Статья: Описание педагогического опыта

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окончила в 1985 году Таганрогский государственный педагогический институт по специальности «математика и физика». Свою профессию выбирала осознанно, это была моя мечта с 7 класса.

Педагогическую практику проходила в школах № 24, №33 г. Таганрога, в Матвеево - Курганской средней школе, в пионерских лагерях на Азовском море.

Педагогическую деятельность начала в Киевской восьмилетней школе Ремонтненского района, Ростовской области, куда поехала по распределению. Ученики приходили на мои уроки с большим интересом , а я старалась этот интерес перенести на мой предмет и науку «математика» в целом.

Все время вокруг меня были опытные учителя и мудрая администрация. Их поддержка, советы, наставления и личный пример вдохновляли на поиск и творчество.

В выборе моей профессии большую роль сыграл мой отец Оргадулов Петр Тагирович, простой чабан с образованием 3 класса.

Он постоянно заставлял считать: сколько ягнят мы получим с 800 голов овец, если 10 % маток будут холостыми, 10 % слабых ягнят падет до срока отбивки, а 5 % овец принесут двойняшек. Сколько денег получится от продажи шерсти с 40 голов овец, если средний настриг составляет 4кг 100гр., обножка (отходы) составит 100-150 гр., а 1 кг шерсти будет стоить 5 рублей? (1970г.) Кроме этого мы с сестрами и братьями постоянно считали доходы и расходы бюджета нашей многодетной семьи.

Второй человек, который привил интерес и любовь к математике это мой учитель - Матвеев Евгений Петрович (Кануковская средняя школа Сарпинского района РК). Низкий поклон ему за это здоровья.

Итак, из опыта моей работы.

В своей работе использую педагогику сотрудничества, создание ситуации успеха, развивающие технологии и технологию УДЕ.

Урок обычно начинаю с математического диктанта. Диктант проверяет теорию: определение, понимание смысла свойства, теоремы, формулы. Геометрический диктант содержит задания типа: построить чертеж к данной теореме, либо найти неизвестную величину в данной фигуре и т.п.

Обязательно 2 человека работают с обратной стороны доски, 2-3 ученика - на первых партах и 1 человек за учительским столом при необходимости. Все учебники закрыты, я стою по диагонали класса. Списывание исключено. Диктант длится 4-5 минут. Время проходит, тетради с первых столов отдаю сильным ученикам, ученики у доски показывают поочередно ответы, ставят себе «+» и « - » (у меня они готовы в конспекте урока)

Идет проверка, тут же у них проверяю домашнее задание и выставляю оценку. Прошло 6-7 минут урока, а несколько учеников уже получили отметку, в том числе и те, чьи работы проверены сильными учениками. Иногда ученик просит поработать до конца урока на улучшение оценки.

При изучении нового материала активизирую прошлые знания, приучаю учащихся работать с учебником, с математическими терминами. Например, даю задание - 1.Найдите определение квадратичной функции.

2.Прочитайте его.

3. Почему аСтатья: Описание педагогического опыта0? Что получится, если а=0?

4. Почему функция называется квадратичной?

Часто в целях экономии рабочего времени разбираем решения примеров по учебнику с подробным комментарием, либо выведенные на экран с помощью проектора. Учу ребят « домысливать » пропущенные авторами этапы решения упражнений. На каждом уроке акцентирую внимание учеников на важность теоретических знаний: не знаешь свойства функции, значит, не сможешь прочитать график функции и т.п.

Провожу небольшие самостоятельные работы обучающего характера с правом на консультацию с сильным учеником или с учителем. Во время такой работы хожу по классу и работаю только со слабыми учениками, или в определенный момент времени произношу слово - «консультация» и ребята могут встать, подойти к любому из одноклассников за подсказкой. Здесь я преследую только одну цель - научись! Не получается - подсмотри, спроси, догадайся сам и исправь ошибку. Оценки не выставляю.

Самостоятельные работы диагностического характера минут на 10 провожу строго, чтобы получить объективную картину степени усвоения темы, конкретного алгоритма или свойства. Проверка работ выявляет пробелы в знаниях конкретного ученика. Оценки - по желанию учеников.

Самостоятельные работы контролирующего характера минут на 10-15 провожу перед контрольной работой. Оценки выставляю в журнал. Плохая отметка - это сигнал тревоги перед контрольной работой - надо еще раз проштудировать учебник, просмотреть рабочую тетрадь.

В своей работе применяю дифференцированный подход. На первых уроках изучения большой темы вызываю к доске слабых учеников. Сильных учащихся нагружаю дополнительными упражнениями с нарастанием степени сложности.

При выполнении контрольных работ разрешаю слабым ученикам пользоваться собственной рабочей тетрадью при условии, что максимальная оценка будет «3».Часто такие учащиеся выполняют до 75 % всей работы. Иногда ребята не рассчитывают свои возможности, либо стесняются своих одноклассников, не используют такой шанс и получают «2».

Создаю для учащихся со слабой математической подготовкой ситуацию успеха, ситуацию получения положительной оценки - выступления с сообщениями по теме, выпуск газет, разгадывание ребусов, кроссвордов, вызов к доске при изучении несложной темы.

Постоянно применяю национально-региональный компонент, использую технологию УДЕ.

Технология УДЕ, разработанная академиком П.М. Эрдниевым, приводит в действие резервы интеллектуального мышления, воспитывает потребность к учению.

Пример № 1: Тема:" Квадратный трехчлен "

Урок систематизации и обобщения знаний. Активизируем прошлые знания:

1.Что называется квадратным трехчленом?

2.Почему в определении квадратного трехчлена a≠0?

3.Как найти корни квадратного трехчлена?

4.Что называется квадратичной функцией?

5.Как найти нули этой функции?

6.Каков алгоритм построения графика квадратичной функции? (прямая задача)

7.Дан график квадратичной функции y=ax2+bx+c

Определить знаки коэффициентов a,b,c и значение D. (обратная задача).

8.Укажите решение неравенств: ax2+bx+c>0, ax2+bx+c<0, ax2+bx+c≤0, ax2+bx+c≥0 по готовому графику функции y=ax2+bx+c.

9.Как построить график функции y=a(x-m)2+n

Далее предлагаю решить неравенства всех типов, включая такие, где либо нет решений, либо множество решений, либо решением является одно число. Тут же предлагаю решить уравнения с параметром:

При каких значениях параметра a квадратное уравнение x2 - 5x + a=0 имеет

А) 2 разных корня

Б) 2 одинаковых корня

В) не имеет корней

При введении новых понятий провожу такую аналогию

Пример №2: Тема: «Арксинус»

X2=4

X2=5

Sin x=0,5

Sin x=⅓

X1=2

X1=√5

X1= ?

X1=?

X2=-2

X2=-√5

X2=?

X2=?

Говорю учащимся: - Ребята, знак радикала √ появился из необходимости записывать решение квадратного уравнения типа х2 =5, когда среди рациональных чисел невозможно было указать корни.

Так же и с решением уравнения типа sin x=a, где a Статья: Описание педагогического опыта [-1:1]

Посмотрите: если sin x= 0,5 =Статья: Описание педагогического опыта, то на числовой окружности очевидны решения: X1=П/6+2ПК, где к Статья: Описание педагогического опытаz, X2=5П/6+2ПК, где к Статья: Описание педагогического опытаz

Но если sin x=⅓; ⅓ Статья: Описание педагогического опыта[-1:1], ясно, что решение есть, их целых 2. А как записать? Проблемная ситуация. Углы не табличные. Вот в математике и придумано понятие: Тот угол, синус которого равен ⅓, назвать arcsin ⅓.

Далее уже более точно, с обоснованиями даю точное определение arсsin числа a.

При изучении стереометрии в старших классах провожу фронтальный опрос таким образом: - Один ученик с обратной стороны доски выполняет чертежи к указанным определениям и теоремам, то есть кодирует информацию рисунком. Второй ученик наоборот, решает обратную задачу, расшифровывает готовые чертежи - какое определение или признак (какую информацию) закодировал данный рисунок. Таким образом, в своей работе использую такой код информации как рисунок. Рисунок или чертеж в данном случае - это сигнал, это возврат в состояние поиска проблемы, это своего рода подсказка и шпаргалка.

В настоящее время увеличился поток неучебной информации. Падает интерес учащихся к точным наукам. Поэтому учителю приходится использовать различные формы и методы воздействия на ученика, вплоть до эмоционального воздействия.

© 2010-2022