Доклад на тему здоровье сберегающие технологии - как фактор создания комфортных условий

Хочу поделиться своим арсеналом: методами, приемами  организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий.Я считаю, что  с самых  первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.  Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Ученик способен сосредоточиться лишь на том,...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»















Доклад на тему здоровье сберегающие технологии - как фактор создания комфортных условий













Ксензюк Любовь Павловна

учитель математики

первая квалификационная

категория




п.Медвеженский

2013 год

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский

Какова роль учителя математики в процессе здоровье сбережения учащихся? Что должен сделать учитель, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью учащихся? Я считаю, что учитель может и должен создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. Для этого в арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.

Условно можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Хочу поделиться своим арсеналом: методами, приемами организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий.

Итак, начало учебного дня, первый урок, я начинаю его обычно с упражнений способствующих "разбудить" детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день - точечного массажа биологически активных точек мозга «напрямую» связанных с кончиками пальцев. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Я считаю, что с самых первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. И так как далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача на уроке помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Для этого я практикую работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где более слабый ученик чувствует поддержку товарища. Состав групп постоянно меняю, и это дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

Таким образом, я считаю наиболее целесообразным применение на уроках математики интерактивных технологий, в том числе и игровых. При изучении математики для обучающихся 5-6 классов особенно эффективны игровые технологии, а для 7-8 классов технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Данная технология, так же как и интерактивная, носит антистрессовый характер, стимулирует учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

Несколько минут на уроке необходимо уделять физкультминуткам - оздоровительным паузам. Потраченное время сохраняет здоровье учащихся. Очень хорошо если упражнения для физкультминутки являются продолжением темы урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

При изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе, провожу следующие физкультминутки: Слоганы :

  • Раз - два - руки по горизонтали,

  • Три - четыре - руки по вертикали.

    • Помни, горизонталь- это ось абсцисс, а вертикаль- это ось ординат.

  • Ось абсцисс и ось ординат пересекаются под прямым углом. Ребята, это и есть координатная плоскость.

Движения :

  • Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно вправо - влево;

  • Обе руки одновременно плавным движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

  • Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево.

  • Руки на пояс, прыжки на месте.

  • Руки в стороны, вверх, в стороны, вниз.

  • Руки скрещивают (ножницы).

На мой взгляд, необходимо обязательно нужно включать в оздоровительные паузы упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

  • вертикальные движения глаз вверх-вниз;

  • горизонтальное вправо-влево;

  • вращение глазами по часовой стрелке и против;

  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

  • на доске я рисую какую-либо кривую (спираль, окружность); а учащиеся глазами следят за рукой, "рисуют глазами" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Особое внимание уделяю домашнему заданию. Оно должно быть продолжением пройденного урока и стать началом следующего. Домашнее задание должно носить дифференцированный характер. Я указываю, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

Применение здоровье сберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников. Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках - так вы сохраните здоровье и себе, и своим ученикам.





© 2010-2022