- Преподавателю
- Математика
- Урок в 7 кл. Тема Сумма углов треугольника
Урок в 7 кл. Тема Сумма углов треугольника
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурашова Л.Д. |
Дата | 29.07.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Сумма углов треугольника.
Класс 7а
Учитель: Мурашова Любовь Дмитриевна
Цели урока:
Образовательные:
Создать учащимся условия для самостоятельного доказательства и усвоения теоремы о сумме углов треугольника и её применения при решении задач.
Развивающие:
-
Способствовать развитию логического мышления, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей.
-
Развивать умения сравнивать, анализировать, выявлять закономерности, обобщать.
Воспитательные:
-
Воспитывать осознанное отношение к выполнению задания.
-
Продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
. Организационный момент ( 1 мин)
Нацелить учащихся на то, чтобы они собственным трудом добывали знания. Сообщить тему урока
ΙΙ. Актуализация знаний (подготовка к основному этапу) (3 мин)
-
Решить устно задачи по готовым чертежам ( Слайды 2, 3)
Найдите сумму углов треугольника АВС.
III. Подготовка к сознательному усвоению нового материала (2 мин)
Дома вы должны были построить различные треугольники и с помощью транспортира найти сумму их углов. Какие ответы у вас получились (ответы уч-ся). Посмотрите, какие результаты получились у меня.
Слайд 4
На основе проведённого вами эксперимента, какую гипотезу мы можем выдвинуть?
Уч-ся: Сумма углов треугольника равна 180º.
Учитель: Однако, у многих треугольников получились результаты, близкие к 180º, но не 180º. Вывод:
Уч-ся: Измеряя, мы получаем только приближённые значения.
Учитель: Только измерением мы можем доказать, чему равна сумма углов треугольника? Случайно ли сумма углов треугольника в задаче и в некоторых треугольниках, которые вы построили, равна 180º или этим свойством обладает любой треугольник? А можно построить на плоскости треугольник, сумма углов которого больше 180º?
Сформулируйте цель урока.
Цель: Доказать, что в любом треугольнике сумма углов равна 180º
ΙV. Изучение нового материала (16 мин)
Учебная задача: создать условия для самостоятельного изучения учащимися новых понятий.
Учитель: Треугольники играют в геометрии особую роль. Среди всех свойств треугольника, которые изучаются в 7классе, важнейшим есть свойство суммы углов. Свойство суммы углов треугольника характерно тем, что оно совсем не очевидно. Вдобавок треугольники могут быть разнообразнейшими - от маленьких, какие мы строим в тетради и огромные, которые можно построить на поверхности земли или соединить три звезды на небе. Значит необходимо от предположений перейти к доказательству.
Сейчас с помощью ранее изученных теорем, докажем, что в любом треугольнике сумма углов равна 180º.
С какими понятиями связано число 180º?
Уч-ся: смежные углы, развёрнутый угол, односторонние углы.
Учитель: Постройте в тетради треугольник АВС. Как используя треугольник, получить развёрнутый угол?
Уч-ся: Через вершину треугольника АВС провести прямую.
Учитель: Как провести прямую? (уч-ся устно решали задачи, которые подводят их к изучению новой темы, и говорят, что прямые параллельны)
Учитель: Проведём через точку В прямую ВР параллельную стороне АС.
Слайд 5
Учащиеся работают в парах, обсуждают доказательство теоремы, цветными карандашами отмечают равные углы и предлагают свои версии. После обсуждения делают краткие записи в тетради.
Учитель: В школьном учебнике рассматривается один способ доказательства теоремы о сумме углов треугольника, а существуют ли ещё другие способы?
Постройте треугольник АВС. Что нужно сделать, чтобы получились односторонние углы?
Уч-ся: Через вершину В проведём луч ВМ, параллельный АС.
Слайд 6
Уч-ся, пользуясь готовым чертежом, в парах обсуждают, доказывают теорему и делают записи.
А и АВМ соответственные. Их сумма равна 180º.
АВМ = 2 + 4,
4 = 3 накрест лежащие при параллельных ВМ и АС, секущей ВС.
Следовательно, 1 + 2 + 3 = 180º.
Учитель: Известную теорему о сумме углов треугольника очень легко доказать без карандаша и ручки. У вас на столе лежат модели различных треугольников из бумаги. Сейчас вы с Ваней Гончаровым, который работает над проектом «О сумме углов треугольника», шаг за шагом, докажите
теорему, что сумма углов треугольника равна 180º. Обозначьте углы треугольника 1, 2, 3.
Слайды 7 - 13
Теорема доказана.
Учитель: Доказав теорему, мы уверены в том, что сумма углов любого треугольника действительно равна 180º. Какая цель дальнейшей работы?
Уч-ся: научиться применять данную теорему при решении задач.
V. Физминутка для глаз (1 мин)
VI. Закрепление нового материала (19 мин)
Учебная задача: оценить степень усвоения учащимися теоремы и умение применять её при решении задач.
-
Работаем устно. Найти неизвестные углы треугольника. (3мин)
Слайды 14, 15, 16
-
Работа по учебнику
№ 224 ( у доски подробная запись)
Решение: А = 2х, В = 3х, С = 4х
А + В + С = 180º
2х + 3х + 4х = 180º
х = 20º
А = 40º, В = 60º, С = 80º
№ 225 ( работа в парах)
Решение: А = В = С, А + В + С = 180º, значит
А = 60º, В = 60º, С = 60º.
3. Самостоятельная работа (Проверка Слайды 17, 18 )
а) № 228(а)
1 способ 2 способ
А = В = 70º А = С = 40º, В = 100º
б) дополнительное задание № 229 (для тех, кто решил № 228(а)).
в) индивидуальное задание по карточке (для тех, кто решил № 229)
ҮΙ. Итог урока: (3 мин)
Учебная задача: создать условия для анализа успешности овладения ЗУН учащимися. На основе выявленных результатов выбрать домашнее задание, которое закрепило бы и развило полученные знания.
1. Опишите глаголами, что мы делали сегодня на уроке.
2. Бывают ли треугольники: с двумя прямыми углами?
с прямым и тупым углом?
с двумя тупыми углами?
с тупым и острым?
3. Какие понятия мы использовали при доказательстве теоремы?
4. В каком понятии ещё встречается число 180º?
5. Цели урока достигли?
Слайд 19
Вениами́н Фёдорович Ка́ган - российский и советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ, в одной из своих работ писал:
...Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике…
..
Как вы понимаете это высказывание?
Слайд 20
ҮΙΙ. Домашнее задание: стр. 70-71, № 227(а), № 228(в)
Дополнительно: доказать теорему о сумме углов треугольника, используя смежные углы.
7