- Преподавателю
- Математика
- Программа факультативного курса по геометрии для учащихся 11 класса Геометрия вокруг нас
Программа факультативного курса по геометрии для учащихся 11 класса Геометрия вокруг нас
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Харченко Т.В. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к элективному курсу «Геометрия вокруг нас»
«Я думаю, что никогда до настоящего времени
мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг - геометрия»
Ле Корбюзье
Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку, необходимую для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т. д.). В связи с небольшим количеством часов по геометрии в 11 классе 2 ч в неделю, многие вопросы курса геометрии изучаются обзорно, в том числе решение треугольников, применение тригонометрии и подобия при решении практических задач, вписанные и описанные тела. Вопросы, связанные с практическим применением подобия, связи элементов треугольников с тригонометрическими функциями углов, играют немаловажную роль в развитии математического мышления учащихся, привития интереса к предмету. Многие задачи описывают ситуации, с которыми учащиеся встречаются в реальной жизни, но на уроках в основном их успевают решать учащиеся с высоким уровнем подготовки. Важность практических задач описывающих реальные ситуации, ориентация на выбор профессии, связанной со знанием геометрических формул и законов, обусловила выбор данного курса для учащихся 11 классов и способствует реализации национального плана по развитию функциональной грамотности
Самооценка обучающихся будет осуществляться через оценку собственных достижений для самоорганизации и саморазвития (портфолио для самооценивания и учета достижений обучающихся). Будет внедрена критериальная система оценки соответствия учебных достижений обучающегося заявленным результатам (критериям), установленным в ГОСО.
Цели данного курса: создание учащимся условий для самореализации и самоопределения в профессиональном выборе на основе расширения и углубления знаний при изучении курса «Геометрия вокруг нас».
Задачи курса:
-
расширение и углубление знаний по геометрии, воспитание научного мировоззрения учащихся;
-
развитие умений применять полученные знания при решении практических задач на местности и приобщение учащихся к работе с математической литературой;
-
вовлечение учащихся в практическую, проектную деятельность как фактор личностного развития.
Требования к усвоению курса
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов, рассчитан на 34 часа, предполагает систематизацию и обобщение по теме «Решение треугольников» и «Подобие фигур», « «Комбинации тел в пространстве», применение тригонометрии к решению практических задач, а также связь с другими науками (географией, геодезией, астрономией). В программу курса включены вопросы решения прямоугольных и разносторонних треугольников, применение тригонометрии и подобия к решению задач на местности. Включенный в программу материал представляет познавательный интерес и может применяться для разных групп учащихся, а также для тех, чей выбор профессии будет связан с различными работами на местности. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводятся на занятиях в виде практических и зачетных работ. Формой итоговой отчетности учащихся являются творческие проекты, по выбранной тематике. Итоговое занятие - конференция, где учащиеся выступают с презентациями своих работ по курсу «Геометрия вокруг нас». На этом занятии также подводятся итоги работы по выбранному курсу, обобщается и систематизируется изученный геометрический материал, уделяется особое внимание вопросам практического применения полученных знаний.
Программа элективного курса
« Геометрия вокруг нас»
11 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
№ п/п
Содержание учебного материала
Количество часов
Дата проведения
Геометрия в древности
3 часа
Великие задачи геометрии: задача о квадратуре круга, задача об удвоении куба, задача о трисекции угла.
1
Использование «египетского треугольника» (определение сторон горизонта, построение прямых углов на местности, проверка вертикальности стен и прямоугольности углов)
1
Символ бессмертия и золотая пропорция
1
Решение прикладных задач с помощью геометрических методов
6 часов
Теорема Пифагора и ее практическое применение
1
Нахождение на местности расстояния между двумя недоступными точками, между двумя точками, одна из которых недоступна
1
Способы нахождения высоты высоких предметов (измерение высоты дерева несколькими способами)
1
Измерение высоты пирамиды (по способу Жюль Верна, с помощью солнечных лучей)
1
Геометрия у реки (измерение ширины, измерение глубины)
1
Практическая работа «Страна удивительных измерений»
1
Полезная геометрия
7 часов
Строительная геометрия
1
Геометрия в архитектуре (арки, купола, фасады и иррациональности)
1
Геометрия ландшафного дизайна
1
Геометрия в быту (вешаем зеркало, завариваем чай, отмеряем нужный объём)
1
Геометрия транспорта
1
Геометрия и астрономия
1
Конкурс «Удивительный мир геометрии»
1
Применение тригонометрии к решению задач геометрии
Симметрия на плоскости и в пространстве
1
В городе четырёхугольников
1
В мире правильных многоугольникоа
1
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
1
Соотношения между сторонами и углами в произвольном треугольнике (применение теоремы синусов и косинусов)
1
Тестовый контроль знаний
1
Применение тригонометрии к решению планиметрических задач
1
Применение тригонометрии к решению стереометрических задач
1
Применение тригонометрии к решению стереометрических задач
1
-
1
Зачетная работа
1
Комбинации тел в окружающем нас мире
Комбинация «Призма-цилиндр»
1
Комбинация «Призма-шар»
1
Комбинация «Пирамида-конус»
1
Комбинация «Пирамида-шар»
1
Тестовый контроль знаний
1
Комбинация «Цилиндр-шар»
1
Комбинация «Конус-шар»
1
Конференция «Геометрия вокруг нас»
1
Всего
34ч
Используемая литература и интернет- ресурсы
-
Березин В. Н. Сборник задач для факультативных занятий по математике: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1985. - 175с.
-
Зив Б. Г. и др. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. - М.: Просвещение,1991. - 171с.
-
Карпушина Н. М. Математика и астрономия // Математика для школьников.- 2005. - №1. - с.58-62
-
Малиновская Н. В. Понятие угла в курсах математики и географии // Математика в школе . - 2005. - №4, с.14 -16.
-
Перельман Я. И. Занимательная геометрия. - М.: Гос. Издат,1955. -289с.
-
Перельман Я. И. Веселые задачи. - М.: Пилигрим,1997. -206с.
-
Шарыгин И. Ф. Геометрия 9 - 11 кл: От учебной задачи к творческой: Учеб. пособие. - М.: Дрофа, 1997. -326с.
-
sc18apsh.narod.ru/qwest/qwest.htm
-
nkj.ru/archive/articles/19307/ (Наука и жизнь, Полезная геометрия)