Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкинская основная общеобразовательная школа»

Разработка урока математики в 5 классе.

Тема: Меры времени. Год.

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. (4-й урок по теме из 5-и)

Учитель: Варламова Татьяна Викторовна



Дата:

Тема

Меры времени. Год.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. (4-й урок по теме из 5-и)

Педагогические задачи:

 образовательные: создать условия для закрепления умения определять время по часам с точностью до минуты, наглядного представления о единицах времени и знания соотношений между ними, нумерации чисел в пределах 1 000; повторить известные единицы времени; познакомить с новыми единицами измерения времени; усвоить их отношения с введенными ранее единицами; получить наглядное представление о каждой новой единице времени;

 коррекционно-развивающие: показать практическое применение знаний единиц измерения времени на уроках, в жизни; познакомить с историей календаря; способствовать развитию мыслительных процессов, речи;

 воспитательные: содействовать воспитанию умения правильно распределять время; показать ценность времени, его необратимость, скоротечность.

 образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.

 развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, любознательность, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.

 воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность, самооценку, активность

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Предметные: научатся использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: получатт возможность самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные: научатся использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: будет сформировано целостное восприятие окружающего мира.

Оборудование:

карточки с единицами времени для игры «Время роста»; таблица соотношений единиц времени; модели часов; календари (по количеству учащихся).

Карточки с заданиями для игрового момента «Экзамен»; текст из «Книги рекордов Гинеса»

УМК

М.Н. Перова, Г.М. Капустина Математика 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2013 г

Перова М.Н., Яковлева И.М. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов математика 5 класс.

Ерина Т.М. рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина.

Ход урока

I. Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

- Какое сегодня число?

- Какой идет месяц?

- Какой день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

Учитель читает стихотворение.

Время идет, как поезд идет.

Время летит, как самолет.

Чтобы от времени не отставать,

Людям приходится рано вставать.

Но для того, кто в постели лежит

Под одеялом и тянется,

Время - оно совсем не бежит,

А тянется, тянется, тянется…

А. Усачев



Загадка: Какой знак надо поставить между цифрами 3 и 4, чтобы получилось число больше трех, но меньше четырех? (Как может одна запятая изменить число?)

- Как думаете, какой теме будет посвящен наш урок? (Высказывания учащихся.)

- Ну, а для того чтобы на нашем уроке время не тянулось, я подготовила для вас интересные задания.

II. Устный счет, актуализация чувственного опыта учащихся

1. Дидактическая игра «Время роста».

По ходу чтения стихотворения учитель вывешивает карточки с мерами времени.

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

Время мерить очень просто без курантов и часов:

У всего есть Время роста - у людей, зверей, лесов…

Дом растет за три недели, тянутся лет тридцать ели,

А щенок - он подрастет до собаки через год.

Выше крыши вырастает за ночь вьюжную сугроб.

А когда снега растают… к солнцу тянется укроп.

Дни растут быстрее летом.

И ребята лет шести, как грибы, растут с рассветом,

Чтоб до школы подрасти.

Города растут веками, счет у бабочек на дни…

Не растут одни лишь камни, клюшки старые да пни!

А. Усачев

- Назовите знакомые единицы измерения времени. (Неделя, ночь, день.)

- Какую единицу времени составляют день и ночь? (Сутки.)

- Какие единицы времени знаете еще? (По ходу ответов учащихся выставляются карточки с названиями.)

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- Расположите их в порядке возрастания (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц.)

Учащиеся расставляют понятия и объясняют их значения, учитель дополняет и обращает внимание на таблицу соотношения мер времени.

Секунда - самая маленькая единица измерения времени, от латинского «второе деление».

Минута - единица времени, равная 60 с, от латинского «маленький, мелкий».

Час - единица времени, равная 60 мин.

Сутки - единица времени, равная 24 ч.

Неделя - промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке. Семь дней недели отождествляли с известными в то время планетами.

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. Время от одного полнолуния до другого составляет 29 с половиной дней.

2. Минутка чистописания.

Учитель демонстрирует плакат, на котором даны соотношения единиц измерения времени.

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- Обратите внимание на сокращенную запись единиц измерения времени.

- Какой месяц составляет исключение? Почему? (Февраль, 28, 29 суток.)

- Вернемся к нашему стихотворению «Время роста». Вспомните, сколько времени требуется для роста дома. (Дом растет за три недели.)

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- Сколько дней будет затрачено на строительство дома? (21.)

- Докажите. (Так как в одной неделе 7 дней, то три недели составят 21 день.)

- Какие меры времени мы не рассмотрели? (Год, век.)

- К ним мы вернемся позже.

3. Решение рифмованной задачи «Сосчитайте, сколько дней».

Мы только с парохода, мы только из похода -

Десять недель гостили на воде.

А сколько это дней? Считай-ка поверней! (7 · 10 = 70 дней.)

4. Дидактическая игра «Найди часы».

Учитель демонстрирует таблицу, на которой изображены циферблаты часов.

- Рассмотрите таблицу и найдите часы, которые показывают 8 ч, 12 ч, 13 ч, 18 ч.

5. Работа с моделями часов «Какое время?».

- Я веду рассказ, а вы показываете время, используя модели часов.

Задача. Машенька встала в 7 ч утра, оделась, позавтракала и в 8 ч побежала в детский садик. Туда она пришла в 8:30. В детском саду она играла с детьми, пообедала и в 12:30 легла спать. Поспала 2 ч, встала и спросила, сколько времени.

- Сколько времени стало? (14:30.)

- День или ночь? (День.)

В 17:45 ее забрала мама и через полчаса Машенька с мамой были дома. Во сколько они были дома? (18:15.)

- День или вечер? (Вечер.)


III. Изучение нового материала.

- Мы вспомнили естественно-научное определение времени, единицы измерения времени и их соотношения. Данные знания применили при решении задач.

- Вспомните, какие единицы времени встретились в стихотворении? (Год, век.)

- Что обозначают данные единицы измерения времени? (Высказывания учащихся.)

- Где с ними встречаемся? (Высказывания учащихся.)

- Сегодня познакомимся с данными единицами измерения времени и их соотношениями.

Открывается тема урока.

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- Год - промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В астрономии различают звездный, солнечный, лунный, календарный годы.

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- В одном году 12 месяцев.

- Перечислите, какие месяцы составляют 1 год.

- В каждом из них по 30, 31 дню. Мы говорили, что есть месяц-исключение - февраль. В нем 28 дней, а один раз в четыре года - 29 дней. Поэтому:

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- Год, в котором 366 дней, называют високосным, то есть в этот год в феврале 29 дней:

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- Век - промежуток времени, равный ста календарным годам. Сейчас идет XXI век.

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- Как определить долготу месяцев, используя собственный кулак? (По косточкам.)

Определение длинных и коротких месяцев, используя кулаки

III. Актуализация опорных знаний.

1) Игровой момент «Экзамен». Работа в группе.

«Экзаменационные вопросы» (вопросы для повторения): (Задания выдаются учащимся в напечатанном виде на пару)

 Какие числа принято записывать в виде десятичных дробей?

 Каким способом можно сравнить десятичные дроби? Что произойдет с десятичной дробью, если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нули?

 Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

2) Проверьте правильность выполнения задания:


  1. 0,2 + 0,3 = 0,5

  2. 0,03 + 0,04 = 0,07

  3. 0,81 + 1 = 0,82

  4. 0,37 + 0,21 0,58

  5. 0,12 + 0,4 = 0,16

  6. 0,1 + 0,01 = 0,11

  7. 0,76 + 0,2 = 0,96

  8. 5 + 3,8 + 1,2 = 9,1

  9. 0,8 + 0,7 + 0,2 = 1,7

  10. 3,5 + 4,5 = 8

Сравнение с эталоном: - - ^-^- - ^- -

3) рабочая тетрадь: стр. 102 № 5

Проверка выполненной работы, корректировка (если необходимо):

а)7,25 - 0,99 = 6,26

б) 9,34 + 4,98 = 14,32

в)146,2 + 99,9 = 246,1

г) 49,9 - 47,81 = 2,09

д) 9,99 + 0,01 = 10

е) 11 - 6,8 = 4,2

ж) 0,13 + 0,87 = 1

з) 51,84 - 0,84 =51

IV. Физкультминутка. Мультяшный герой проводит физкультминутку. Материалы «ВИДИОУРОК»

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

- Как человек ориентируется во времени? (Высказывания учащихся.)

- Что ему помогает? (Часы, календари.)

Календарь - неотъемлемая часть повседневной жизни. Это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. Наиболее известны карманные, отрывные, настольные, настенные календари. Бывают календари музыкальными, спортивными, религиозными, звездными. Календарь удобен, чтобы вести счет времени - годам, месяцам, неделям, дням. По календарю видно, что в году 12 месяцев, как называется каждый месяц, какой месяц за каким идет, сколько в каждом месяце дней, недель. Новый год всегда начинается с 1 января, но не всегда с понедельника, поэтому на каждый год составляется новый табель-календарь.

Практическая работа с календарем.

У каждого ученика на парте лежат календари.

- Рассмотрите календарь. Сколько месяцев в календаре? (12 месяцев.)

- Как называется единица измерения времени, которая содержит 12 месяцев? (Год.)

- Сколько дней в феврале? (Ответы учащихся в зависимости от того, какой год идет.)

- Как называется год, в котором в феврале … дней?

- Сколько дней в январе? (31.)

- На какой день приходится 1 января?

- Сколько недель в январе?

- На какие дни выпадают праздничные дни?

- Каким цветом обозначены праздники?

- Перечислите все праздничные дни, отмеченные в календаре.

- Для чего нам необходимо владеть данными знаниями?

V. Выполнение воспитанниками заданий обобщающего и систематизирующего характера.

На доске написано слово «Рекорд».

- Ребята, слово «рекорд» имеет отношение к математике или нет, как вы думаете? Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми интересными рекордами из знаменитой «Книги рекордов Гиннесса».

Задание (компетентностно-ориентированное).

Просмотрите текст из «Книги рекордов Гиннеса». (Задания даются учащимся в напечатоном виде, отдельно каждому)

1) Выпишите только десятичные дроби.

2) Округлите дроби до единиц.

3) Запишите числа в порядке возрастания.

4) Найдите разность между наибольшим и наименьшим числами.

5) Вычислите сумму всех чисел.

6) Представьте наибольшее число в виде суммы разрядных слагаемых.

Текст.

Датский дог Гибсон был самой высокой в мире собакой. Его рост составлял 107,18 см от пола до плеча, а на задних лапах он достигал 2,19 метров. На этом фото Гибсон играет со своим другом Зои - 19-сантиметровой чихуахуа. Самая высокая собака в мире умерла от рака кости 12 августа 2009 года.

На 7 июля 2006 года самой маленькой лошадью была Тамбелина - миниатюрная гнедая кобыла 44,5 см в холке, хозяевами которой являются Кей и Пол Госслинг из Сейнт-Луиса, штат Миссури. Радар - бельгий-ский конь - тяжеловоз - на 27 июля 2004 года составлял 19,5 ладоней без копыт. Радар живет на ферме в Техасе. Лошадок сфотографировали вместе для Книги рекордов Гиннеса 3 сентября 2006 года.

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа по рабочей тетради: стр.80 № 241

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год


2. Самостоятельная работа.

Выбери правильный ответ и поставь около него знак (+).

Тест

1. Указать «лишнюю» единицу измерения:

1 секунда;

1 месяц;

1 век;

1 метр.

2. Указать правильное произнесение фразы: 20 часов вечера или…

8 часов утра;

8 часов вечера;

7 часов вечера.

3. Указать время, которое длятся летние каникулы:

три месяца;

три недели;

меньше месяца.

5. Указать класс, в котором ты будешь учиться через год:

в седьмом;

в пятом;

в шестом.

VI. Проверка выполнения работ. Корректировка (если необходимо).

На доске:

«Модельный ответ:

  1. 107, 18; 2,19; 44, 5; 19,5

  2. 107,18 ~ 107; 2,19 ~ 2; 44,5 ~ 45; 19,5 ~ 20

  3. 2,19; 19,5; 44,5; 107,18

  4. 107,18 - 2, 19 = 104,99

  5. 107, 18 + 2,19 + 44, 5 + 19,5 = 173,37

  6. 107,18 = 100 + 7 + 0,1 + 0,08»

VII. Формулирование выводов по изученному материалу .

Рассказ «Что я знаю про десятичную дробь?» (Самое главное.)

Урок математики по специальной коррекционной прогрпмме 8 вида на тему Меры времени. Год

- А что нас ждет впереди? Или мы уже все знаем про десятичные дроби?

VII. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Назовите единицы измерения времени. (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.)

- Назовите наименьшую единицу измерения времени. (Секунда.)

- С какими единицами времени познакомились сегодня? (Год, век.)

- Вспомните соотношения данных единиц измерения времени. (1 год = = 365, 366 сут., 1 век = 100 лет.)

- Как называют год, в котором 366 дней? (Високосный.)

- Как человек ориентируется во времени? (При помощи часов, календарей.)

VIII. Оценка результатов урока. Лист самоконтроля. Подведение итогов урока (рефлексия)

Можно предложить ребятам такую ситуацию:

Представьте себе, что уроки уже закончились. Вы идете домой и думаете о нашем сегодняшнем уроке. Неожиданно встречаете своего друга или подругу. О чем бы вам захотелось рассказать. Что больше всего вам запомнилось или понравилось?

Домашнее задание:

1) Обязательное задание: задание в учебнике: стр. 136 № 562

2) дополнительное задание: задание в рабочей тетради стр.80 № 241 Составить таблицу для своей семьи.(можно включить родственников и друзей)

Домашнее задание:

  1. Обязательное задание: стр. 197, № 1259, 1264,1265



  1. Дополнительное задание: «Запишите в клетки такие числа, чтобы их сумма в каждом столбике, строке и каждой диагонали была бы равна "магическому" числу 3».






1,2


1,4

0,7



При разработке урока использовались материалы компакт диска «Математика. Система уроков по учебнику М.П. Петровой, Г.М. Капустиной 5 класс образовательных учреждений VIII вида.»

При разработке урока использовались материалы компакт диска «УМК. Математика 5 класс. Преподавание по новым стандартам»





Самоанализ урока.

В классе, для которого разработан урок обучается 5 учащихся: из них 2-е по специальной (коррекционной) программе VIII вида и 3 ученика по общеобразовательной.

Усредненная характеристика класса по учебным (интеллектуальным) возможностям - очень разные учащиеся по интеллектуальным возможностям. Один ученик опережает одноклассников в обучении по математике, быстро вычисляет в уме, логически рассуждает, сравнивает, делает заключения быстро и правильно в устной форме, но не любит оформлять решение.

Общий поведенческий характер класса - активность.

специальной (коррекционной) программе VIII вида

по общеобразовательной.

Меры времени. Год.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Урок изучения нового материала

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. (4-й урок по теме из 5-и)

Цели урока: повторить известные единицы времени; познакомить с новыми единицами измерения времени; усвоить их отношения с введенными ранее единицами; получить наглядное представление о каждой новой единице времени;

Цели урока: продолжить работу по формированию навыков сложения и вычитания десятичных дробей

Задачи урока: показать практическое применение знаний единиц измерения времени на уроках, в жизни; познакомить с историей календаря; способствовать развитию мыслительных процессов, речи.

Задачи урока: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; отработать навыки устного счёта; выработать умения по применению полученных знаний; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с компетентностно-ориентированным заданием с проверкой на уроке.

Исходя из характеристики класса, где это возможно, провожу устный счет на актуализация чувственного опыта учащихся (на примере этого урока) - фронтальная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Работа в группе, индивидуальная

Подбор материала урока: соответствует действительности, практического содержания и необходим для повседневной жизни.

Работа в рабочей тетради экономит время на уроке, решение «жизненных заданий» учащиеся выполняют с желанием и к следующему уроку они заполнят большую таблицу.

Материал урока доступен всем учащимися: проверяются умения применения знаний. Индивидуальная работа проводиться с целью приобретения навыков работать с информацией, выделять нужное, проводить требуемые расчеты.

Дополнительное домашнее задание учащиеся решают с удовольствием (оно поощряется оценкой в журнал, если выполнено хорошо), а так как дополнительно можно выполнить только, когда сделано обязательное, то проблем с домашней работой в этом классе нет.

Результативность урока: На уроке благоприятная эмоционально -психологическая обстановка. В течение всего урока учащиеся были включены в интересную, посильную работу. Проведение физминутки на уроке снимает усталость, подбадривает, работоспособность к концу урока не падает. Рефлексивное действие со стороны учащихся осуществлялось на протяжении всего урока. Ученики учились видеть ошибки, исправлять их, строить предположения. На протяжении всего урока учащиеся были включены в диалог. Ребята любят отвечать устно, при этом всегда обращается внимание на построение предложения, его смысловое значение.



© 2010-2022