Программа факультативного курса по геометрии для учащихся 11 класса Геометрия вокруг нас

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку, необходимую для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т. д.). В связи с небольшим количеством часов по геометрии в 11 классе 2 ч в неделю, многие вопросы курса геометрии изучаются обзорно, в том числе решение треугольников, применение тригоно...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

к элективному курсу «Геометрия вокруг нас»

«Я думаю, что никогда до настоящего времени
мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг - геометрия»
Ле Корбюзье

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку, необходимую для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т. д.). В связи с небольшим количеством часов по геометрии в 11 классе 2 ч в неделю, многие вопросы курса геометрии изучаются обзорно, в том числе решение треугольников, применение тригонометрии и подобия при решении практических задач, вписанные и описанные тела. Вопросы, связанные с практическим применением подобия, связи элементов треугольников с тригонометрическими функциями углов, играют немаловажную роль в развитии математического мышления учащихся, привития интереса к предмету. Многие задачи описывают ситуации, с которыми учащиеся встречаются в реальной жизни, но на уроках в основном их успевают решать учащиеся с высоким уровнем подготовки. Важность практических задач описывающих реальные ситуации, ориентация на выбор профессии, связанной со знанием геометрических формул и законов, обусловила выбор данного курса для учащихся 11 классов и способствует реализации национального плана по развитию функциональной грамотности

Самооценка обучающихся будет осуществляться через оценку собственных достижений для самоорганизации и саморазвития (портфолио для самооценивания и учета достижений обучающихся). Будет внедрена критериальная система оценки соответствия учебных достижений обучающегося заявленным результатам (критериям), установленным в ГОСО.
Цели данного курса: создание учащимся условий для самореализации и самоопределения в профессиональном выборе на основе расширения и углубления знаний при изучении курса «Геометрия вокруг нас».
Задачи курса:

  • расширение и углубление знаний по геометрии, воспитание научного мировоззрения учащихся;

  • развитие умений применять полученные знания при решении практических задач на местности и приобщение учащихся к работе с математической литературой;

  • вовлечение учащихся в практическую, проектную деятельность как фактор личностного развития.

Требования к усвоению курса
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов, рассчитан на 34 часа, предполагает систематизацию и обобщение по теме «Решение треугольников» и «Подобие фигур», « «Комбинации тел в пространстве», применение тригонометрии к решению практических задач, а также связь с другими науками (географией, геодезией, астрономией). В программу курса включены вопросы решения прямоугольных и разносторонних треугольников, применение тригонометрии и подобия к решению задач на местности. Включенный в программу материал представляет познавательный интерес и может применяться для разных групп учащихся, а также для тех, чей выбор профессии будет связан с различными работами на местности. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводятся на занятиях в виде практических и зачетных работ. Формой итоговой отчетности учащихся являются творческие проекты, по выбранной тематике. Итоговое занятие - конференция, где учащиеся выступают с презентациями своих работ по курсу «Геометрия вокруг нас». На этом занятии также подводятся итоги работы по выбранному курсу, обобщается и систематизируется изученный геометрический материал, уделяется особое внимание вопросам практического применения полученных знаний.

Программа элективного курса

« Геометрия вокруг нас»

11 класс

1 час в неделю, всего 34 часа


№ п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Дата проведения

Геометрия в древности

3 часа


Великие задачи геометрии: задача о квадратуре круга, задача об удвоении куба, задача о трисекции угла.

1


Использование «египетского треугольника» (определение сторон горизонта, построение прямых углов на местности, проверка вертикальности стен и прямоугольности углов)

1


Символ бессмертия и золотая пропорция

1


Решение прикладных задач с помощью геометрических методов

6 часов


Теорема Пифагора и ее практическое применение

1


Нахождение на местности расстояния между двумя недоступными точками, между двумя точками, одна из которых недоступна

1


Способы нахождения высоты высоких предметов (измерение высоты дерева несколькими способами)

1


Измерение высоты пирамиды (по способу Жюль Верна, с помощью солнечных лучей)

1


Геометрия у реки (измерение ширины, измерение глубины)

1


Практическая работа «Страна удивительных измерений»

1


Полезная геометрия

7 часов


Строительная геометрия

1


Геометрия в архитектуре (арки, купола, фасады и иррациональности)

1


Геометрия ландшафного дизайна

1


Геометрия в быту (вешаем зеркало, завариваем чай, отмеряем нужный объём)

1


Геометрия транспорта

1


Геометрия и астрономия

1


Конкурс «Удивительный мир геометрии»

1


Применение тригонометрии к решению задач геометрии



Симметрия на плоскости и в пространстве

1


В городе четырёхугольников

1


В мире правильных многоугольникоа

1


Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

1


Соотношения между сторонами и углами в произвольном треугольнике (применение теоремы синусов и косинусов)

1


Тестовый контроль знаний

1


Применение тригонометрии к решению планиметрических задач

1


Применение тригонометрии к решению стереометрических задач

1


Применение тригонометрии к решению стереометрических задач

1


  1. 1

Зачетная работа

1


Комбинации тел в окружающем нас мире



Комбинация «Призма-цилиндр»

1


Комбинация «Призма-шар»

1


Комбинация «Пирамида-конус»

1


Комбинация «Пирамида-шар»

1


Тестовый контроль знаний

1


Комбинация «Цилиндр-шар»

1


Комбинация «Конус-шар»

1


Конференция «Геометрия вокруг нас»

1


Всего

34ч


Используемая литература и интернет- ресурсы

  1. Березин В. Н. Сборник задач для факультативных занятий по математике: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985. - 175с.

  2. Зив Б. Г. и др. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. - М.: Просвещение,1991. - 171с.

  3. Карпушина Н. М. Математика и астрономия // Математика для школьников.- 2005. - №1. - с.58-62

  4. Малиновская Н. В. Понятие угла в курсах математики и географии // Математика в школе . - 2005. - №4, с.14 -16.

  5. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. - М.: Гос. Издат,1955. -289с.

  6. Перельман Я. И. Веселые задачи. - М.: Пилигрим,1997. -206с.

  7. Шарыгин И. Ф. Геометрия 9 - 11 кл: От учебной задачи к творческой: Учеб. пособие. - М.: Дрофа, 1997. -326с.

  1. sc18apsh.narod.ru/qwest/qwest.htm

  2. nkj.ru/archive/articles/19307/ (Наука и жизнь, Полезная геометрия)






© 2010-2022