- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока по математике на тему Отношения (6 класс)
Разработка урока по математике на тему Отношения (6 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сапожникова А.М. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме «Отношения», 6 класс
Учитель математики: А.М. Сапожникова
Цели:
-
Создать условия для осознания и осмысления нового математического понятия «отношение»; показать правила записи и прочтения отношений;
-
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, умение работать в парах и в группе по 4 человека, воображение учащихся, их кругозор, культуру математической речи, прививать интерес к изучению математики.
-
Воспитательные: воспитание аккуратности, чувство коллективизма, самоконтроля.
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята и наши гости! Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку?
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправляемся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду следующие слова: (слайд 1).
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - доказательно!
Бороться - старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
2. Начнем наш урок с повторения изученного материала.
№1(у). Устный счет поможет нам узнать тему урока. У каждого на столе лежит маршрутный лист, подпишите его. А под №1 «Устный счёт», где максимальное количество баллов 8, а рядом в колонку вы запишите свое количество баллов, за каждый верный ответ 1 балл.
Каковы ваши ассоциации с этим словом, как вы думаете, в математике оно встречается?
3. Мотивация урока.
При решении разнообразных практических задач часто приходится сравнивать величины между собой и находить отношение величин, выраженное целым или дробным числом.
И сегодня на уроке мы поговорим об отношении двух чисел.
Откройте тетради и запишете число, классная работа и тему урока. (слайд 2).
Какие у нас будут цели урока? (слайд 3).
№2. Мы умеем выполнять все действия с натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями. Сколько арифметических действий вы знаете?
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из этих действий. Я загадала это действие, а вы попробуйте его угадать. Итак, блиц - опрос
- это действие можно записать не используя ни одного из арифметических знаков
- это действие можно заменить другим действием. Какое это действие?
- назовите компоненты этого действия
- как можно его записать не используя арифметических знаков?
-как называется результат деления? (показать слайд 4). Проверьте.
-
Изучение нового материала.
Для того, чтобы объяснить смысл отношения давайте попробуем решить следующую задачу: (слайд 5). №3. «В классе 16 учеников. Из них 3 мальчика и 13 девочек» давайте вместе ответим на следующие вопросы:
-
Какую часть класса составляют девочки?
-
Какую часть класса составляют мальчики?
-
Какую часть количество мальчиков составляет от числа девочек?
-
Во сколько раз девочек больше мальчиков?
Так, что же такое отношение? (слайд 6 - словарь Ожегова).
Частное двух чисел а и в, отличных от нуля, называют отношением этих чисел или отношением числа а, к числу в.
Что показывает отношение? (слайд 7). Во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
5. Историческая справка. (Щербатова Людмила)
В древности и почти на всём протяжении средних веков под числом понималось только натуральное число, собрание единиц, полученное в результате счета. Отношение же будучи результатом деления одного числа на другое, не считалось числом.
Но уже в трудах среднеазиатских математиков Омара Хайяма (1048- 1131), Насирэддина ат - Туси (101 - 1274) высказана мысль о том, что отношение есть число и что над отношениями можно производить все действия, которые производятся над целыми числами.
Явно новое определение числа было дано впервые в 17 веке гениальным английским ученым Исааком Ньютоном. В своей «Всеобщей арифметике он писал: « Под числом мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлеченное отношение какой - нибудь величины к другой величине того же рода, принятой нами за единицу»
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 118 «Говорить правильно».
-
Закрепление знаний.
№4. А сейчас вам нужно выбрать задание для работы в группе по 4 человека.
Найдите отношение:
-
Длины и ширины пола кабинета;
-
Высоты и ширины входной двери;
-
Высоты и ширины шкафа;
-
Высоты и ширины одной двери шкафа
-
Длины и ширины подоконника
Решить №728. Из учебника.
С.р. - 20 мин.
Урок -45 мин.
С.р. - ? ч.у.
Решение.
части урока заняла самостоятельная работа.
Решить №727. Из учебника (если будет время)!!!
Свинец -1,52 кг.
Олово - 0,76 кг.
С./о. - ?
О. - ? ч.с.
С. - ? ч.с.
Решение.
-
1,52+0,76 = 2,28 (кг) - масса сплава.
-
- в таком отношении взяты свинец и олово.
-
- части сплава составляет свинец.
-
- части сплава составляет олово.
№5 (6). Задача:. В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные. Составь вопросы к условию задачи.
1. отношение количества белых гвоздик к количеству красных. __0,5________
2. отношение количества красных гвоздик к количеству белых ____2______
3. отношение количества красных гвоздик к общему количеству гвоздик ___2/3_____
4. отношение количества белых гвоздик к общему количеству гвоздик - 1/3
5. отношение общего количества гвоздик к количеству белых _____3_______
6. отношение общего количества гвоздик к количеству красных _____1,5_______
Что означают эти числа для данной задачи?
1. белые гвоздики составляют половину красных
2. красных в два раза больше, чем белых
3. красные составляют 2/3 от числа всех гвоздик
4. белые составляют 1/3 от числа всех гвоздик
5. белых в три раза меньше, чем всех гвоздик
6. Красных в 1,5 раза меньше, чем всех гвоздик
-
Обобщение и систематизация.
Можно ли ответить этот вопрос каких гвоздик больше или меньше, опираясь на значение отношения: отношение количества красных гвоздик к количеству белых равно 2?
- Если значение отношение больше 1, то первое число больше второго,
если меньше, то первое число меньше второго.
-
Закончи выражение: (слайд 8).
-
Если > 1, то a___b
-
Если < 1 , то _______
-
Если = 1, то _______
№6 (7). Составьте вопрос к условию задачи в соответствии с темой урока:
В классе 30 человек. 10 человек - девочки?
- Какую часть класса составляют девочки?
- Какую часть класса составляют мальчики?
- Во сколько раз девочек меньше чем мальчиков?
- Во сколько раз мальчиков больше чем девочек?
- Во сколько раз девочек меньше чем число всех учащихся?
- Во сколько раз мальчиков меньше чем число всех учащихся?
7. Подведение итогов урока.
Итак, вернемся к плану урока и посмотрим все ли мы сделали?
- что такое отношение? (определение)
- ((((ЗНАЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ))))
- ((((ВОПРОСЫ НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ ОТНОШЕНИЕ))))
- зачем нужно отношение?
- где встречается?
(практическое применение)
Как вы думаете, почему остались пустые строки?
На следующих уроках.
Продолжите фразу, используя термин «отношение»
Скорость находится как ______
Ценой товара называется отношение ____________
Производительность труда ________________
8. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (слайд 10).
Домашнее задание: П. 20
- № 752 на «3»
- № 751 на «4»
- Составить 1 задачу по теме «Отношения» и красочно оформить (формат листа А4) - на «5».