Реферат на тему Системно-деятельностный подход в обучении математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования администрации городского округа г. Октябрьский РБ



Реферат на тему:

«Системно- деятельностный подход в обучении математике»





Автор реферата:

учитель математики МБОУ СОШ № 17

Кабирова Р. Р.

Заявляемая квалификационная

категория - первая

г. Октябрьский, 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3

  2. Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике………………………………………………………………….5

  3. Принципы построения урока, типология уроков и критерии

оценивания урока в рамках системно- деятельного подхода………………………………………………………………...…...8

  1. Обще- учебные умения и навыки………………………………….…….13

  2. Содержание практической деятельности……………………………….16

  3. Заключение…………………………………………………………....…..21

  4. Использованные источники……………………………………………...22









Введение

Актуальность проблемы.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладения учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия- это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.







Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике

Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали неспособными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Именно такие условия обеспечивают умственное развитие школьника.

Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математический знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, научить мыслить. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся.

Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо большой стимул учения- положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно. И только дифференцированный подход в обучении школьников является самым оптимальным и разумным. Получать удовольствие от занятия математикой школьник может лишь при условии, если дифференциация ему доступна. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой- пытаясь осилить непосильное. Первый их них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.

Почти в каждом классе есть от природы одаренные дети. Но если не заботиться об их развитии, не поставлять им достаточную пищу для ума, то они не могут состояться как творческие личности. Одной из перспективных форм развития творческих способностей личности является создание в общеобразовательных школах научных обществ учащихся. Увлечение наукой в школьные годы оказывает огромное воспитывающее влияние, развивает потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие и ответственность за порученное дело.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом из собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.







Принципы построения урока, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.

При системно- деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

  • восприятие информации;

  • анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

  • запоминание (создание образа);

  • самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача- задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность- управляемый учебный процесс.

Учебное действие- действие по созданию образа.

Образ- слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие- я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка- Я считаю так то…(формирование мировоззрения).

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода.

Система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании:

  1. Принцип деятельности- заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, сознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности- означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности- предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4. Принцип минимакса- заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности- предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности- предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества- означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретению учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.

  2. Урок решения учебной задачи.

  3. Урок моделирования и преобразования модели.

  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

  5. Урок контроля и оценки.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. Уроки «открытия» нового знания.

  2. Уроки рефлексии.

  3. Уроки общеметодологической направленности.

  4. Уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых.

Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;

  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

  • оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. Написание учащимися варианта контрольной работы.

  2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.

  3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.













Общеучебные умения и навыки

Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формирование у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их общеучебными умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Значение общеучебных умений можно представить в трех аспектах:

  • как фактор академической мобильности, расширяющий профессиональные ресурсы ученика, дающий возможность решать возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности и способствующий комфортности процесса обучения;

  • как фактор, повышающий эффективность работы школы, социального института, призванного реализовать программу общего образования;

  • как фактор, обеспечивающий реализацию современной политики непрерывного образования, получения профессии, повышения квалификации, формирования профессиональной мобильной личности.

  1. Учебно-организационные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.

К учебно- организационным навыкам и умениям относятся:

  • определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

  • выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

  • сравнение полученных результатов с учебной задачей;

  • владение различными формами самоконтроля;

  • оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

  • определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

  • постановка цели самообразовательной деятельности;

  • определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

  1. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

К учебно- информационным общеучебным умениям и навыкам относятся:

  • работа с основными компонентами учебника;

  • использование справочной и дополнительной литературы;

  • различение и правильное использование разных литературных стилей;

  • подбор и группировка материалов по определенной теме;

  • составление планов различных видов;

  • создание текстов различных типов;

  • владение разными формами изложения текста;

  • составление на основе таблицы, схемы, графика;

  • составление тезисов, конспектирование;

  • подготовка рецензии;

  • владение цитированием и различными видами комментариев;

  • подготовка доклада, реферата;

  • использование различных видов наблюдения;

  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;

  • проведение эксперимента;

  • использование разных видов моделирования.

  1. Учебно- логические общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

К ним относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

  • выявление существенных признаков объекта;

  • определение соотношения компонентов объекта;

  • проведение разных видов сравнения;

  • установление причинно-следственных связей;

  • оперирование понятиями, суждениями;

  • классификация информации;

  • владение компонентами доказательства;

  • формулирование проблемы и определение способов ее решения.

  1. Учебно- коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

К ним относятся:

  • выслушивание мнения других;

  • владение различными формами устных публичных выступлений;

  • оценка разных точек зрения;

  • владение приемами риторики;

  • организация совместной деятельности;

  • владение культурой речи;

  • ведение дискуссии;



Содержание практической деятельности.

Смысл обучения математике в школе состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка немного математиком- развивать способности логически, доказательно мыслить. От уровня математического образования зависит многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой профессионально, а всем без исключения.

Это мой главный инструмент для изучения предмета математики, для воспитания интереса к предмету. Я стараюсь доказать, что математика- это жизнь, математика- наука всех наук. Новые темы стараюсь начать с проблемного вопроса, ставлю на основе жизненных примеров.

Нельзя утверждать, что необходимо делать то и то, чтобы добиться определенного результата: к такому же, а может и лучшему результату можно прийти, организуя усвоение материала совсем иначе. При этом каждой «порции знаний» соответствует строго определенная работа. Моя задача- правильно организовать эту работу, т. е. сделать так, чтобы материал обязательно усвоили все обучающиеся.

В своей работе большое внимание уделяю задачам. Стараюсь связать их с жизнью. С культурой Башкортостана, с его природой. Для этого применяю готовые данные о реках, горах, озерах родного края, знания о национальных блюдах, одежде, украшениях.

Очень часто на уроках сталкиваешься с ситуацией: несколько учеников «выключены» из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой предыдущим темам. Опыт показывает, что применение обучающих карточек в течение трех- четырех недель помогает им освоить ранее не понятый материал и хорошо воспринять новые темы. Затем они легко включаются в общий ритм учебного процесса.

Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:

  • опорная формула;

  • решенные примеры;

  • Р. С. -реши сам.

В 2010 году я начала работать в двух пятых классах. Свою работу я начала с наблюдения за детьми, в ходе которого анализировались две группы способностей личности.

1 группа- быстрота усвоения. Характеризуется следующими категориями:

  • дословное повторение текста;

  • частичное повторение;

  • воспроизведение 50 % текста;

  • самостоятельное воспроизведение ранее изученного материала;

  • воспроизведение материала с помощью учителя;

  • воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается;

  • замедленное, невнятное воспроизведение текста;

  • умственная отсталость;

2 группа- активность мышления. Характеризуется пятью категориями:

  • плодотворная работа на протяжении всего урока;

  • работа со «вспышками»;

  • неполная работоспособность;

  • быстрая утомляемость;

  • игнорирование заданий.

По результатам наблюдения заполнялась диагностическая таблица. В ней фиксировались различные комбинации из тринадцати категорий, которые позволили выделить три уровня математических способностей:

Уровень А- учащиеся, имеющие хорошие математические способности

(1 группа, категории (1)- (4); 2 группа, категории (1)- (2));

Уровень В- учащиеся, имеющие средние математические способности (1 группа, (4)- (6); 2 группа, (2)- (3));

Уровень С- учащиеся, имеющие низкие математические способности ( 1 группа, (7)- (8), 2 группа, (4)- (5)).

Период разделения класса по уровням приходится на 7 класс. Итак, в одном классе сформировались три группы учащихся, по- разному относящихся к математике. О том, в какую группу попал ученик, обязательно сообщалось его родителям. Беседа с родителями проходила в доброжелательном тоне. И родители и ученики должны были понять, что состав группы не закреплен раз и навсегда. Впоследствии можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения и желанием учащегося.

Начинается поэтапное дифференцирование.

1 этап- дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). Трем группам определяются три разных задания. Группе С на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам обучения. Группа В выполняет такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для группы А задания из учебника дополняются задачами из различных пособий.

2 этап- учет знаний учащихся на уроке. На этом этапе учитель делает себе пометки о положительных ответах, ошибках, недочетах. Подводит итог и в конце урока выставляет оценки за работу в классе.

3 этап- организация базового повторения. Что включается в такое повторение? Заполнение выявленных пробелов в теоретическом материале, разъяснение недочетов и ошибок в самостоятельных и контрольных работах. Материал, который учитель планирует повторить, он записывает в виде таблицы на доске. При разборе каждого упражнения из таблицы учитель предлагает такие, например, задания:

«Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в данном равенстве» (для уровня С).

«Назовите правило, по которому выполнялось действие», «Закончите упражнение» (для группы В).

«Поясните причину ошибки», «Дайте определения основным понятиям, использующимся в данной задаче» (для уровня А). Учащимся уровня А можно предложить самим придумать задания и вопросы по таблице.

4 этап-проверка усвоения пройденного материала. Она может проводиться в четырех режимах.

Режим «самоконтроль» предлагается учащимся из группы А; учащиеся из групп В и С поочередно работают у доски; в течение урока к работе у доски привлекаются все учащиеся класса; к доске никого не вызывают, но учащиеся рассаживаются по группа; члены групп опрашивают друг друга по заранее составленным вопросам.

5 этап- изучение нового материала. Каждая тема требует особого подхода к ее объяснению. Но в организационном плане выделяются четыре урока, в течение которых должна быть усвоена тема. Каждый урок имеет свой девиз: «Изучаем», «Усваиваем», «Закрепляем», «Углубляем». Первый урок обращен одинаково ко всем учащимся. На следующих уроках проявляется дифференциация. Задания для группы А быстро переходят от обязательных к творческим («Думай и дерзай!»). Группа В сосредотачивается на упражнениях, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1- 2 логических шага в направлении развития этих положений («Старайся!»). Задания для группы С снова и снова возвращают учащихся к основным моментам объясненной темы («Повторяй и запоминай!»).

6 этап- самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы разделяются на три вида: решение по образцу (для группы С); выделение нужного ответа из нескольких (для группы В); работа с дополнительным материалом (для группы А). Во время самостоятельных работ практикуется следующий прием. Учащийся, выполнявший задания уровня С, поднимает руку и продолжает работать над заданием следующего уровня. Учить подходит к ученику, поднявшему руку, просматривает его тетрадь и отмечает, верно ли выполнено задание. Этот прием позволяет в течение урока проверить и оценить большинство работ.

Контрольные работы разделяются по содержанию на базовые (когда проверяется обязательный материал) и так называемые объемные, в которые входят задания по всему материалу изученного курса. На одной и той же контрольной работе учащимся из группы А предлагаются задания, хоть и соответствующие программе, но повышенной сложности. Группа В обычно получает варианты № 5 и № 6 из «Дидактических материалов» для данного класса, а группа С- варианты № 1 и № 2 из того же источника.





Заключение

В результате моего опыта значительно улучшается четкость в организации работы класса.

Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает свои ближайшие цели и задачи.

Так как, работая на определенном уровне трудности, ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной.

Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.

Ожидаемые результаты. Прогнозирование.

Использование системно- деятельностного подхода в обучении математике с использованием поисково- исследовательского метода и развития мотивационных возможностей в выявлении и развитии творческих способностей детей позволит:

  1. Внедрить эффективные современные технологии, использовать методики диагностики, психотренинга на уроках математики.

  2. Создать условия для духовного развития личности учителя и ученика на основе взаимного сотрудничества на уроках математики.

  3. Формировать модели конкурентно способного выпускника, имеющего базовые знания по математике за курс основной и средней общеобразовательной школы.

  4. Оптимизировать учебную нагрузку, создать условия для сохранения и укрепления математического образования и физического здоровья школьников.

Использованные источники:

  1. Галанов А. Б. Информационные и телекоммуникационные технологии для учителей предметников. Уфа: БИРО, 2007

  2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008

  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006

23


© 2010-2022