8 ч, 12 ч, 13 ч, 18 ч.
5. Работа с моделями часов «Какое время?».
- Я веду рассказ, а вы показываете время, используя модели часов.
Задача. Машенька встала в 7 ч утра, оделась, позавтракала и в 8 ч побежала в детский садик. Туда она пришла в 8:30. В детском саду она играла с детьми, пообедала и в 12:30 легла спать. Поспала 2 ч, встала и спросила, сколько времени.
- Сколько времени стало? (14:30.)
- День или ночь? (День.)
В 17:45 ее забрала мама и через полчаса Машенька с мамой были дома. Во сколько они были дома? (18:15.)
- День или вечер? (Вечер.)
III. Изучение нового материала.
- Мы вспомнили естественно-научное определение времени, единицы измерения времени и их соотношения. Данные знания применили при решении задач.
- Вспомните, какие единицы времени встретились в стихотворении? (Год, век.)
- Что обозначают данные единицы измерения времени? (Высказывания учащихся.)
- Где с ними встречаемся? (Высказывания учащихся.)
- Сегодня познакомимся с данными единицами измерения времени и их соотношениями.
Открывается тема урока.
- Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звездный, солнечный, лунный, календарный годы.
- В одном году 12 месяцев.
- Перечислите, какие месяцы составляют 1 год.
- В каждом из них по 30, 31 дню. Мы говорили, что есть месяц-исключение - февраль. В нем 28 дней, а один раз в четыре года - 29 дней. Поэтому:
- Год, в котором 366 дней, называют високосным, то есть в этот год в феврале 29 дней:
- Век - промежуток времени, равный ста календарным годам. Сейчас идет XXI век.
- Как определить долготу месяцев, используя собственный кулак? (По косточкам.)
Определение длинных и коротких месяцев, используя кулаки
III. Актуализация опорных знаний.
1) Игровой момент «Экзамен». Работа в группе.
«Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения): (Задания выдаются учащимся в напечатанном виде на пару)
Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?
Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?
Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
2) Проверьте правильность выполнения задания:
-
0,2 + 0,3 = 0,5
-
0,03 + 0,04 = 0,07
-
0,81 + 1 = 0,82
-
0,37 + 0,21 0,58
-
0,12 + 0,4 = 0,16
-
0,1 + 0,01 = 0,11
-
0,76 + 0,2 = 0,96
-
5 + 3,8 + 1,2 = 9,1
-
0,8 + 0,7 + 0,2 = 1,7
-
3,5 + 4,5 = 8
Сравнение с эталоном: - - ^-^- - ^- -
3) рабочая тетрадь: стр. 102 № 5
Проверка выполненной работы, корректировка (если необходимо):
а)7,25 - 0,99 = 6,26
б) 9,34 + 4,98 = 14,32
в)146,2 + 99,9 = 246,1
г) 49,9 - 47,81 = 2,09
д) 9,99 + 0,01 = 10
е) 11 - 6,8 = 4,2
ж) 0,13 + 0,87 = 1
з) 51,84 - 0,84 =51
IV. Физкультминутка. Мультяшный герой проводит физкультминутку. Материалы «ВИДИОУРОК»
V. Коррекция и первичное закрепление знаний.
- Как человек ориентируется во времени? (Высказывания учащихся.)
- Что ему помогает? (Часы, календари.)
Календарь - неотъемлемая часть повседневной жизни. Это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. Наиболее известны карманные, отрывные, настольные, настенные календари. Бывают календари музыкальными, спортивными, религиозными, звездными. Календарь удобен, чтобы вести счет времени - годам, месяцам, неделям, дням. По календарю видно, что в году 12 месяцев, как называется каждый месяц, какой месяц за каким идет, сколько в каждом месяце дней, недель. Новый год всегда начинается с 1 января, но не всегда с понедельника, поэтому на каждый год составляется новый табель-календарь.
Практическая работа с календарем.
У каждого ученика на парте лежат календари.
- Рассмотрите календарь. Сколько месяцев в календаре? (12 месяцев.)
- Как называется единица измерения времени, которая содержит 12 месяцев? (Год.)
- Сколько дней в феврале? (Ответы учащихся в зависимости от того, какой год идет.)
- Как называется год, в котором в феврале … дней?
- Сколько дней в январе? (31.)
- На какой день приходится 1 января?
- Сколько недель в январе?
- На какие дни выпадают праздничные дни?
- Каким цветом обозначены праздники?
- Перечислите все праздничные дни, отмеченные в календаре.
- Для чего нам необходимо владеть данными знаниями?
V. Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера.
На доске написано слово «Рекорд».
- Ребята, слово «рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».
Задание (компетентностно-ориентированное).
Просмотрите текст из «Книги рекордов Гиннеса». (Задания даются учащимся в напечатоном виде, отдельно каждому)
1) Выпишите только десятичные дроби.
2) Округлите дроби до единиц.
3) Запишите числа в порядке возрастания.
4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.
5) Вычислите сумму всех чисел.
6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.
Текст.
Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров. На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои - 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.
На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина - миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар - бельгий-ский конь - тяжеловоз - на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе. Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года.
VI. Закрепление знаний.
-
Работа по рабочей тетради: стр.80 № 241
2. Самостоятельная работа.
Выбери правильный ответ и поставь около него знак (+).
Тест
1. Указать «лишнюю» единицу измерения:
1 секунда;
1 месяц;
1 век;
1 метр.
2. Указать правильное произнесение фразы: 20 часов вечера или…
8 часов утра;
8 часов вечера;
7 часов вечера.
3. Указать время, которое длятся летние каникулы:
три месяца;
три недели;
меньше месяца.
5. Указать класс, в котором ты будешь учиться через год:
в седьмом;
в пятом;
в шестом.
VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо).
На доске:
«Модельный ответ:
-
107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5
-
107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20
-
2,19; 19,5; 44,5; 107,18
-
107,18 - 2, 19 = 104,99
-
107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37
-
107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»
VII. Формулирование выводов по изученному материалу .
Рассказ «Что я знаю про десятичную дробь?» (Самое главное.)
- А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?
VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Назовите единицы измерения времени. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.)
- Назовите наименьшую единицу измерения времени. (Секунда.)
- С какими единицами времени познакомились сегодня? (Год, век.)
- Вспомните соотношения данных единиц измерения времени. (1 год = = 365, 366 сут., 1 век = 100 лет.)
- Как называют год, в котором 366 дней? (Високосный.)
- Как человек ориентируется во времени? (При помощи часов, календарей.)
VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия)
Можно предложить ребятам такую ситуацию:
Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?
Домашнее задание:
1) Обязательное задание: задание в учебнике: стр. 136 № 562
2) дополнительное задание: задание в рабочей тетради стр.80 № 241 Составить таблицу для своей семьи.(можно включить родственников и друзей)
Домашнее задание:
-
Обязательное задание: стр. 197, № 1259, 1264,1265
-
Дополнительное задание: «Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна "магическому" числу 3».
1,2
1,4
0,7
При разработке урока использовались материалы компакт диска «Математика. Система уроков по учебнику М.П. Петровой, Г.М. Капустиной 5 класс образовательных учреждений VIII вида.»
При разработке урока использовались материалы компакт диска «УМК. Математика 5 класс. Преподавание по новым стандартам»
Самоанализ урока.
В классе, для которого разработан урок обучается 5 учащихся: из них 2-е по специальной (коррекционной) программе VIII вида и 3 ученика по общеобразовательной.
Усредненная характеристика класса по учебным (интеллектуальным) возможностям - очень разные учащиеся по интеллектуальным возможностям. Один ученик опережает одноклассников в обучении по математике, быстро вычисляет в уме, логически рассуждает, сравнивает, делает заключения быстро и правильно в устной форме, но не любит оформлять решение.
Общий поведенческий характер класса - активность.
специальной (коррекционной) программе VIII вида
по общеобразовательной.
Меры времени. Год.
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Урок изучения нового материала
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. (4-й урок по теме из 5-и)
Цели урока: повторить известные единицы времени; познакомить с новыми единицами измерения времени; усвоить их отношения с введенными ранее единицами; получить наглядное представление о каждой новой единице времени;
Цели урока: продолжить работу по формированию навыков сложения и вычитания десятичных дробей
Задачи урока: показать практическое применение знаний единиц измерения времени на уроках, в жизни; познакомить с историей календаря; способствовать развитию мыслительных процессов, речи.
Задачи урока: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.
Исходя из характеристики класса, где это возможно, провожу устный счет на актуализация чувственного опыта учащихся (на примере этого урока) - фронтальная работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Работа в группе, индивидуальная
Подбор материала урока: соответствует действительности, практического содержания и необходим для повседневной жизни.
Работа в рабочей тетради экономит время на уроке, решение «жизненных заданий» учащиеся выполняют с желанием и к следующему уроку они заполнят большую таблицу.
Материал урока доступен всем учащимися: проверяются умения применения знаний. Индивидуальная работа проводиться с целью приобретения навыков работать с информацией, выделять нужное, проводить требуемые расчеты.
Дополнительное домашнее задание учащиеся решают с удовольствием (оно поощряется оценкой в журнал, если выполнено хорошо), а так как дополнительно можно выполнить только, когда сделано обязательное, то проблем с домашней работой в этом классе нет.
Результативность урока: На уроке благоприятная эмоционально -психологическая обстановка. В течение всего урока учащиеся были включены в интересную, посильную работу. Проведение физминутки на уроке снимает усталость, подбадривает, работоспособность к концу урока не падает. Рефлексивное действие со стороны учащихся осуществлялось на протяжении всего урока. Ученики учились видеть ошибки, исправлять их, строить предположения. На протяжении всего урока учащиеся были включены в диалог. Ребята любят отвечать устно, при этом всегда обращается внимание на построение предложения, его смысловое значение.